Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Евхаристия. Таинство Царства. Александр Дмитриевич Шмеман

Речь, следовательно, идет не о них, а о месте их в Литургии, в Таинстве.

Дело в том, что нигде в Литургии, от начала анафоры, то есть Литургии верных, и до самого конца ее, мы не находим ни одной ссылки на участие в ней двух категорий молящихся: причащающихся и непричащающихся Святых Тайн. Напротив, маломальски внимательное чтение преанафоральных, анафоральных и постанафоральных молитв не может не убедить нас в том, что после отослания оглашенных (а в ранней Церкви — и «кающихся»), «дверем затворенным» совершается Евхаристия — одновременно и принесение бескровной жертвы, и приуготовление верных к причащению Святых Тела и Крови Господа:

Паки и многажды Тебе припадаем,

и Тебе молимся, благий и человеколюбче,

яко да призрев на моление наше,

очистиши наша души и телеса

от всякия скверны плоти и духа,

и даси нам неповинное и неосужденное предстояние

Святаго Твоего жертвенника.

Даруй же, Боже, и молящимся с нами

преспеяние жития и веры и разума духовнаго:

даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе,

неповинно и неосужденно причаститися

Святых Твоих Тайн,

и небесного Твоего царствия сподобитися.

Молитва верных вторая. Литургия св. Иоанна Златоуста

Тебе предлагаем живот наш весь

и надежду, Владыко Человеколюбче,

и просим, и молим, и милися деем:

сподоби нас причаститися

небесных Твоих и страшных тайн,

сея священныя и духовныя трапезы,

с чистою совестию, во оставление грехов,

в прощение согрешений, во общение Духа Святаго,

в наследие Царствия небеснаго,

в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.

Молитва перед Отче наш, Литургия св. Иоанна Златоуста

Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию,

показавый нам пути во спасение,

даровавый нам небесных тайн откровение:

Ты бо еси положивый нас в службу сию

силою Духа Твоего Святаго:

благоволи убо, Господи, быти нам служителем

Новаго Твоего Завета,

слугам святых Твоих таинств:

приими нас, приближающихся Святому Твоему жертвеннику,

по множеству милости Твоея,

да будем достойни приносити Тебе

словесную сию и бескровную жертву

о наших согрешениях и о людских невежествиях:

юже прием во святый

и пренебесный и мысленный Твой жертвенник,

в воню благоухания,

возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа.

Молитва приношения, по поставлении на Святом Престоле Божественных Даров. Литургия св. Василия Великого

И наконец —

нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся,

соедини друг ко другу во единого Духа причастие

Анафора. Литургия св. Василия Великого

Вряд ли можно яснее явить органическую связь анафоры, принесения даров, бескровной жертвы хвалы с приуготовлением к причастию. В Святых Дарах мы опознаем Святое Тело и Кровь Христову, жертву, принесенную Христом «о всех и за вся», в причастии же принимаем ее с верой, надеждой и любовью в единстве со Христом, с Его жизнью, Его царством…

В отделении одного от другого, как это ни страшно сказать, ущербляется подлинный смысл Евхаристического Таинства, оно начинает восприниматься уже не как исполнение Церкви, явление Царства Божьего и новая жизнь, а как вкушение «вещественной святыни», превращающее таинство, по словам А.С. Хомякова, в какое-то «анатомическое чудо». Именно здесь вскрываются все тупики объяснения Евхаристии. «Обе стороны (протестантская и католическая — А. Ш.) только и делают, — продолжает Хомяков, — что-либо отрицают, либо утверждают чудесные изменения известных земных элементов, никак не понимая, что существенный элемент каждого таинства есть Церковь, и что собственно для нее одной и совершаются таинства, без всякого отношения к законам земного естества. Кто презрел долг любви, тот утратил и память об ее силе, утратил вместе и память о том, что есть реальность в мiре веры».

IV

Напомним, прежде всего, чин или порядок приготовления, каким он дошел до нас в византийском литургическом предании. Я не буду говорить о проскомидии, о которой мы уже говорили выше. Ограничимся Литургией верных.

Непосредственно после эпиклезы предстоятель начинает чтение молитвы ходатайства. Точнее, эту молитву можно было бы определить как молитву собирания Церкви — Тела Христова, явления ее во всей полноте:

Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини

друг ко другу во единого Духа причастие, и ни единого

нас в суд или во осуждение сотвори причаститися

Святаго Тела и Крови Христа Твоего.

Но да обрящем милость и благодать со всеми святыми от

века Тебе благоугодившими, —

праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники,

благовестники, мученики, исповедники, учительми,

и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся.

Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенией, славней

Владычице нашей

Богородице и Присно деве Марии,

О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестителе,

о святых и всехвальных апостолех

и о всех святых Твоих,

ихже молитвами посети нас Боже.

И помяни всех прежде усопших о надежди

воскресения жизни вечныя.

И упокой их, идеже присещает свет Лица Твоего.

Еще молим ти ся, помяни, Господи,

Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь,

юже от конец даже до конец вселенныя,

и умири ю, юже наздал еси

честною Кровию Христа Твоего,

и святый храм сей утверди даже до скончания века.

Помяни, Господи,

иже дары сия Тебе принесших,

и о нихже, и имиже, и за нихже сия принесоша.

Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих

во святых Твоих церквах, и поминающих убогия:

воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании,

даруй им вместо земных небесная,

вместо временных вечная,

вместо тленных нетленная.

Помяни, Господи, иже в пустынях

и горах, и вертепех, и пропастех земных.

Помяни, Господи, иже в девстве, и благоговении,

и постничестве, и в чистем жительстве пребывающих.

(Молитвы о властях)

Помяни, Господи, предстоящия люди,

и ради благословных вин оставльшихся,

и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея:

сокровища их исполни всякаго блага,

супружества их в мире и единомыслии соблюди,

младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи,

малодушныя утеши, расточенныя собери,

прельщенныя обрати, и совокупи святей Твоей Соборной и

Апостольской Церкви,

стужаемыя от духов нечистых свободи,

плавающим сплавай, путешествующим сшествуй,

вдовицам предстани, сирых защити,

плененныя избави, недугующия исцели.

На судищи, и в рудах, и в заточениих, и в

горьких работах, и всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих

Помяни, Боже.

И всех, требующих великаго Твоего благоутробия,

и любящих нас, и ненавидящих, и заповедавших

нам недостойным молитися о них, и вся люди Твоя

помяни, Господи Боже наш, и на вся излей

богатую Твою милость, всем подая

яже ко спасению прошения.

И ихже мы не помянухом неведением, или

забвением, или множеством имен, Сам помяни,

Боже, ведый коегождо возраст и именование,

ведый коегождо от утробы матере его:

ты бо еси, Господи, помощь беспомощным,

надежда безнадежным, обуреваемым Спаситель,

плавающим пристанище, недугующим врач:

Сам всем вся буди, ведый коегождо, и прошение его,

дом, и потребу его.

Избави, Господи, град сей, и всякий град

и страну от глада, губительства, труса,

потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных

и междоусобныя брани.

(Об епископах)

В первых помяни, Господи, (имярек),

егоже даруй Святей Твоей Церкви,

в мире, цела, честна, здрава,

долгодействующа, право правяща

слово Твоея истины.

Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих,

и мое недостоинство,

прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное:

и да не моих ради грехов возбраниши

благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров.

Помяни, Господи, пресвитерство,

еже во Христе диаконство,

и весь священнический чин,

и ни единаго же нас посрамиши,

окрест стоящих Святаго Твоего жертвенника.

Посети нас благостию Твоею, Господи,

явися нам богатыми Твоими щедротами:

благорастворены и полезны воздухи нам даруй,

дожди мирны земли ко плодоносию даруй:

благослови венец лета благости Твоея:

утоли раздоры церквей,

угаси шатания языческая,

еретическая востания скоро разори

силою Святаго Твоего Духа:

всех нас приими в Царство Твое,

сыны света и сыны дне показавый,

Твой мир и Твою любовь даруй нам,

Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам.

И даждь нам единеми усты

и единем сердцем славити и воспевати

пречестное и великолепое Имя Твое,

Отца и Сына и Святаго Духа,

и ныне и присно и во веки веков.

Аминь. И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

И со духом твоим.

(Литургия св. Василия Великого)

V

Я привел текст этой молитвы целиком, потому что она яснее и лучше всего раскрывает смысл того «приготовления к причастию», которое с нее и начинается в строе евхаристического священнодействия. Как я сказал уже выше, молитва эта собирает и соединяет воедино все космическое, экклезиологическое и эсхатологическое содержание Евхаристии, и тем самым являет, дарует нам саму сущность причастия, сущность Тела Христова и новой во Христе жизни. Но не случайно, не из любви к повторениям, мы не сразу призываемся приступить к Чаше, а предваряем причащение этой изумительной молитвой, словно замедляя ритм евхаристии. Ибо не в том причина этого замедления, чтобы мы лишний раз покаялись и приготовили себя к вкушению святыни, а в том, чтобы во всей полноте исполнила себя Церковь как Таинство Царства, как реальности нового времени и новой жизни.

Я назвал молитву ходатайства космической:

Посети нас благостию Твоею, Господи,

явися нам богатыми Твоими щедротами,

благорастворены и полезны воздухи нам даруй,

дожди мирны земли к плодоносию даруй,

благослови венец лета Твоего…

Я назвал ее экклезиологической:

утоли раздоры церквей,

угаси шатания языческая,

еретическия востания скоро разори

силою Святаго Твоего Духа.

И, наконец, я назвал ее эсхатологической:

всех нас приими в Царство Твое,

сыны света и сыны дне показавый,

Твой мир и Твою любовь даруй нам,

Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам.

Итак — мiр, Церковь, Царство. Все творение Божие, все спасение, все исполнение. Небо на земле. Единые уста и единое сердце, единое прославление и воспевание пречестного имени — Отца, Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Вот сущность этой великой, завершительной молитвы, вот последняя мольба Евхаристии, соединяющая вокруг Агнца Божьего, во Христе — весь духовный мир, начиная с Богоматери и святых и кончая всем — сам всем вся буди.

Вот что, каждый раз совершая Евхаристию, мы призываемся узреть, осознать, воспринять, во что должны погрузить все наше сознание, всю любовь, все желание, прежде чем подойти «к бессмертному Царю и Богу нашему…».

VI

По-настоящему только теперь, после завершения ходатайственной молитвы, вступаем мы в то, что выше назвали частным приготовлением к причастию: то есть приготовлением к нему не всем собранием, не всей Церковью, но молением о личном очищении каждого из нас:

…яко да чистым свидетельством совести нашея приемлюще часть святынь Твоих, соединимся святому Телу и Крови Христа Твоего: и приемше их достойне, имамы Христа живуща в Сердцах наших, и будем храм Святаго Твоего Духа. Ей, Боже наш, и да ни единаго же нас повинна сотвориши страшным Твоим сим и небесным тайнам, ниже немощна душею и телом, от еже недостойне сих причащатися: но даждь нам даже до последняго нашего издыхания достойне приимати часть святынь Твоих, в напутие жизни вечныя, во ответ благоприятен, иже на страшном судищи Христа Твоего, яко да и мы со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, будем причастницы вечных Твоих благ, ихже уготовал еси любящим Тя, Господи.

Как видим, ударение переходит здесь с общего и как бы ликующего самоприготовления всей Церкви на личное приготовление каждого члена Церкви. Св. апостол Павел пишет Коринфянам: «…Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не

Скачать:TXTPDF

Евхаристия. Таинство Царства. Александр Дмитриевич Шмеман Православие читать, Евхаристия. Таинство Царства. Александр Дмитриевич Шмеман Православие читать бесплатно, Евхаристия. Таинство Царства. Александр Дмитриевич Шмеман Православие читать онлайн