Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

обязанность «использовать свое влияние на прихожан, с тем чтобы они поддерживали дело свободы».

Коль-и-Прат не спешил выполнить требования правительства. Он знал, что на Каракас наступают сторонники Испапшт под командованием капитана Моитевсрде, и всячески пытался выиграть время. Одним из вдохновителей Модтеверде был свящеп-пик Андрес Торрельяс, который, пользуясь своим влиянием па туземное население, убедил индейского вождя Рейеса Варгаса поддержать Монтеверде, что способствовало успехам испанцев.

10 апреля в ответе правительству архиепископ писал: ему «хорошо известно, что дождь, град, молния и землетрясения являются следствием естественных причин, однако также известно, и никто в этом не сомневается, что суверенный творец природы, властвуя, управляя п руководя подчиненными ему силами, использует их для наказания порочных людей н для раскаяния грешников».

В конце своего ответа Коль-вг-Ират обещал издать соответствующее послание, когда он сможет освободиться от «бесчисленных дел, требующих его внимания денно и нощно».

Иезуитский ответ архиепископа ясно показывал, в интересах кого он действовал. Несмотря на новые напоминания и приказы правительства, Коль-и-Прат под предлогом недомоганий и других надуманных причин тянул с посланием до 8 июня, когда он, наконец, представил его текст на одобрение властям. В нем не осуждалась контрреволюционная проповедь духовенства. Ввиду этого Миранда, возглавлявший правительство, принял решение больше не церемониться с архиепископом и отдал приказ арестовать его^ и выслать из страны. Этому приказу не суждено было осуществиться. Каракас 30 июля был занят испанцами.

Архиепископ Коль-и-Прат встретил испанцев колокольным звоном. Этот «слуга божий» стал помогать карателям преследовать патриотов. 5 августа он направил инструкцию священникам своей епархии следующего содержания: «Немедленно сообщите под секретом списки лиц, у которых имеются изображения и скульптуры, книги и другие запрещенные издания, указывая при этом имя, фамилию и адрес лица, названия книг или брошюр, их число, место хранения или места, где выставлены недозволенные изображения и скульптуры, а также как их использовали или используют, как используют указанные выше книги или распространяют содержащиеся в них тлетворные доктрины. Также сообщите мне под секретом о политических грешниках, в особенности о безбожниках и неверующих, совратителях и апостолах неверия, о тех, кто ежегодно не исповедуется и не причащается, кто отказывается освятить в церкви брачные узы, несмотря на полученное предупреждение» 5Э.

Вслед за этим полицейским циркуляром архиепископ Каракаса опубликовал послание к верующим, в котором утверждал, на этот раз без всяких оговорок, что землетрясение было карой божьей за их «безбожные» действия.

Испанцы, захватив Каракас, не церемонились с патриотами так, как те церемонились с враждебными им священниками. Кортес Мадариага вместе со многими другими сторонниками был выслан в Испанию, где его заточили в тюрьму.

Одним из немногих патриотов, которому удалось спастись от террора колонизаторов, был Боливар. Он перебрался в Новую Гра-наду? где начал готовить освободительную экспедицию в Венесуэлу. В воззвании, опубликованном в Картахене 15 декабря 1812 г., Боливар, анализируя причины падения первой Венесуэльской республики, писал: «Влияние церковников, кощунственно использовавших свой священный сан в поддержку тех, кто развязал гражданскую войну после землетрясения, сыграло очень большую роль в поднятии против республики населения сельских местностей и провинциальных городов н в том, что враг мог одержать такую победу. Однако мы должны откровенно признать, что эти предатели-священники могли совершить свои отвратительные преступления, в которых их справедливо обвиняют, только потому, что они пользовались полной безнаказанностью». В том же документе Боливар отмечает, что «клерикальная партия всегда оказывала поддержку деспотизму и была его союзницей» 60.

Освободительная экспедиция, предпринятая Боливаром из Новой Гранады в 1813 г., увенчалась освобождением Каракаса. 7 августа 1813 г. войска патриотов под командованием Боливара вошли в столицу Венесуэлы, где вновь встретили Коль-п-Прата. На этот раз патриоты решили заставить его действовать в их интересах. Это было тем более необходимо, что регентство (испанское правительство) направило епископам Испанской Америки циркуляр, предписывающий активизировать борьбу с патриотами. В циркуляре говорилось: «Высокое звание вашего степенства, священный характер священников и других представителей духовенства, моральная сила их проповедей, основанных на неопровержимых истинах святого Евангелия, принесут более продолжительный и прочный результат, чем покорение и подчинение при помощи победоносного оружия, выступающего за справедливое дело»61.

10 августа Боливар направил архиепископу резкое письмо, в котором указывал, что в случае использования церковниками их влияния во вред республике они будут наказаны со всей строгостью закона. Боливар приказал архиепископу, чтобы все приходские священники, проповедники и исповедники еженедельно объясняли прихожанам с амвона «справедливые принципы американской эмансипации, убеждали в необходимости поддерживать и защищать ее всеми средствами и жизнью, предупреждали простых людей против провокаций врагов республики. Тех же священников, которые не будут выполнять этих указаний, епископу следует отстранять от должности» 62.

Еще более резкое письмо направил архиепископу Рафаэль Мерида, министр внутренних дел, в котором отмечал, что предыдущая деятельность Коль-и-Прата способствовала «закабалению американцев, преследованиям и охаиванию друзей свободы». Мерида осуждал изданные архиепископом после падения первой республики послания, «клеветнические и враждебные американскому имени», и требовал немедленного обнародования нового послания в защиту республики: «Генерал (Боливар. — И. Г.) просит передать, — говорилось в письме, — что в противном случае даже он не сможет обеспечить Вашему степенству личную безопасность» 63.

Лишь месяц спустя Коль-и-Прат опубликовал послание к верующим, призывая их поддерживать правительство республики. Боливар приказал ему лично объехать епархию, чтобы повлиять на население в пользу патриотов.

Коль-и-Прат во время этой поездки много говорил об ужасах войны, но воздерживался от призывов поддержать правительство республики. В новом письме Мерида возмущался п осуждал от имени Боливара поведение архиепископа.

Между тем испанцы и их сторонники продолжали плести заговоры против патриотов. По приказу Боливара мятежников расстреливали, что возмущало епископа Коль-и-Прата, требовавшего от Боливара сохранения им жизни. Отвечая на одно из таких домогательств церковного иерарха, Боливар писал ему 8 февраля 1814 г.: «Только что прочел письмо вашей светлости, в котором вы высказываете очень важную для меня просьбу — пощадить жизнь испанцам, приговоренным по моему приказу к расстрелу. Мне не меньше вашей светлости прискорбен этот жертвенный акт. Только благополучие моей родины могло вынудить меня при-^ пять такое решение. Я убежден, что в этом случае пощада увели-» чила бы число жертв и обманула бы те самые чувства жалости, которые движут вашей светлостью в стремлении охранить их от наказания. Иначе я бы поспешил сообщить вам о своей готовности удовлетворить вашу просьбу» 64.

И все же врагам республики вскоре вновь удалось взять перевес и оккупировать столицу. Боливар вновь очутился в Новой Гранаде, где был назначен главнокомандующим войсками патриотов. Созданный после свержения испанского владычества конгресс Новой Гранады поручил ему предпринять наступление на Боготу, власти которой отказались подчиняться патриотам.

Подойдя к Боготе, Боливар предложил властям города сдаться. Но последние предпочли вооружить испанцев и мобилизовать духовенство против Боливара. Местные церковники специальным эдиктом отлучили Боливара и его солдат от церкви и предали анафеме. Один из священников, пресвитер Торрес-и-Пенья, сочинил вирши, в которых клеветал на Боливара и его солдат. Поэт в сутане писал: «Кровавый Боливар наносит нам оскорбление, он требует оказывать бандитам-неграм уважение. Хотя у них и офицерский мундир, но это только банда убийц — погонщики мулов, рабы и бродяги, воспитанные Боливаром на преступлениях». Этот же поп сочинил и такое «произведение»: «Боливар, жестокий Нерон, ирод, каких мало, хочет разрушить нашу жизнь и религию. Пусть свой долг исполнят все — чапетоны (аристократы. — И. Г.), граждане и добрые христиане. В бой же, пока не добьемся смерти этого тирана» 65.

Боливару не оставалось другого выхода, как взять штурмом Боготу. О’Лири, адъютант Боливара, пишет по этому поводу: «В Новой Гранаде часто политика и религия идут об руку, и имеется немало примеров, когда совершались ошибки и даже преступления во имя всевышнего… Священники-фанатики приучили смотреть на солдат (патриотов. — И. Г.) как на врагов бога, на отлученных от церкви, любое общение с которыми означало бы нарушение церковного учения» 66.

Войдя в Боготу, Боливар, возмущенный поведением церковных властей, направил им письмо, в котором протестовал против использования для борьбы с ним «религиозных чувств и фанатизма толпы». В церковном эдикте, писал Боливар, «поносился мой характер, я представлялся святотатцем и неверующим, я и все мои войска предавались отлучению. В эдикте было сказано, что я являюсь виновником смерти и разрушения, постигших эти страны, и утверждалось, что вся моя армия, лишенная чувства человечности, намеревалась покуситься на нашу святую и нерушимую религию, на ее священников и храмы, на ее ренты и драгоценности и даже на девственниц и священные сосуды» 67. Отметив, что его армия крайне гуманно отнеслась к побежденным, Боливар потребовал от церковников отменить эдикт п влиять на население в доброжелательном для его армии духе. Церковникп, опасаясь возмездия, поспешили выполнить требование Боливара и стали служить молебны в его честь.

Патриоты в Новой Гранаде, однако, и на этот раз были вынуждены сдать свои позиции под натиском превосходящих сил испанцев — экспедиционного корпуса под командованием маршала Пабло Морильо, направленного из Испании в Венесуэлу в 1814 г. для подавления восставших. И вновь Боливару пришлось оставить Венесуэлу, он нашел убежище на Ямайке.

Между тем Морильо объявил, что его задача — «защитить» религию и уничтожить «еретические» принципы независимости. Он смотрел на духовенство как на инструмент колонизаторской политики. Маршал восстановил трибунал инквизиции, преследовал священников, заподозренных в симпатиях к патриотам, и репрессировал тех из них, родственники которых участвовали в борьбе за независимость. По его распоряжению 95 «ненадежных» священников были высланы из Новой Гранады в Венесуэлу.

Морильо не пощадил и самого Коль-и-Прата. Сочтя его прошлое поведение недостаточно решительным по отношению к патриотам, маршал добился в 1816 г. его отзыва в Испанию. Перед отъездом архиепископ Каракаса обратился к верующим с прощальным посланием, в котором пытался оправдать свою двуличную политику и подтверждал враждебность к освободительному движению. «Если в прошлом, — писал он, — уступая обстоятельствам и добиваясь спасения этих провинций от окончательной гибели и сохранения их для законного суверена, мы звали вас, как и многих других его верных вассалов, присягать так называемой независимости; если затем после вторжения (подразумевается освобождение Каракаса Боливаром. — И. Г.), расстройства правительственного порядка и охватившей всех нас разрухи мы призывали в наших письмах подчиняться вождям восстания, одним словом, если во время самой катастрофической революции, стоившей нам стольких слез, вы нас видели послушным и скромным, точно голубь, знайте, что мы действовали с хитростью змия и что перед господом мы думали то, что нам следовало думать».

Оправдываясь, Коль-и-Прат утверждал, что своим поведением он пытался сохранить существование «несчастной церкви». В этом заключалась наша великая цель, и мы ее добились» 68. Этот документ довольно красноречию рисует двуличный облик архиепископа Каракаса Коль-и-Прата ж его

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн