Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

но не слагают с себя неправды, вторгаются между гостей без брачных одежд (ст.11).

4. Что угрожает таким людям?

Это представляет нам Евангелие в двух примерах:

а) Что произошло с Иудеями? (ст.7).

б) Какая участь постигла человека за его самооправдание (ст.12. 13). (Фил. 2:15[1024 — чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мир]).

Почему Бог терпит между христианами смешение добрых и злых?

«И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых» (ст.10).

На брачной вечери находятся добрые и злые, и, за исключением одного, не одетого в брачную одежду; злые вместе с добрыми участвуют в благах и дарах Господа. В Церкви Христовой также находятся добрые и злые. Такое смешение служило уже соблазном для некоторых (лютеран) и не раз уже спрашивали, напр.: «может ли христианство называться божественной религией, когда в числе исповедующих ее есть также и злые? Не должно ли основать вместо старой — испорченной — новой религии или Церкви? Церковь должна быть без пятна или порока и т. д.? Поэтому мы отвечаем на вопрос: почему Бог терпит это смешение?

Потому что:

1. Добрые полезны злым.

Злых не следует искоренять, а только исправлять, поэтому и говорится, что на небе об одном кающемся грешнике бывает больше радости, чем о девяноста девяти праведных. Вместе со Христом добрые должны быть врачами злых:

а) Словом и поучением. Кто сообщает другим божественное учение, поощряет их к добру, отвлекает от пути зла — тот оказывает несравненно большее благодеяние, чем тот, кто оказывает благодеяния вещественные. Не каждое сердце очерствлено, и Дух Божий веет, где хочет.

Как даже христианские рабы в Риме действовали на знатные языческие фамилии? Как даже дети могли действовать на родителей? Будет ли всегда муж противиться любвеобильным и серьезным увещаниям своей жены и т. д.?

б) Делом и примером. Учение хорошо, но пример лучше. Пример призывает к подражанию. Домовладелец ни в чем не преуспеет со всеми своими словами, если его жизнь противоречит поучениям. Хочет ли полководец, чтобы его воины сражались мужественно, он сам должен не только мужественно говорить, но и действовать. Хочу ли я, чтобы окружающие меня внимательно слушали проповедь, я сам должен слушать ее с напряжением. Хочу ли я, чтобы другие оказали помощь тому или другому, я сам должен предшествовать своим примером.

Если мы добры, если многие истинно добры, то у злых не может быть оговорки: «я не могу быть целомудренным, честным, правдивым, воздержным, благочестивым и т. д.» Эта оговорка опровергается добрым примером.

в) Наказанием. Если ничто не помогает, то избегают злых, прекращают общение с ними! Это, быть можеть, их исправит и они опомнятся.

Кроме того, многие имеют обязанность наказывать, многие — право прощать, Церковьпредавать отлучению.

2. Злые полезны добрым.

Подобает придти соблазном, но горе тому, через кого они приходят. Подобает быть в вас ересям, да явятся искуснейшие вас в учении. Злые весьма много полезны добрым. Как?

а) Добрые отвращаются через них от подобных злых поступков. Видя пагубные следствия греха и порочной жизни, каковы, например, позор, темница, бедность, болезнь, ранняя смерть, самоубийство, страх загробной жизни, добрые устрашаются этим и остаются добрыми.

б) Больше укрепляются в добре. Конечно, не должно подвергать себя опасности и входить в общество испорченных людей. Почему? Но добро однако укрепляется только в борьбе со злом. Если человек однажды отказался от искушающего на грех предложения, то в другой раз это будет ему легче. Кто однажды или многократно поддавался влиянию заискивания, лести — тот больше не так легко допустит себя до этого.

в) Находит случай проявлять высокие добродетели. Высочайшие христианские добродетели есть: смирение, милосердие, любовь к врагам, кротость, терпение, благодарение в бедствиях. К проявлению таких добродетелей дают нам плохие люди единственный или лучший случай. Как — к смирению? К любви к врагам и т. д.?

О брачном одеянии

«И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (ст.12).

Человек предназначен к блаженному соединению с Богом. Здесь на земле оно должно начинаться, а на небе достигнуть исполнения. Это соединение с Богом представлено в нынешнем Евангелии под образом брачной вечери.

Условие для участия в ней состоит в том, чтоб каждый участвующий имел брачную одежду.

1. Что такое брачная одежда?

Брачная одежда есть любовь: любовь к Богу выше всего, любовь к ближнему столько же велика, как и любовь к самому себе.

а) Эта любовь делает души наши прекрасными и приятными в очах Божьих. Эта любовь возвышает и украшает людей. Эта любовь уже здесь соединяется с Богом и делается способной для будущего полного соединения, потому что Бог есть любовь и потому что царство небесное есть царство любви. Что может быть прекраснее души, которая любит Бога более всего и ближнего, как самого себя? б) Многие люди обманываются и ищут почетных одежд везде где-либо, а не в любви. Если бы кто молился или трудился день и ночь, роздал все имение бедным, ежедневно причащался Святых Таин, постился до восхода звезды, прошел до конца земли для обращения язычников и даже пролил свою кровь за исповедание своей веры и проч., — но если он не имеет любви, то ему не достается брачной одежды. Все вышеуказанные подвиги были бы возможны и без любви. Но с любовью они имеют самое высокое достоинство.

2. Имею ли я эту почетную одежду?

Вопрос: имею ли я эту почетную одежду, эту троякую любовь, — весьма важный вопрос. Разделим этот вопрос на несколько вопросов, пусть каждый отвечает сам собою: да или нет.

а) Люблю ли я Бога выше всего?

Нахожу ли я радость в Его заповедях, обетованиях и в Его промышлении? Есть ли для меня Господь мое единственное утешение? В состоянии ли я отказаться от всего, лишь бы не оскорбить грехом Бога? Составляет ли молитва мое любимейшее занятие и т. д.?

б) Люблю ли я ближнего, как самого себя?

Содействую ли я счастью каждого? Помогаю ли в нужде, так как я желал бы, чтобы мне помогали? Люблю ли я бедных и даже тех, которые несправедливо поступали со мной? Прощаю ли я, не имею ли я какой-либо ненависти к людям и т. д.?

в) Люблю ли я самого себя? Не предан ли я гневу, высокомерию, ленности, невоздержанию, плотоугодию и т. д.?

3. Если я еще не имею ее: то кто может мне ее дать?

Отец небесный может нам дать почетную одежду любви через Своего Единородного Сына.

а) Иисус Христос был Учитель любви.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» и т. д. (Мф.22:37–38; Иоан. 13:34–35).

б) Он был образец любви. Все, что делал Иисус Христос, вытекало из любви и должно также и в нас воспламенять любовь. Весь Его путь от вифлеемской пещеры до Голгофы ознаменован любовью.

в) Его смерть есть смерть любви. Он искупил нас на кресте по Своей беспредельной любви.

Он и теперь еще Господь любви. Из любви Он послал Святого Духа и с любовью правит Своей Святой Церковью.

Если мы истинно взираем на любовь Божью во Христе, то не должно ли наше сердце пылать любовью!

4. Как я могу ее получить?

Я могу получить почетную одежду любви от Христа, если имею нужду в ней.

а) Кто не замечает своей наготы и недостатка брачной одежды, тот ее не получает. Кто не видит своего жестокосердия, не просит и не заботится о любви, тот и не получает.

б) Но если мы повергаемся перед Иисусом Христом, исповедуем нашу бедность в любви и молим о любви, то Он сначала омывает нас чисто, а потом облекает одеждой любви.

5. Kак, я могу сохранить ее до конца?

Сохранить, вновь оживлять и укреплять любовь можно следующим образом:

а) Верностью в молитве. Если мы беседуем с Богом, как бы Он стоял перед нами, беседуем с Ним всегда с упованием, — беседуем с Ним в церкви и в поле, при труде и покое, то любовь не иссякает. Где ты присутствуешь, там и Бог, где ты молишься, там и алтарь.

б) Верностью в слушании, чтении и размышлении Слова Божьего. Слово Божье поддерживает и умножает любовь в нас.

в) Сопротивлением злу. Чем более побеждается зло, тем сильнее возрастает добро, возрастает любовь.

г) Совершением добрых дел. Добрые дела происходят из любви и укрепляют любовь. Между ними — взаимодействие.

Человек судит и осуждает сам себя

«Он же молчал» (ст.12).

В нынешнем Евангелии человек, не имевший брачного одеяния, был спрошен царем: как он вошел в брачное общество, когда он был не годен для него? Спрошенный молчал, т. е. не знал, что сказать. Он сознавал, что он заслуживал изгнание. Виновный, таким образом, осудил самого себя и затем был действительно изгнан.

Говорили уже, что для вечного Судьи было бы тягостное занятие подвергать каждую душу суду тотчас после смерти, а при конце мира — суду всеобщему. Против этого, между прочим, можно сказать, что человек судит и осуждает сам себя.

1. Обвинитель его — совесть.

Человек имеет внутри себя голос, который мы называем совестью. Эта совесть вначале побуждает нас делать добро и избегать зла, а в конце награждает и одобряет нас после каждого доброго дела и обвиняет и наказывает нас, если мы сделали зло.

а) Она побуждает нас делать добро и избегать зла. Что побуждает нас делать выбор между добром и злом? Ничто другое, как совесть. Она говорит нам: «иди жестким путем добродетели, в конце его увидишь вечный покой

Грех прельщает, а добродетель привлекает. Совесть требует от нас поклоняться Богу, славословить Его и благодарить, почитать родителей, уступать и давать каждому свое, вести жизнь целомудренную, честную, благочестивую и деятельную, помогать угнетенным и проч.

б) Она награждает нас и наказывает. Каин: «наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4:13). Иуда: «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф.27:4). Так и после каждого неправедного дела. Конечно, иной раз голос совести бывает подавлен: но некогда она опять пробудится, если не на смертном одре, то после смерти. Там она просветлеет, заговорит громко, сделается обвинителем. Тогда она скажет нераскаянному грешнику: ты сделал то, или это, согрешил там или тут! Не возбуждала ли я в тебе беспокойства! Не призывала ли часто к покаянию!

Ты меня не слушал и теперь не избежишь заслуженного наказания и т. д.

2. Свидетель — его собственное сердце.

Спаситель пришел однажды к колодцу Иакова. Он беседовал с самарянкой и сказал, между прочим, что тот, с кем она живет теперь, не муж ей, что следовательно она была прелюбодейка. Самарянка отвечала: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Иоан. 4:16). Тут не нужно было дальнейших распросов. Так и каждый нераскаянный грешник является на суд

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн