Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

правде, сами осуществляем со страхом и трепетом свое спасение: тогда мы ревностно содействуем также и спасению наших близких. Тогда ничто не может нам доставить большей радости, как «радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук.15:10). Тогда кто более обрадует меня, как не тот, кто как не тот, кто огорчен мною и исправляется (ст.2)?

Кому доставляем радость мы своим покаянием, добродетелью и благочестием?

«Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?» (ст.2)?

Апостол считает для себя радостью, что опечаленные им коринфские христиане раскаялись в своих грехах и обратились на путь добродетели. Но — кому доставляем радость мы своим покаянием, добродетелью и благочестием?

1. Себе самим.

Если грешник оставляет греховную жизнь, то он доставляет самому себе величайшую радость. Если делают в добродетели и благочестии новые успехи, то приходят в святой восторг. Каждый обратившийся грешник с ужасом воспоминает о том дне, когда он был рабом греха, и, напротив, благословляет тот день, в который он освободился от греховного рабства. Почему?

а) Грех не удовлетворяет человека. Он причиняет скорбь, угрызение совести, страх будущего суда. Не говорим уже о том, что грех часто доводит до нищеты, болезни, позора и наказания.

Самое лучшее в греховном человеке воздыхает о лучшем состоянии, и благо нам, если это другое состояние достигается.

б) Каждая победа доставляет радость. Как торжествуем мы победу, одержанную на поле брани? Но величайшая, драгоценнейшая и, следовательно, радостнейшая из побед есть победа над грехом. Как счастлив победитель гнева, лжи, чревоугодия, плотоугодия!

в) Отказавшись от греха, уважают добро, живут для добродетели, истинной любви к ближним, имеют радость в посещении церкви и богослужения. Тогда мы ощущаем в себе высшее удовлетворение и это удовлетворение доставляет нам радость. Но в грехе человек не чувствует и низшего удовлетворения.

г) Если постигает нужда, несчастье, смерть, то добродетельный спокоен и имеет, по меньшей мере, внутренний мир. Если же приходит счастье и радость, то только человек добродетельный знает истинную цену радости и вкушает истинную внутреннюю радость.

2. Всем добрым.

Своим покаянием, добродетелью и благочестием мы доставляем радость:

а) Людям добрым вообще.

Если слышишь иногда, что тот или другой грешник покаялся на смертном одре, что тот или другой дурной человек совершенно оставил свою преступную жизнь, что то или другое похищенное добро возвращено и смертельные враги примирились между собой и т. д. — то какой радостью наполняются сердца всех добрых между нами?

б) Родителям, учителям, пастырям и начальникам.

Какую радость доставляют добрые сыновья отцам, благочестивые и честные дочери — матерям, ревнующие по вере — пастырям, честные подчиненные — начальникам?

в) Святым и ангелам на небе.

Они любят нас, заботятся о нашем спасении, молятся за нас. Какую радость должны они чувствовать, если желание их любви исполняется (Лук. 15:10[1035 — Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.])?

Радостное торжество на небе!

г) Спасителю.

Он зовет нас, ищет, бодрствует, как Пастырь добрый. Какая радость для Него, если за Ним следуют, если Он находит заблудшего?

Доставим Ему эту радость хотя из благодарности!

Любовь к нашим погрешающим собратиям

«От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» (ст.4).

Какой любовью дышало сердце апостола к погрешающим собратиям! Не подумайте, говорит он, чтобы я обличал и укорял вас с тем, чтобы оскорбить вас. Нет, я писал обличения ваших согрешений от великой скорби и стесненного сердца, со многими слезами, не для огорчения вашего, а для того, чтобы вы познали отсюда любовь, какую я в избытке имею к вам.

Люди всегда склонны к строгому и часто злобному осуждению погрешностей ближних, но апостольский пример учит нас питать любовь, терпение, снисхождение к заблуждающим братьям.

1. Она есть истинно христианская любовь.

Общая любовь к людям свойственна и язычникам, но любовь к погрешающим собратиям есть истинно-христианская любовь и уподобляет нас Богу. Иисус Христос требует любви к врагам, терпения, сострадания, милосердия к заблудшим и погрешающим (Мф. 5:44–45;[1036 — А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.] 18:23–35[1037 — Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими… Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.]). Братие, говорит апостол, «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» и т. д. (Гал. 6:1–2;[1038 — Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.] Кол. 3:12–13[1039 — Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.]).

а) Кто добросовестнее исполняет эти предписания, как не христианин, который оказывает любовь к своим погрешающим ближним? В его сердце нет вражды, ненависти, злобы и зависти. Он милосерден и смиренномудрен к каждому грешнику, переносит его слабости и прегрешения с терпением, но без равнодушия. Цель христианства — научить и исправить людей. Кто любит своих погрешающих собратий, тот старается содействовать такой цели, «исправляет их,» где может, «в духе кротости,» растворяет свое порицание и угрозы слезами, подобно апостолу. Не есть ли это истинная христианская любовь?

б) Иисус Христос также принимал грешников, заботился об их исправлении, старался с любовью предостерегать Своих учеников от заблуждений и предрассудков, молился за врагов даже на кресте. Ему и Отцу Небесному подражаем мы, если оказываем любовь к погрешающим собратьям. Будем все стремиться к этому совершенству в любви и не останавливаться до тех пор, пока не исчезнет в нас всякий след недоброжелательства, злобы и жестокосердия.

2. Она очень благотворна для других.

Наша любовь всегда благодетельна для других, если она вытекает из доброго сердца. Наше участие в их горе и радостях доставляет им радость и утешение.

Но самым благотворным образом действует любовь, оказываемая нами в отношении к нашим согрешающим собратьям, потому что она не только имеет терпение к недостаткам и погрешностям ближних, что происходит часто от слабости и равнодушия к нравственному состоянию других, но и деятельно заботится об их уврачевании.

а) Христианин, истинно любящий своего погрешающего брата, хочет исправить его. Он знает, какое ужасное несчастье быть под игом греха, и употребляет все усилия, чтобы изъять грешника из этого несчастного состояния. Он заботится не только о временном благе ближнего, но и о вечном спасении его души. Поэтому он старается кротким и дружеским обращением приобрести доверие заблудшего, объяснить ему его обязанности, обратить его внимание на погрешности, предостерегать его, увещевать или угрожать ему.

б) Какая любовь может быть благотворнее той, которая милосердствует и заботится о заблудших братьях и исправляет их?

«Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19–20).

3. Она достойна славной награды.

а) Как богато награждает уже одно сознание, что мы, по примеру Иисуса Христа, освобождаем людей от заблуждений, побуждаем их к исправлению, спасаем от погибели, — что другие вследствие наших увещаний и нашего примера, сделались благоразумнее, осмотрительнее в своих поступках, добросовестнее в своей деятельности!

б) Мы приобретаем уважение и любовь тех, которые направлены нами на путь долга и добродетели, спасены от греха. Если они убеждены в чистоте наших намерений, как они будут благословлять нашу память и после нашей смерти!

в) Какая славная награда ожидает в том мире тех, которые здесь, будучи проникнуты сердечной любовью к погрешающим собратиям, старались исправить каждого грешника, прощать своим оскорбителям, воздавать добром за зло! «Сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8[1040 — сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.])?

Потому что никто не может питать большей надежды на Божье милосердие и на отпущение своих грехов, как тот, кто со своей стороны от сердца прощает ближним их согрешения.

Чувства христианина, когда он наказывает

«Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?» (ст.2)?

1. Он сам душевно скорбит, когда вынужден бывает наказывать других.

а) Христианин наказывает с любовью, но так однако, чтобы при этом видна была и строгость.

б) Эта строгость должна быть замечаема также и другими, ибо он наказывает для того, чтобы исправить виновного и предотвратить от преступления невинных.

в) Но поскольку христианин сам скорбит с наказуемым, то он наказывает только потому, что должен наказыватъ (ст.1–2).

2. Он должен наказывать, поскольку истинно любит.

а) Люди, исполненные ложной чувствительностью, считают наказание злом, недостойным наказывающего и наказываемых (ст.3–4).

б) Конечно — это зло, но зло, которое содействует добру и которое, будучи оставлено без исправления, привело бы к гибельным следствиям (ст.3–4).

в) Поэтому христианин должен наказывать, но наказывать только из любви, — для того, чтобы привести грешника к сознанию своего греха и к исправлению.

Как нужно пользоваться словом для обличения пороков и злоупотреблений ближних

«От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» (ст.4).

Беспорядки и злоупотребления между коринфскими христианами возбудили глубокую скорбь и печаль сердца в любвеобильной душе апостола, — и вот он со многими слезами вынужден был написать им слово обличения. Но и само его обличение дышит любовью и происходит из любви: «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» (ср. 1 Кор. 4:14[1041 — Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.]).

Вот для нас пример: как нужно пользоваться словом для обличения пороков и злоупотреблений ближних.

Мы рассматриваем здесь:

1. Кто имеет право делать подобные обличения?

2. Какой должен быть характер таких обличений?

Образцы церковной проповеди. Слово в Неделю 14-ю по Троице

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

(Мф.22:11–14).

Страшно становится на душе, когда,

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн