Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Две главные метафоры

М., 1979, с. 268, 202, 241, 242).

[7] «…Душа есть как бы рука: как рука есть орудие орудий, так и ум форма форм, ощущение же — форма ощущаемого» (Аристотель. О душе, 431 в 25-43 а 2. — Соч., т. 1, М., 1975, с. 439-440).

[8] Рассуждения, размышления (латин).

[9] Я сам, который не есть «я», а есть вещь, которая мыслит (франц.). Понятие cogito вело Декарта к утверждению субстанциональности существования непротяженной, мыслящей души: Ортега верно отмечает «вещность» мышления у Декарта, что, собственно, заставило последнего направить свое мышление через понятие бога к идеализму и метафизике (см.: Ляткер А. Я. Декарт. М., 1975, с. 114, 115).

[10] «…Всякая монада есть живое зеркало, наделенное внутренним действием, воспроизводящее универсум со своей точки зрения и упорядоченное точно так же, как и сам универсум» (Лейбниц. Начала природы и благодати, основанные на разуме. — Соч., т. 1, с. 405; Его же. Монадология, 62. — Там же, с. 424).

[11] Указание на место в системе Канта концепции продуктивного творческого воображения (Exhibitio originario. Einbildungskraft) (см.: Кант И. Соч., т. 6. М., 1966, с. 402-410).

[12] А. Шопенгауэр усматривал в представлении первый фактзанавес») сознания. Его главный труд-«Мир как воля и представление» (Die Welt als Wille und Vorstellung. Lpz., 1819).

[13] Маленький бог (франц.).

[14] Ортега упрощает мысль Канта, который различает так называемые объективные законы свободы (они указывают, что должно происходить, хотя бы и не происходило) и законы природы (говорящие о действительно происходящем). Законы свободы соотносительны воле и потому есть практические законы. В практической области нам безразличны последние (предельные) детерминанты нашего разума (то есть его природы или несвободы). Устраняясь от выяснения причинности нашей свободы, мы полагаем саму практическую свободу как одну из ее естественных причин. Размышление о причинности абсолютной, трансцендентальной свободы неминуемо приходит, заключает Кант, в противоречие с природной причинностью и, таким образом, является проблемой (см.: Кант И. Критика чистого разума. — Соч., т. 3. М., 1964, с. 659-660).

[15] На самом деле «все» в философии Фихте есть не только то, что Я «полагает» и что тем самым становится свершившимся фактом (Tatsache), но и то, что Я «противополагает» себе, то есть не-Я. Для Фихте важно подчеркнуть, что абсолютное Я есть именно совершающееся действие (Tathandlung), деятельность, то есть нечто всегда не тождественное себе.

Скачать:TXTPDF

Две главные метафоры Ортега-и-Гассет читать, Две главные метафоры Ортега-и-Гассет читать бесплатно, Две главные метафоры Ортега-и-Гассет читать онлайн