Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

Божий и несет с собой свое собственное сердце. Это сердце подобно книге с разогнутыми листами. Две страницы обозначают такую книгу, такое сердце. На одной странице должны быть начертаны добрые дела, но она пуста. Другая должна быть пуста, но она наполнена, исписана грехами и преступлениями. Нужно ли тут дальнейшее продолжение суда? Нет! Душа держит сердце, а Бог говорит:

а) Здесь пусто. Никакой любви к Богу и ближним! Никакого дела вещественной и духовной благотворительности! Если когда-либо и сделано что-либо доброе, то сделано без доброй мысли, без доброго намерения, а только ради награды или славы и т. д.

б) Здесь полно! Тут означены добровольные злые помыслы и пожелания, греховные слова, дурные поступки, как, например, обман и проч. Все это не омыто, не изглажено слезами покаяния. Сердце осквернено. Как краток и незначителен будет тут труд Судьи, при таком свидетеле?!

3. Осуждение произнесет ум.

В совести грешник имеет обвинителя, в сердце свидетеля, а его собственный разум произнесет приговор. Господь сказал лукавому рабу: «твоими устами буду судить тебя» (Лук.19:22). Он действительно осудил самого себя. Давид тяжко согрешил. Пришел Нафан и рассказал грех одного мужа. Давид произнес над последним смертный приговор. И вот: царь произнес суд над самим собой!

Представим себе двух грешников, неверующего и верующего, явившихся на суд Божий, чтобы видеть нам, как каждый из них осуждает самого себя.

а) Является неверующий. Он не признавал на земли никакого непосредственного откровения Божьего. Он был сам себе правилом веры. Кроме того, он поклонялся в прекрасной природе всеобщему божеству и самому себе. «Поступай честно и не страшись никого» — было его основным положением. Но так как он не имел также никакой нравственной твердости, то он не делал ничего истинно доброго и т. д. Теперь он видит перед собой Триединого Бога и говорит: «если бы я верил, то не был бы такой великий грешник. По высокомерию я не веровал, и заслужил вечную смерть

б) Является верующий. Он ходил в церковь и предавался грехам. Он принимал в свое время таинства, не содействуя сам их божественной силе. Он веровал во всеведение Божие, но втайне делал зло. Он носил в сердце ненависть, вражду, мщение, хотя ежедневно несколько раз молился: «остави нам долги наша» и проч. Перед Богом он признает теперь себя лицемером и не может иначе, он должен осудить сам себя.

Обязанности христианина относительно одежды

«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (ст.11).

Иисус Христос в вынешней евангельской притче высоко ценит одежду человека. Хотя несправедливо ценить достоинство человека только по его платью, однако от свойства одежды зависит весьма многое и из-под одежды проглядывает внутренний человек.

1. Она должна быть сообразна со званием и состоянием.

а) Одежда вполне должна соответствовать званию и благосостоянию. Как погрешает против этого иная бедная девица, иной сын и иная дочь бедных родителей? Но как также иной богач ходит в грязной и разорванной одежде?

б) Должна быть даже ниже своего звания. Как вредна роскошь в одежде для семейств, общества и даже для всей страны?

2. Она должна охранять здоровье.

а) Здоровье есть драгоценное благо. Только человек здоровый можеть хорошо трудиться для царства Божьего. Долгая жизнь может быть весьма полезна для достижения неба. Бог хочет, чтобы мы сберегали и охраняли здоровье и жизнь. «Не убий!»

б) Многие не защищают себя от холода, сырости, движения воздуха и наживают себе по легкомыслию, щегольству и т. п. болезнь, постоянное недомогание, преждевременную смерть.

3. Она должна охранять и умножать честь и доброе имя.

а) Какое великое благо честь или доброе имя! «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1).

б) Кто является в грязной одежде, носит на себе что-либо шутовское и смешное, тот теряет честь. В одеянии проглядывает свойство души. Странная одежда возбуждает нередко насмешки и издевательства.

в) Между прочим, замечание: родители, учителя или начальники никогда не должны являться перед своими подчиненными иначе, как совершенно одетыми. Подчиненные тогда только имеют уважение, если являются перед ними во всем достоинстве. К достоинству человека принадлежит и одежда.

4. Она должна охранять стыдливость и невинность.

а) Одежда, за исключением лица и рук, должна по возможности, климату и погоде закрывать все части тела, иначе согрешают против стыдливости и целомудрия. «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1 Тим. 2:9). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор. 6:19).

б) Кто нескромно и постыдно одевается, тот дает знать свою испорченность и возбуждает в других злые похоти. Знатоки людей видят человека по одежде. «Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его» (Сир. 19:27). Легко соблазняется человек, который невоздержан в одежде. Как одевается невинность?

Признаки — принадлежим ли мы к осужденным или спасенным?

«Ибо много званых, а мало избранных» (ст.14).

Без особенного откровения Божьего мы никогда не можем, наверное, знать — принадлежим ли мы к числу только званных или избранных, к осужденным или спасенным. Об этом ведает один Бог. По причине неизвестности будущего мы должны со страхом и трепетом созидать свое спасение. Но однако, по учению Слова Божьего, Отцов Церкви и разума, есть известные признаки, не совершенно однозначные, но довольно верные, по которым мы можем судить: принадлежим ли мы к погибщим или спасенным.

1. Признаки будущего спасения или блаженства.

Кроме всеспасающей веры, есть еще следующие дальнейшие признаки, по которым можно заключать о нашем будущем спасении.

а) Внутреннее отвращение от всех тяжких грехов. Кто любит Бога, тот соблюдает Его заповеди, и за это получит награду от Бога на небе. Но грех заключает врата в небесный Иерусалим. И если человек уже согрешив, питает отвращение ко греху и это отвращение приводит его к покаянию, то он опять открывает для себя небеса. Все люди грешат, но злые творят грех с радостью и самоуслаждением, а добрые питают отвращение к греху.

б) Любовь к Слову Божьему. Слово Божье могут слушать в церкви или поучаться ему из чтения назидательных книг. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Иоан. 10:27–28).

в) Любовь к молитве и Святым Таинствам. Молитва есть ключ к божественным сокровищам благодати. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23). Святое Таинство покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба. Чем тщательнее мы очищаемся, тем делаемся достойнее для неба.

О Святом Таинстве причащения сказал Господь: «ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Иоан. 6:58). Как покаяние очищает, так принятие Святого Причастия укрепляет нас.

г) Принятие скорбей от руки Божьей. Христос предшествовал нам на пути креста. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Скорби служат к удержанию от греха, к испытанию и уврачеванию, и дают повод к прекраснейшим добродетелям.

Вообще входит в небо тот, кто усиленно желает неба и в этом желании отвращается греха, находит радость в Слове Божьем, в молитве, в принятии Святых Тайн и даже в посылаемых ему свыше скорбях.

2. Признаки предстоящего осуждения.

В ад идет и будет осужден тот, кто хочет ада или, по крайней мере, не хочет неба. Какие признаки этого?

а) Нерадение в служении Богу. Бог хочет иметь ревностных служителей, а кто хочет служить ему на небе, тот должен уже здесь на земле сделать первое начало. Кто служит плоти, мамоне и честолюбию, тот не может беспрепятственно служить Богу. «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Апок. 3:16). Христос сказал неразумным девам, которые слишком поздно запаслись елеем: «не знаю вас!» (Матф.25:12). Смоковница, не принесшая никаких плодов, была проклята.

б) Спокойствие при совершении грехов и преступлений. Иначе совесть мучит, если она не заглушена и не подавлена. В таком состоянии потребны особенные чудеса, чтобы заставить пробудиться закоренелого грешника. Этот ужасный мир ведет к погибели. Такое спокойствиенесомненный признак будущего осуждения. «Спокойствие злых служит признаком, что они уже заживо погребены во аде.»[1025 — Святой Амвросий; in рs. 45.]

в) Продолжительное временное счастье. Есть люди, которые наслаждаются непрерывными радостями и удачами жизни, не заслужив этого добродетелями. Почему Бог дает им это счастье? Для того, чтобы за их крошечное добро, которое каждый человек имеет в себе, наградить богато здесь, дабы лишить их награды в жизни будущей. Кратковременное счастье земной жизни служит для них полным наследием. До вечного осуждения Бог щадит их счастье, чтобы они могли порадоваться несколько дней на земле. Счастье Олоферна, Иезавели и т. д.!

Что есть страх Божий

«Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» (ст.13).

Страх Божий есть:

а) сильнейшее защитное орудие против греха;

б) богатейший источник добродетели.

Иисус Христос есть Жених наших душ

«И брачный пир наполнился возлежащими» (ст.10).

а) Он ищет их;

б) Он любит их;

в) Он осчастливливает их.

Истинные брачные одежды для царствия Божия (ст.11)

Какие они?

1. Ефес. 4:24.[1026 — и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.]

2. Кол. 3:12.[1027 — Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.]

3. Ефес. 6:11.[1028 — Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских.]

Слуги Божьи, призывающие нас ко спасению

(ст. 3).

Эти слуги:

1. Природа.

2. Совесть.

3. Судьбы людей и народов.

4. Тот, Кто ради нас принял «образ раба.»

II. Апостольское чтение. Зачало (170): 2-е послание к Коринфянам 1:21–24 и 2:1–4

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении этой недели святой Павел говорит сначала о внутреннем свидетельстве, какое каждый христианин имеет в своем сердце относительно верности и непреложности христианского учения

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн