Скачать:TXTPDF
Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 — 1981 годы. И. Григулевич

подлинное отношение к борьбе за независимость.

Морильо настоятельно требовал от испанского правительства присылки надежных церковников, с тем чтобы использовать их в качестве пропагандистов на службе колонизаторов. 20 сентября 1818 г. маршал писал испанскому военному министру: «…Я не колеблюсь утверждать вашему превосходительству, что 40 или 50 монахов и такое же число священников для приходской службы повлияют больше на общественное мнение и будут больше способствовать усмирению этих стран, чем целая дивизия отборных войск»69. Испания, однако, уже была не в состоянии посылать в Америку ни войска, ни надежных церковников.

В 1817 г. Боливар вновь возвратился в Венесуэлу и возглавил освободительное движение. Патриотам удалось на этот раз укрепиться в провинции Гвиана, главный город которой — Анго-стура стал местопребыванием правительства независимой Венесуэлы. В Гвиане было много миссий, руководимых монахами ка-пуцинского ордена. Капуцины не преминули поднять индейское население против патриотов, что вынудило последних ликвидировать миссии. Капуцины подверглись аресту, а затем были расстреляны по распоряжению патриотических властей.

В 1819 г. армия патриотов предприняла поход через Анды, вторглась в Новую Гранаду, освободила Боготу. Вскоре было провозглашено объединение Венесуэлы и Новой Гранады в республику Великая Колумбия, президентом которой стал Боливар, а вице-президептом — Франсиско де Паула Сантандер. С этого времени Новая Гранада становится основной базой сопротивления патриотов испанцам.

Как и в других областях испанской колониальной империи, высшее духовенство Новой Гранады враждебно отнеслось к независимости. Возникшая в 1810 г. патриотическая хунта в Боготе запретила архиепископу Хуану Б. Сакристану, прибывшему из Испании, явиться в столицу ввиду его откровенной враждебности к патриотам. Сакристан обосновался на Кубе. Карильо, епископ Картахены, выступил против независимости и был выслан. Ре-дондо, глава церковных властей в Санта-Марте, за враждебное отношение к патриотам был арестован, бежал п вернулся в Испанию. Когда Морильо завладел Новой Гранадой, архиепископом Боготы был назначен прелат Герра. Оп отказался поддержать патриотов и был смещен с должности по приказу Боливара. Сальвадор Хименес де Энсисо, епископ Попайяпа, поддерживал испанцев и призывал население к борьбе с патриотами. Смещенный со своей должности, Хименес разразился проклятиями и рутаныо в адрес правительства. Впоследствии Хименес в течение нескольких лет был душой антипатриотического восстания в районах По-пайяна и Пасто.

Столь же враждебно -отнеслись к патриотам новый епископ Картахены Родригес и епископ Мериды Лассо де ла Вега.

Освободив Новую Гранаду от колонизаторов, Боливар принял строжайшие меры против происпанских церковников. В письме к вице-президенту Сантандеру от 15 ноября 1819 г., отмечая «неизмеримый ущерб, наносимый республике священниками — сторонниками испанцев», Боливар требовал немедленно отстранить их от должностей и заменить преданными патриотами70.

Тем не менее церковники — враги независимости не унимались. Особенно злобствовал епископ Попайяна Сальвадор Хименес, предавший своих прихожан за поддержку патриотов анафеме. Сантандер писал Боливару 7 января 1820 г.: «Епископ Попайяна принес мне больше беспокойства, чем Вам — Бовес71. Все боятся отменить отлучение, наложенное Хименесом (против патриотов.— И. Г.) перед его бегством из епархии. Я попытался использовать все разумные средства (давления), но наши теологи и церковники больше боятся Ватикана, чем я — Морильо (подчеркнуто Сантандером. — И. Г.). Я уже решился действовать иначе. Этот епископ мне написал тридцать тысяч всяких гадостей, доктора Куэрво (священника-патриота. — И. Г.) обзывает исчадием дьявола, если не хуже. Кальсада (вожак испанцев. — И. Г.) остается в Пасто, собирая людей при помощи божьего помазанника и его анафем» 72.

29 марта 1820 г. Боливар сообщал Сантандеру, что в местности Согомосо десятки солдат-патриотов погибли от отравления, которое является делом рук испанцев и их приспешников — церковников. «Я готов, — писал Боливар, — расстрелять всех тех, кто окажется преступником. Это событие заставило меня приказать губернаторам северных провинций немедленно арестовать и доставить в мою ставку священников и жителей, являющихся видимыми врагами нашего дела; конфисковать их имущество, использовать из него все представляющее интерес для государства и армии, а остальное оставить семьям тех арестованных, кто женат». Боливар приказал направить арестованных в Венесуэлу и держать их там в качестве заложников, а родственников предупредить: если они нанесут малейший вред делу патриотов, то заложники поплатятся жизнью. Таким образом, заключил Боливар, «мы предотвратим рост зла и обеспечим смирное поведение значительного числа враждебных нам лиц» 73.

Не только Боливар, но и его заместитель — вице-президент Великой Колумбии, возглавлявший гражданскую власть в республике, генерал Франсиско де Паула Сантандер считали необходимым принимать репрессивные меры против контрреволюционных церковников. В 1820 г. по приказу Сантандера священники Торрес и Флорес были высланы в Картахену из провинции Ка-санаре, где вели антипатриотическую пропаганду. В дороге, по полученным Сантандером сведениям, священники продолжали сеять смуту среди населения. Ввиду этого Сантандер 26 марта 1820 г. приказал указанных священников «немедленно расстрелять, без каких-либо разговоров или объяснений, разрешив им только исповедоваться друг перед другом. Если этот приказ не будет выполнен из-за недоверия или фанатического страха, ответственные за неповиновение поплатятся не только своей должностью, но и своей жизнью» 74.

О взглядах генерала Сантандера и его единомышленников на роль католической церкви в колониальное время и в годы войны за независимость говорит так называемый «Политический катехизис». Сантандер приказом от 27 июня 1820 г. вменял в обязанность преподавать его во всех публичных и частных школах Новой Гранады. Этот важный, на наш взгляд, документ, состоящий из неполных 8 страниц печатного текста, свыше столетия замалчивался буржуазными историками. Политический катехизис был опубликован только в 1964 г., да и то не в Колумбии, а в Чили75.

В Катехизисе, во-первых, оспаривается право папы римского, «дарить» не принадлежащие ему земли, тем самым доказывается отсутствие у испанцев юридического основания на владение американскими колониями, которые им были «дарованы» папой Александром VI. Во-вторых, опровергается другой коронный аргумент испанцев: будто бы они обрели право владеть колониями в результате обращения их жителей в «истинную христианскую веру».

В «Политическом катехизисе» утверждается, что сама мысль, согласно которой право колониального владения основывается на распространении христианства, является оскорбительной для религии и что только «невежество» и «варварство» испанцев могли привести их к оправданию конкисты. Далее следуют такие вопросы и ответы:

— Разве с конкистадорами не было служителей и проповедников Евангелия?

— После первых набегов были те и другие, но такие же алчные и жадные до золота, как и их товарищи.

— И они проповедовали Евангелие?

— Когда им это было удобно. При этом они превращали все указания его божественного автора в прямую противоположность.

— Объясни мне, каким образом?

— Проповедуя Евангелие, которое все — мир и милосердие, под конвоем солдат, обычно покрывавших место проповеди трупами, объявляя точным и самым главным требованием Евангелия подчинение Испании, свержение законных принцев и огромные контрибуции 76.

Автор Катехизиса утверждает далее, что испанцы боролись с местными верованиями и обращали индейцев в христианство, применяя насилие вопреки подлинному учению Евангелия, и что если иногда среди проповедников находились подлинные апостолы, то их преследовали больше сами испанцы, чем индейцы.

В Катехизисе решительно опровергается претензия королевской власти на то, что она за свой счет строила католические храмы, алтари, содержала духовенство. Автор Катехизиса категоричен: все это делалось за счет порабощенных индейцев, которых «священник с крестом в одной руке и плеткой в другой обучал тайнам нашей веры..f7.

Автор отвечает отрицательно на «утверждение наших врагов, что религия исчезнет с провозглашением независимости». Наоборот, заявляет он, с установлением независимости религия выиграет. Государство будет покровительствовать религии, фанатизм и невежество, пропагандировавшиеся испанскими церковниками, уступят место сознательному восприятию подлинного христианского вероучения; испанцы будут заменены местными служителями культа, а после восстановления отношений с папским престолом бывшие колонии получат соответствующие их нуждам церковные привилегии, равные тем, которые ранее имела Испания.

Катехизис заканчивается следующим резюме: «Из того, о чем говорилось в этом уроке, вытекает, что прежняя зависимость не имеет законного юридического основания: что ни в результате дара папы Александра VI, или конкисты, или пропаганды и распространения католической религии Америка не могла принадлежать Исцании или ее королям. Отсюда — провозглашение нашей независимости справедливо и свято, а с ним и война, которую мы ведем во имя сохранения этой независимости. С тех пор как мы провозгласили независимость, мы получили возможность пользоваться правами свободного человека, и как таковые смогли и должны были образовывать новое общество и встать в ряд и число других стран» 78.

Конгресс Великой Колумбии в Кукуте принял в 1821 г. новую конституцию, в которой вообще не было упоминания о религии, ибо Боливар считал, что при отделении церкви от государства конституция не должна регламентировать их взаимоотношения. Тем не менее конгресс отменил трибунал инквизиции, запретил церкви заниматься цензурой печати, передал государству право на сбор десятины л распределение ее. Депутаты обратились к па-селению с манифестом, в котором предупредили, что церковники будут обвинять конгресс в распространении ложных и антирелигиозных учений, хотя депутаты не отказались от своей веры. «Бог этих проповедников, — говорилось в манифесте, — это выгоды, и их религия сводится к идолопоклонческому культу…» 79

В связи с либеральной революцией в Испании в 1820 г. Боливар усилил попытки привлечь на сторону патриотов происпан-ских священников, уверяя их в своей лояльности по отношению к церкви и противопоставляя эту позицию антирелигиозным действиям испанских либералов80. Однако Боливар каких-либо обещаний о сохранении прежних привилегий церковникам не давал. Более того, государственная деятельность Боливара свидетельствует, что он считал необходимым урезать права и привилегии духовенства. Боливар был зачинателем светского образования в Южной Америке, он лпшил духовенство десятины и права пользоваться бесплатным трудом индейского населения, он секуляризировал кладбища, в значительной мере сократил доходы капитулов и монастырей, накладывал на церковников налоги и контрибуции, которые шли на военные нужды, конфисковывал с этой же целью церковную утварь, снимал колокола и пускал их на литье пушек. В написанной Боливаром конституции для республики Боливии провозглашался революционный для того времени принцип отделения церкви от государства. Религия должна быть частным делом по отношению к государству, утверждал Боливар в комментариях к этой конституции.

Политика ограничения прав и привилегий духовенства, особенно настоятельно проводившаяся Боливаром во время его пребывания в Перу в 1825—1826 гг., была встречена в штыки церковниками. С амвона и в исповедальне, пишет О’Лири, они осуждали политику правительства как безбожную. Священники призывали избирать в органы местной власти наиболее реакционных и происпански настроенных кандидатов, что вынудило Боливара сместить епископа Арекипы.

В 1828—1830 гг. Боливар, стремясь добиться сплочения освобожденных под его руководством республик, наладил отношения с церковной иерархией, которую он надеялся использовать для укрепления своих позиций. 30 июня 1828 г. Боливар писал генералу Паэсу (будущему президенту Венесуэлы) : «Мой планобосновать мои реформы на солидной базе религии и приблизиться, насколько это совместимо с нашими условиями,

Скачать:TXTPDF

Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать бесплатно, Церковь и олигархия в Латинской Америке 1810 -1959 - 1981 годы. И. Григулевич Олигархия читать онлайн