Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

в середине прошлого столетия, что на 6 тыс. священников и монахов, имевшихся в Мексике в начале XIX в., на стороне патриотов было всего 140 человек49. Иезуит Куэвас называет общее число священников — 8 тыс. и, не приводя ни единого доказательства, утверждает, что из них на стороне патриотов выступало около 6 тыс. Эта цифраплод воображения иезуитского историка.

После подавления восстания под руководством Идальго и Морелоса в Мексике продолжалась партизанская война против колониальных властей. В 1821 г. глава карательных войск Итурбнде и вождь партизан Герреро пришли к соглашению, в результате которого была провозглашена независимость Мексики. Церковники видят в этом немалую заслугу духовенства, склонившего Итурбиде перейти на сторону патриотов. Соответствует ли сказанное действительности?

Освободительная борьба в Мексике с переменным успехом продолжалась десять лет. В 1820 г. в Испании произошли политические события, заставившие часть колонизаторов изменить свое отношение к вопросу о независимости. В Кадисе вспыхнуло восстание экспедиционного карательного корпуса, предназначенного к отправке в американские колонии. Вслед за этим было образовано правительство, практически лишившее Фердинанда VII власти и возродившее демократическую конституцию 1812 г. Конституция отменяла инквизицию, запрещала деятельность иезуитского ордена, секуляризировала недвижимую собственность монастырей и объявляла свободу печати. Действие конституции распространялось и на колонии.

Эти события вызвали большую растерянность у мексиканских властей, которые опасались, что связь Мексики с метрополией приведет к осуществлению демократических свобод, провозглашенных конституцией 1812 г. Церковь и действовавшие с ней заодно колониальные власти предпочитали скорее отделиться от Испании, чем согласиться на проведение реформ, к которым их обязывала конституция 1812 г. Именно такое решение приняла влиятельная группа прелатов во главе с испанскими священниками Монтеагудо, Барсена и Лопесом Браво-и-Пименталь.

В начале 1821 г. на совещании в столичном монастыре Ла-Професа, па котором присутствовали в числе других инквизиторы Монтенегро и Тирадо, а также Итурбиде, было решено порвать с либеральным правительством Испании и провозгласить независимость Мексики. Политическая программа заговорщиков была сформулирована в Игуальском манифесте, названном так по имени местности, где он был обнародован Итурбиде 2 марта 1821 г. Манифест провозглашал католическую религию государственной, запрещал исповедание любой другой религии и обеспечивал церкви все привилегии и особые права («фуэрос»), которыми она пользовалась при колониальном режиме.

В результате произведенного переворота власть перешла к регентскому совету, в который вошли наряду с Итурбиде священники Барсена и Лопес Браво-и-Пименталь. Последние надеялись превратить Мексику в монархию во главе с Фердинандом VII или одним из его отпрысков и тем самым сохранить в ней существовавшие при колониальном режиме порядки.

5 июля 1821 г. Лопес Браво-и-Пименталь в послании к Фердинанду VII писал, что «никто из американцев и европейцев не может наблюдать хладнокровно деспотизм (кадисских) кортесов и отсутствие у них набожности и веры, с которыми они лишили ваше королевское величество суверенных прав с тем, чтобы разрушить королевство и католическую религию. Поэтому господа офицеры, стоящие на страже прав своего католического монарха, восстали со своими войсками и провозгласили независимость от кортесов и их конституции для обеспечения вашему величеству этих владений и просят вас или одного из вашей семьи прийти править ими, только так Америка обретет спокойствие и сохранит свою религию» 50.

Убедившись, что ни Фердинанд VII, ни один из его отпрысков не захотел управлять мексиканцами, Лопес Браво-и-Пименталь в опубликованном в Испании 30 марта 1822 г. заявлении вновь повторил, что «деспотизм кортесов — вот причина потери Америки и провозглашения ею независимости, ибо было невозможно терпеть плохое правительство, основанное на конституции, его безбожных и кощунственных декретов, аннулировавших набожный и апостолический трибунал священной инквизиции, который поддерживал права трона и церкви, а также ликвидацию мо-пашеских орденов во главе с отцами-иезуитами, являвшимися опорой католической веры и религии в Испании и в Америке» 51.

Таким образом, страх перед демократическими преобразованиями в метрополии п желание во что бы то ни стало сохранить политическое влияние и привилегии, которыми пользовалась церковь в колониальный период, побудили мексиканских церковников и их союзников — креольских олигархов пойти на разрыв с Испанией.

Духовенство против патриотов Великой Колумбии

На севере Южной Америки главными центрами антииспан-ского восстания стали Венесуэла и Новая Гранада.

Какова же была роль церкви в этом районе в период войны за независимость? Церковники утверждают: духовенство поддерживало патриотов, оказывало помощь Боливару, а что касается его самого, то он был примерным верующим и другом церкви. Таков тезис венесуэльского клерикального историка епископа Наварро. В одной из своих работ он пишет, что «церковь всегда восхваляла Симона Боливара, освободителя Америки, и с большим основанием, ибо в его жизни и в его действиях имеется много достоинств, которые религия может считать заслуживающими божественного одобрения и обессмертившими его славу среди последователей Христа»62. Клерикальный историк Андрэ заявляет: «Американское духовенство с 1814 по 1830 г. считало честью для себя сотрудничать в деле политической и религиозной организации, предпринятой Боливаром, всегда его поддерживать, защищать его в последние два года его жизни, бывшие для Боливара тернистым путем» 53.

Соответствует ли это действительности? Обратимся к фактам. В восстании 19 апреля 1810 г. в Каракасе, низвергнувшем испанскую власть, активное участие на стороне патриотов принимал только один священник — каноник Кортес Мадариага. Церковные апологеты обходят молчанием это имя. Почему? Потому что Кортес Мадариага был убежденным республиканцем и сторонником народовластия. Он был активным участником основанной Мирандой в Париже патриотической ложи «Американское собрание», члены которой посвятили себя борьбе за независимость. Кортес Мадариага, чилиец но национальности, очутился в Каракасе накануне апрельских событий в роли посланца Миранды. Каноник призывал к крутым мерам по отношению к церковникам, выступавшим в поддержку колонизаторов. Вот почему о Кортесе Мадариаге «забывают» клерикальные историки.

В Венесуэле были три епархпи — Каракаса, Мериды и Гвианы. Епископ Мериды Милапес — «ярый роялист», как признает католический историк Варгас Угарте, вынужден был, опасаясь репрессий, примкнуть к патриотам. В марте 1812 г. он умер, что «спасло его от больших неприятностей» со стороны патриотов, отмечает тот же Варгас Угарте. Кабальеро, епископ Гвианы, стал на сторону испанцев. Должность архиепископа Каракаса была к тому времени вакантной.

В июле 1810 г. прибыл из Испании назначенный задолго до апрельских событий новый . архиепископ Нарсисо Коль-и-Прат, которому патриотическая хунта разрешила возглавить церковную иерархию в Венесуэле, с тем чтобы не давать фанатикам повода обвинять ее в «преследовании» религии. Когда в 1811 г. была провозглашена независимость страны, Коль-и-Прат заявил, что принимает ее «к сведению» и что отныне считает патронат недействительным, а церковь непосредственно подчиненной панекему престолу. Тем самым Коль-и-Прат как бы говорил, что для него распоряжения новых властей будут иметь силу только в случае их одобрения Римом.

Архиепископ с первых же дней своего пребывания в Венесуэле стал идейным главой колонизаторов и связанных с ними креолов. В октябре 1810 г. патриотические власти раскрыли в Каракасе заговор испанцев, намеревавшихся свергнуть хунту и создать контрреволюционное правительство во главе с архиепископом Коль-и-Пратом, каноником Эчеверрией и священником Мон-тенегро. Только нерешительность хунты, в которую в то время входили консервативные элементы, спасла заговорщиков от заслуженного наказания. Через несколько дней после провозглашения независимости в Валенсии вспыхнул мятеж, вызванный агитацией фанатиков священников. Мятеж был подавлен войсками молодой республики под командованием Миранды. Но и на этот раз патриоты отнеслись со снисхождением к мятежникам в рясе. Лишь немногие из них подверглись аресту. Патриоты не принимали крутых мер против контрреволюционных священников, так как опасались обвинений в неверии и преследовании церкви. Однако церковники отвечали на снисходительность властей распространением именно таких клеветнических обвинений.

Когда в феврале 1811 г. в Каракасе было опубликовано сочинение Берка в защиту веротерпимости54, Коль-и-Прат и его сторонники начали бешеную кампанию против этого постулата. Коль-и-Прат, уже будучи в Испании, вспоминал, что его сторонники в Каракасе писали па стенах: «Мы католики. Да здравствует религия, смерть Берку!» 55.

В пасхальпый четверг 26 марта 1812 г. страну постигло тяжелое песчастье —- землетрясение. Столица и многие города Венесуэлы подверглись разрушению, десятки тысяч жителей погибли под развалинами обрушившихся строений. Этим воспользовались сторонники испанцев, в первую очередь духовенство. Вот что пишет в своих воспоминаниях современник событий О’Лири, адъютант Боливара: «Фанатичный и невежественный народ может истолковывать самые незначительные события так, как это выгодно взглядам и интересам тех, кого массы привыкли уважать. К несчастью для дела независимости, духовенство, пользовавшееся большим влиянием в Венесуэле, относилось враждебно к революции, оно делало вид, что ужасное бедствие, постигшее страну, было бичом, при помощи которого божественное провидение наказывало восставших. Духовенство проповедовало против патриотов самые подрывные доктрины и взывало к небу ниспослать новые кары на тех, кто не проявлял немедленного раскаяния, пе пожелал признать справедливость божественной мести. Тот факт, что революция (антииспанское восстание. — И. Г.) и землетрясение произошли в святой четверг, злоумышленно преподносился как доказательство избрания всемогущим этого дня для проявления своего гнева. Хотя властям своевременно было сообщено о мятежной деятельности духовенства и об опасных направлениях в его выступлениях, власти были столь напуганы, что не было принято никаких мер для их пресечения» 56.

Как О’Лири, так и другие современники и очевидцы этих событий, в частности происпански настроенный креол Диас, опубликовавший в 1829 г. в Мадриде воспоминанпя, признают, что одним из немногих патриотов, не потерявших голову в день землетрясения, был Симон Боливар. Со шпагой в руке Боливар бросился на монаха, призывавшего население к бунту на главной площади Каракаса, столкнул его с импровизированной трибуны и, заняв его место, призвал народ не верить поповской клевете, сохранять порядок п оказывать помощь пострадавшим. Очевидец этой сцены Диас пишет, что Боливар закончил свое выступление фразой: «Если природа и сам бог сопротивляются нашим намерениям, мы будем бороться против них и заставим нам подчиниться» 57. Эта фраза цитируется многими консервативными историками без слова «бог» и для доказательства, что Боливар якобы был примерным «сыном церкви». Выступление Боливара, отмечает О’Лири, принесло пользу: оно нашло отклик в пароде и подтолкнуло правительство принять меры против призывавших к бунту священников 58.

4 апреля правительство республики потребовало от архиепископа Коль-и-Прата обнародовать послание к верующим и объяснить в нем, что землетрясение — «такое же обычное природное явление, как дождь, град, молния и т. п., и что в крайнем случае оно могло служить инструментом, при помощи которого божественная справедливость наказывает моральные пороки, как это могло быть н с другими явлениями, но оно не имеет ничего общего с политическими системами и реформами Венесуэлы». На следующий день в новой ноте правительство потребовало от архиепископа немедленно указать священникам на их «строгую и незыблемую обязанность не вводить в заблуждение народ нелепыми инсинуациями о том, что политическая революция вызвала землетрясение», и на их

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн