Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

Фильу. Католическая лига выступила против него, обвиняя в принадлежности к масонству. Кампания против Кафе Фильу была тактической ошибкой церковников. Он пользовался поддержкой американских монополий и являлся доверенным лицом Варгаса; кроме того, он был избран на пост вице-президента, несмотря на громкие протесты церкви. В 1954 г., когда Варгаса свергли и он застрелился, временным президентом стал Кафе Фильу, вокруг него объединились все проимпериалисгические силы страны. Церковь, тесно связанная с этими силами, была вынуждена поддержать преемника Варгаса.

На выборах в 1955 г. Католическая лига и духовенство воздержались от прямого участия в политической кампании, заявив, что все президентские кандидаты и кандидаты в депутаты являются «добрыми католиками». Однако в 1958 г. во время частичных выборов в конгресс и ассамблеи штатов церковь и Католическая лига ополчились против кандидатов, поддерживаемых коммунистами и другими прогрессивными силами.

После выборов 1958 г. Национальная конференция епископов, заседавшая в Гойании, большинством голосов решила прекратить деятельность лиги. Был взят курс на поддержку недавно основанной демохристианской партии, которая тем не менее не стала влиятельной силой.

Растущая связь между церковной иерархией и господствующими классами Бразилии не способствовала поднятию авторитета церкви среди широких масс населения. В стране широко распространились различные негритянские культы, число приверженцев которых постоянно росло. По официальным данным, увеличилось и число неверующих. По переписи 1940 г., 87 тыс. человек объявили себя атеистами, а десять лет спустя их было уже зарегистрировано 220 тыс.

Одной из особенностей Бразилии 70-х годов является рост последователей различных деноминаций протестантизма43.

Французский ученый Роже Бастид связывает рост протестантского влияния с политикой католической церкви по отношению к негритянскому населению. Он пишет: «Успех протестантизма среди негров Бразилии вызван тем, что первые протестанты в XIX в. выступали за отмену рабства. Сегодня католическая церковь проявляет дискриминацию по отношению к неграм в некоторых городах, церковники не принимают негритянских детей в школы гуманитарного профиля, (в некоторые братства белых и т. п., в то время как протестанты выступают с позиций расового равноправия» 44.

Не менее характерен для условий Бразилии и рост последователей различных спиритических сект, число которых составляет несколько миллионов. Католический писатель Талес де Азеведу рассматривал спиритизм как одну из самых серьезных опасностей для церкви в Бразилии. Растет также число сторонников оккультизма, теософии и позитивистской церкви. Многие спиритические центры, позитивистские и прочие некатолические религиозные организации выступают в защиту мира, против империализма. Успех этих сектантских движений отражает недовольство широких масс политическим курсом церкви, ее связями с наиболее реакционными кругами страны. 47 46 48 49 50 51

тельства необходимости отмены церковного безбрачия палатой депутатов и ее подлинная и законная юрисдикция в этом вопросе».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа конфликта между церковью и государством, проходившего через всю историю стран Латинской Америки от войны за независимость в начале прошлого столетия до середины XX в., объясняется прежде всего его классовым характером. Как и в Европе, этот конфликт был столь острым и продолжительным потому, что церковь выступала союзницей олигархии, отстаивала старый порядок, цеплялась за свои особые права и привилегии, унаследованные от колониального режима, и не признавала новых буржуазных реальностей, возникших с образованием независимых республик.

Таким образом, если народам Латинской Америки понадобилось около 16 лет, чтобы избавиться от испанского господства, то на отделение церкви от государства они затратили свыше 100 лет.

Особенно обострялись отношения между церковью и государством в периоды социальных катаклизмов, революционных кризисов, иностранных интервенций.

В XIX в. церковь боролась с просветителями, сторонниками независимости и патроната, либералами, а с появлением рабочего движения — с анархо-синдикалистами, социалистами. После победы Октября она воевала с коммунизмом, с Советским Союзом.

Вц. все времена находились служители культа, выступавшие с противоположных позиций. Представители этих течений, как правило, покидали церковные ряды и включались в общегражданское движение. По мере того как в лоне церкви усиливались инте-гристские течения, авторитет ее падал, власть над верующими терялась. • g

Кризис наступил в конце 50-х годов XX в., когда успехи социализма, крушение колониализма, развитие научно-технической революции и мирового революционного процесса, проникновение человека в космос и другие эпохальные научные достижения со всей очевидностью поставили перед церковью вопрос: или оставаться на прежних позициях и продолжать терять адептов, или попытаться выйти из тупика, сменить старое, потрепанное одеяние на более современное. Последняя точка зрения возобладала. Перемены начались в годы правления папы Иоанна XXIII (1958—1963) и были закреплены в решениях II Ватиканского вселенского собора (1962—1965).

В Латинской Америке новый- курс католической церкви рождался на фоне мощного подъема антиимпериалистической борьбы й победы Кубинской революций, открывшей путь к социализму. Ввиду специфики региона обновленческий курс принял здесь особо радикальную окраску. В 60-е годы в Латинской Америке появилась «мятежная» церковь, сторонники которой высказывались за ломку отживших олигархических структур, осуждали империализм, выступали в защиту революционной Кубы и за социализм.

Быстрая радикализация латиноамериканского духовенства вызвала сильное беспокойство в правящих кругах США и в Ватикане. Папа Павел VI, выступая на II конференции Латиноамериканского епископального совета (СЕЛАМ) в Медельине (Колумбия) в 1968 г., осудил «мятежных» церковников, призвал духовенство и верующих отказаться от революции и следовать реформистскому курсу. Однако этот призыв не оказал существенного влияния на ориентацию духовенства, часть которого продолжала выступать с нонконформистских позиций. Особенно мужественно «мятежные» священники осудили диктаторские проамериканские режимы в Чили, Парагвае, Уругвае и других республиках, разоблачая их преступления против народа, преследования, пытки и убийства без суда и следствия коммунистов. Многие из этих священников сами пали жертвами террора. В Никарагуа, Сальвадоре духовенство приняло активное участие в свержении режимов Со-мосы, Ромеро и им подобных ставленников Пентагона и ЦРУ.

Активная антвдиктаторская позиция заангажированных служителей церкви в странах Латинской Америки не встретила поддержки в Ватикане. И Павел VI, и Иоанн Павел II оказались неспособными предложить программу перемен, соответствующую нынешним потребностям Латинской Америки. Народы желают коренных изменений не на словах, а на деле. И если церковь и на этот раз повернется к ним спиной, то вряд ли она сможет удержать свои и без того шаткие позиции в регионе, где проживает почти половина ее нынешних последователей.

Таков урок, преподнесенный католической церкви историей. Будущее покажет, извлечет ли она из него полезные для себя выводы или вернется на прежние позиции защиты несправедливого и обреченного социального порядка.

1

См.: Ларин H. С. Борьба церкви…, с. 47.

2

Григулевич И. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М.: Наука, 1972; Он же. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI—XVIII вв. М.: Наука, 1977.

2 Ларин Н. С. Борьба церкви с государством в Мексике (Восстание «кристерос» в 1926—1929 гг.). М.: Наука, 1965, с. 47.

3-4 Фостер У. 3. Очерк политической истории Америки. М.: ИЛ, 1953, с. 487.

5 Там же.

6 Nouvelle histoire de l

7 Ibid., p. 361—362.

8 21-й канон, принятый на 21-й сессии Тридентского собора, был сформулирован так: «Если кто-либо будет утверждать, что Иисус Христос был дан людям как избавитель, на которо

9 Murray P. V. The Catholic church in Mexico ((1519

10 El Tiempo, 10.11 1979.

3

Furlong G. Los jesu

4

Amunategui

5

Greenleaf R. E. The Mexican Inquisition and the Enlightement. — In: History of Latin American Civilisation. London, 1969, p. 388.

6

Medina L. F. La imprenta en Bogot

7

Ibid., p. 393.

8

Levin B. La rebeli

9

Григулевич И. P. Крест и меч: Католическая церковь в Испанской Америке, XVI—XVIII вв.

10

Menendez

11

Madariaga S. The Fall of the Spanish American Empire. New York, 1947,

р. 282—283.

12

Pic

13

Ingenieros /. La evoluci

14

Созина С. A. Тупак Амару — великий индейский повстанец. М.: Наука. 1979, с. 110.

15

Там же.

16

Batllori

17

Ibid., p. 76.

18

Ibid., p. 51.

19

Ibid., p. 93.

20

В списке иезуитов, напечатанном Мирандой в одном нз примечаний к письму Вискардо, отсутствуют имена Годоя и братьев Вискардо.

21

После занятия войсками Наполеона Болоньи в 1798 г. иезуитам был разрешен въезд в Испанию, однако в 1801 г. в связи с декретом папы Пия IV, легализовавшего существование ордена в России, Наполеон вновь выслал их из Испании.

22

Batllori М. El abate…, p. 139.

23

Текст письма без указания авторства и под названием «Письмо к американцам испанского происхождения» опубликован и в монографии А. И. Штрахова (Война за независимость Аргентины. М.: Наука, 1976,

с. 354—371). Публикация сопровождается следующим комментарием: «Это письмо написано, по-видимому, в 1791 г. Публикуется оно с незначительными сокращениями. Передавая содержание документа, мы нс пытались сохранить стилистические особенности испанского оригинала (подч. — А. /77.), чем и объясняется известная модернизация языка документа». Судя по этому комментарию, автор монографии не знал ни

24

Паркс Г. История Мексики. М.: ИЛ, 1949, с. 164—165.

2 Только епископ мог возвести в эту должность другого священника.

3 Григулсвич И. Р. Крест п меч: Католическая церковь в Испанской Америке, XVI—XVIII вв. М.: Наука, 1977, с. 246.

4 Mora

p4 200-202.

6 Historia documental de M

25

Леонов H. С. Очерки новой и новейшей истории стран Центральной Америки. М.: Мысль, 1975, с. 6.

2 Rycroft S. W., Clemmer М. М. A Factual study of Latin America. New York, 1963, p. 48. Сравнительно большой процент некатолнков (в Никарагуа— 29%) объясняется тем, что в этих странах распространена конкубинат. Католиками считаются только те, кто был крещен; многие бедняки не крестят своих детей, не имея возможности оплатить связанные с этой церемонией расходы.

3 Zu

4 Леонов H. С. Очерки…, c. 46.

5 Цит. по: Карнеро Чека X. Очерки о странах Латинской Америки. М.: ИЛ, 1960, с. 225-226.

6 Диас Россотто X. Характер гватемальской революции. М.: ИЛ, 1962, с. 228.

7 Там же, с. 21.

8 Цит. по: Ториэльо Г. Битва за Гватемалу. М.: ИЛ, 1956, с. 35.

9 The Conflict between church and state in Latin America. New York, 1964, p. 178.

10 Карнеро Чека X. Очерки…, с. 226.

26

La Civilt

12 Национальное процессы в Центральной Америке и Мексике. М.: Наука, 1974, с. 185-187.

13 Томас А. Б. История Латинской Америки. М.: ИЛ, 1960, с. 558.

14 Цит. по: Расы и народы. М.: Наука, 1971, вып. 1, с. 205.

15 Там же, с. 209.

16 Леонов H. С. Некоторые проблемы политической истории Центральной Америки XX столетия. М.: Наука, 1972, с. 166.

17 Lloyd Mecham J. Church and State in Latin America. Chapel Hill, 1934, p. 329.

18 Нитобург Э. Л. Сальвадор. M.: Мысль, 1974, с. 9.

19 Карнеро Чека X. Очерки…, с. 477—478.

20 Наука, 1967, с. 347.

21 Леонов Н. С. Некоторые проблемы…, с. 172.

22 Lloyd Mecham J. Church…, p. 330.

23 Nicaragua. El pueblo frente a la dinast

24 Lloyd Mecham J. Church…, p. 331.

27

W

2 Ibid., p. 78—79.

3 Льянеро — жители степей, скотоводы. Отличались мужеством и свободолюбивым нравом, принимали активное участие в войне за независимость.

4 Lloyd Mecham J. Church and state in Latin America. Chapel Hill, 1934, p. 123.

5 Гонионский С. А. Колумбия: Историко-этнографические очерки. M.: Наука, 1973, с. 159.

6 Lloyd Mecham J. Church…, p. 124.

7 Ibid., p. 129.

8

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн