Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Рубаи. Полное собрание

– костяком…

Единство Бытия опровергать – не дело.

О ты, шлифующий шагами небосвод,

О вестник Джебраил, был дивен твой приход!

Ты стал посредником меж разумом и Богом,

Когда, слугу Творца, узрел тебя народ.

Как можешь – Господа, о сердце, познавай,

Как тяжко б ни было, пути не прерывай.

Оковы серебра и золота сбивая,

Иди! И «ла Аллах илля Аллах!» взывай.

Чтоб Истина тебя отметила: «Мой сей!» —

С ног сердца надо снять сандалии страстей,

Путь вызнать у души и восходить на ощупь

На истинный Синай, как новый Моисей.

Меня тот червь изгрыз, по виду мал и слаб,

От коего страдал Айюб, Господень раб.

Но не стенал Айюб: рыданьям радо небо,

Лишь повод дай – и месть его друзей ждала б.

И гору тяжкую искупит легкий мох,

И сто грехов любых один искупит вздох.

Где милости один попросит, там прощенье

Десяткам грешников, взглянув, дарует Бог.

Прочь доводы ума, все прежнее забудь

И сердцем устремись, как тот бродяга, в путь.

Осмелясь пировать у Каландаров Сути,

Освободи себя, хмелен и весел будь.

О, сердце! Вот вино божественных идей,

Храни, не продавай, прильни губами, пей!

Не надо, как ручей, журчать о треволненьях,

Учись глубокому безмолвию морей.

Честь береги, ходжа, так и в чести помри,

К привалу устремлен, еще в пути помри.

Но если ты Любовь не сделал метой жизни,

Чем жизнь унылого скопца вести – помри!

Коль ты гордыню сам стреножишь – ты мужчина.

Коль над собою власть устрожишь – ты мужчина.

Уж это ль мужество – упавшего пинать!

Коль встать упавшему поможешь – ты мужчина.

Не знаниям почет, не в этом человек,

А вникни, как блюдет заветы человек.

Коль нарушать начнет обеты человек, —

Пусть важным предстает. Но это – человек?

Средь добрых – силой злой остерегайся стать,

Затеявшим разбой остерегайся стать,

Подкупленным жратвой остерегайся стать,

Кичащимся собой остерегайся стать.

Я в Тусе ночью был. Развалины мертвы.

Лишь где гулял павлин, мелькнула тень совы.

«Какую тайну вы, развалины, храните?»

И донеслось в ответ: «… у-вы… у-вы… у-вы!..»

О благостях Судьбы блажные голосят.

Не слушай. Взяв вино, уйди с подругой в сад.

Сегодня выпавший из мамкиной утробы —

Увидишь, завтра уж полезет в бабий зад.

Не знаю, с солнцем лик сравнить или с луной?

Не знаю, сахар уст – песок иль кусковой?

Стройнее – кипарис иль этот стан прелестный?

Не знаю, гурия – наш мальчик? Иль – земной?

Не лик твойбелизна жасминов майских въявь,

Не локонаромат краев китайских въявь,

Не зубы – жемчуга в рубинах райских въявь!..

Вон у дверей – не я ль? – кто ищет ласки въявь.

«Как вспомню, – говорят, – луга веснойВосторг!

А тучи!.. А в саду звенят струной – восторг!

Над розой соловей, а там другойвосторг

Глупцы! С подругой бы, тогда такой восторг!

На скатерти Судьбы где сахар, там и соль:

Любовь без слез-разлук сладка уже не столь.

Хоть, правда, никогда день не бывает в радость,

Зато наверняка любая полночьболь.

Во имя щедрых роз – подай-ка мне дирхем!

Мне вешнее вино желанно, как и всем.

Эй ты, напыщенный: учен, ума палата

Никчемный ты, ходжа, коль ты не щедр совсем.

Рок научил тебя разбою – ну и как?

Плач обездоленных тобою – ну и как?…

Не поразить тебя предсмертным стоном жертвы;

Живи – но с проклятой судьбою. Ну и как?

Кузнец-мальчишка был неопытен и мал,

Взамен подковы дас к копыту примерял.

Не он ли лунный серп, похожий на копыто,

Подковы не найдя, тарелкой подковал!

Неужто грозных бурь боится океан?

Ты – человек. Ищи людей средь обезьян.

Добро плодиться злом, а зло добром – не может.

В поступки их вникай: где правда, где обман.

Как шашки по доске, так по чужбинам мы;

То парами, то врозь, пока не сгинем мы;

Трещим под колесом – под небом синим мы;

Тщету путей земных вот-вот покинем мы.

Вслед юности гляжу – лихому табуну,

Который мне вдыхать оставил пыль одну.

Мой стан, прямей стрелы, теперь как лук согнулся,

За посох я держусь – как тетиву тяну!

Жаркое день за днем вкушающий – уйдет,

С изысканным вином вкушающий – уйдет.

Дервиш, из чашечки для скудных подаяний

Болтушку перед сном вкушающий, – уйдет.

Кому там барабан охотничий рокочет?

То сокола с небес вернуть охотник хочет.

Зачем стремятся ввысь распахнутые очи? —

Сужденную судьбу узреть из здешней ночи.

О, свыше прозванный: Махмуд и Мохаммад!

Служение тебе превыше всех наград.

Тот не изведает глотка из кубка Смерти,

Кто был из твоего пригубить кубка рад.

О Величайший! Ты – и в мире том, и тут.

Для нас ты – Мохаммад, для вечности – Махмуд.

Пред морем нежности привязываю сердце,

Под взором ласковым из глаз ручьи бегут.

Правитель царствия пророков – кто он? Ты.

Вожак сквозь заросли пороков – кто он? Ты.

Оценщик горестных уроков – кто он? Ты.

Оплот отшельничьих зароков – кто он? Ты.

Десять разумов, девять шатров, восемь уровней рая,

Семь блуждающих звезд, шесть сторон я как книгу читаю:

«Бог пять чувств и четыре опоры триадой души

В двух мирах увенчал лишь однажды – тебя создавая».

Источники для «ответов» Хайяма и «ответы» Хайяму

Жемчужины любви растут в морях иных.

Влюбленные приют найдут в мирах иных.

У птицы, что клюет зерно любви печальной,

Гнездо – вне двух миров, оно – в горах иных.

Не делавший добра, наделавший нам зла!

Чтоб Истина тебя доверьем облекла?!

Не жди прощения! И никогда не будут

«Безделье деланьем, безделицей дела».

Легко же оправдал, что ты кругом в грехах!

Такого болтуна не видывал Аллах.

Сочтя всеведенье истоком прегрешений,

Ты – рядом с мудростью! – остался в дураках.

В бокале, думает, он сердце отыскал,

И шага не пройдя, считает, что устал,

Познать и аскетизм, и радость благочестья

Он как-то упустил… Ну что ж, ходжа, привал.

Мы – фляги, если дух с вином отождествишь.

Любой из нас – камыш: стенаешь – песнь творишь.

Ты знаешь ли, Хайям, что в сути человека?

Как лампа, ты внутри светильника горишь.

Хайям! Да, плоть твоя – узорчатый шатер —

Для духа твоего жилище с давних пор.

Однако в путь позвать придет посыльный Смерти

И – свалит твой шатер. Вот весь и разговор.

Дружище! Даже так, для красного словца,

Уместно ль говорить про «место для Творца»!

Спроси себя: а где душа моя таится? —

И отповедь мою постигнешь до конца.

Хайям! В шатре небес, в глухой голубизне

Где дверь, чтоб ты спросил, чтоб был ответ извне?

Ты в кубке Бытия как пузырек в вине.

Их столько показал Всевышний Кравчий мне!

Пока ты любишь уст вишневый самоцвет,

Пока, заслышав най, готов бежать вослед,

Бог видит: ты – дитя, любитель погремушек.

Пока не бросишь их, тебя как будто нет.

«Молельный коврик чтить пристало лишь ослам:

Ханжи и плуты в рай ползут по тем коврам».

Но те ослы – в цене: из клочьев драной шкуры

Чеканят золото, всучаемое нам.

Доколе над землей кружиться небесам,

Дотоле и зверью плодиться по лесам.

Пока внимаем мы небесным письменам,

Должны мы исполнять предписанное нам.

Не хмурься! Над землей – кружиться небесам,

Легендам о тебе – кружить по городам.

Пока планетам плыть кругами вековыми,

Тебя оберегать предписано векам.

Посвящение Хайяму

Свою любимую – которой равных нет,

Которая во тьму собою вносит свет, —

Чтоб дивной красоте владыки поклонялись,

Пером смиреннейшим живописал поэт.

II. Варианты

В обличии – твоем, а не каком-нибудь.

Влюбленно красоту вбирая дни и ночи

Мгновенно все, что здесь; нетленно лишь возмездье.

Ты царство вечное на миг не променяй!

Растенье Истины, как видно, не найти;

Сдается по всему, мы не на том пути.

Оставил я мечты, закрылся на засов

От благодетелей – ничтожеств и столпов.

В мечети ль суфий – я? Монах ли иноверец?

Ведь он – такой, как я… Но сам-то я – каков?

Небесным пламенем глаза нам выжигают…

По шахматной доске немного поплясали,

Но кончилась игра – и снова в сундучок.

Когда бы сам решал, я б не пришел сюда;

Но если б сам решал, и не ушел туда.

Уж лучше, чем бродить среди развалин мира, —

Ни здесь бы я, ни там, никак и никогда.

В любви доступно ль нам слияньем душ блеснуть?

Дано лишь мудрецам слияньем душ блеснуть.

Пока не выплескан, себе плесни чуть-чуть:

За всеми ты пришел; за всеми завтра в путь.

В любви доступно ль нам слияньем душ блеснуть?

Спроси у стариков: согласны ли? Ничуть.

Всех порознь – и тебя – судьба спешит сглотнуть:

За всеми ты пришел; за всеми завтра в путь.

Возней добра и зла себя губить нельзя.

У нас с тобой дела… Дела у нас с тобою —

Будь славен Человек – вершинное творенье,

Дарящий всем любовь, лишь Сатане – презренье.

Все тайны естества Творец вручил – тебе!..

Подумай, дорогой. Похоже, ты в сомненье.

Невежда! Явью нам воплощено Ничто,

«Девятым небом» – там – водружено Ничто.

В юдоли горестной рожденья и распада

Мы – рябь на Времени, но и оно – ничто.

Тот – ревностный, а тот – с сомненьем пополам

Путь веры для себя ты избираешь сам.

Однажды вдруг, боюсь, любой из нас услышит:

«Вы заблудились! Путь лежит ни тут ни там!»

Невзгоды – временны. Перед судьбой не трусь.

Чуть отхлебнул вина, и – вдрызг! – любой зарок.

У гончаров судьбы я побывал вчера,

Над глиной что ни день колдующих с утра.

Во славу Господа – в подолы небосвода,

Во глубину земли – творимые идут.

О Ты, Чьей сущности никто постичь не смог!

Присядем на траву!.. Не долго ждать придется,

Сей мир убыточен Тебе и правоверным;

Вкусней бы стряпал Ты, барыш бы он принес.

Ведь наш прекрасный мир – недолгая забава;

Теперь нельзя сказать, что я баклуши бью:

Кумирни я отверг и на божков плюю.

Вином, возлюбленной украсить ночь свою

Неужто так бы смог в аду или в раю?

Был адским выходцем иль царствует в раю?

Не знаю, из кого слепили плоть мою:

В аду он мучится иль нежится в раю?

И грудь мою, печаль познавшую, прости,

И душу, с сердцем в плен попавшую, прости!

Мечту мою, печаль познавшую, прости,

Господь! И сердце, в плен попавшее, прости!

Ты зримым сделал здесь, и привечаешь Ты,

Хранишь меня, растишь и просвещаешь Ты.

Да и мечты твои у мира не в чести.

Влюбленных и пьянчуг коль верно в ад изгонят,

То человек тебе не встретится в раю.

Похоже, ворох тайн ты разберешь едва ль,

Уловку мудрую ты сам найдешь едва ль:

Вином рубиновым и здесь ты рай устроишь,

А в настоящий рай ты попадешь едва ль.

Все в мире сделаешь, лишь весел будь, трудясь.

Вот луг: для праздника, для радости укрась.

Саки! Прекрасного вина налей-ка мне,

Живого, страстного вина налей-ка мне, —

Чьи пузырьки, как цепь, опутывают ноги

Лишенных разума, вина налей-ка мне!

Смотри! Пока тебя ласкает мир живой,

Лишь о хорошем вздох он должен слышать твой.

Лишь каплю отплеснув, до капли выпивай.

Везде Твои силки, Ты в них манишь меня,

Притом грозишь убить, коль полонишь меня.

В силки поймав, убив доверчивую жертву,

За что ослушником Ты заклеймишь меня?!

Неужто на нее рука бы поднялась?

А юную красу – как может мирозданье…

«Обратно – пей вино! – не пустит мир иной».

Твоей любви ко мне и нежности Творец

Былые рай и ад принял за образец.

Рай – это пиршество, а что за пир без хмеля!

Какой еще мне рай? И где он, тот дворец?

По планам бы своим возвел иное небо,

Где были бы сердца свободными всегда.

Сумел залить огонь в заждавшихся очах.

Саки! Какой глоток ты выплеснул во прах! —

Залил огонь тоски в пылавших там очах.

А ты по-прежнему простым вином считаешь

Струю живой воды! Прости тебя Аллах!

А нам-то каково? Его запрет и воля

Просты как

Скачать:PDFTXT

Рубаи. Полное собрание Омар читать, Рубаи. Полное собрание Омар читать бесплатно, Рубаи. Полное собрание Омар читать онлайн