Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

живя во грехах, глубже размыслишь о загробной жизни.

Вот мы, чада Церкви, сыновья Царства Небесного, все призваны теперь на брачный пир Сына Божьего, о котором говорилось ныне в Евангелии. Но закроется некогда свет очей наших… Пройдет потом еще неизвестное нам число лет! Бог Отец действительно приготовит вечерю. Вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» праведники (Мф.8:11), взывая в восторге сердца: радуемся и веселимся, и воздадим славу Господу Богу Вседержителю: «ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Апок. 19:7). Как званные на вечерю, явимся и мы, слушатели, чтобы занять место в числе возлежащих. Что же, если Отец Небесный, войдя обозреть возлежащих, найдет кого-либо или всех нас неодетыми в одеяние брачное, и скажет: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?»

Каким стыдом покроется несчастный, которому придется выслушать такую кроткую, но проникающую обличением в сердце, речь! Не имея, что сказать в свое оправдание, он вострепещет всем существом своим от страха ожидаемого приговора и казни! В каких истязаниях будет находиться его совесть, какие тяжкие страдания охватят тело, как злополучен будешь ты — весь человек, когда, по приказанию царя, слуги свяжут тебе руки и ноги (т. е. лишат свободы, присущей лишь чадам Божьим), возьмут и бросят тебя во тьму внешнюю, где будет нескончаемый плач и скрежет зубов!..

Итак, званные на вечерю, следует нам здесь, на земле, приобресть брачную одежду, чтобы там на небе, вместо приглашения к брачному пиру, не бросили нас в геенну огненную, по пророчеству Спасителя: «сынове царствия изгнани будут во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф.8:12[1042 — а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.]).

Благодатная мысль об этой одежде, как редкий, но приятный гость, как наитие (вдохновение) свыше, иногда посещает нашу душу, — особенно в такие минуты, когда Святая Церковь, имеющая назначение приготовить человека к Царству Небесному, не только напоминает, но и побуждает нас к спасению. Я думаю также, что в обитаемом нами граде, равно как и в других местах, найдется между мирскими и духовными людьми малое число избранных (Мф.22:14[1043 — ибо много званых, а мало избранных.]), которые, среди других дел, в первую очередь помышляют о Царстве Божьем и, по благодати Христовой, займут в нем место. Но много ли забот у прочих христиан о снискании себе брачного одеяния для жизни вечной? Наружная сторона и обстановка человека, если он прямой души и не лицемер, служат целостным выражением его главнейших, задушевных стремлений. Что же видим? Ученый день и ночь трудится для науки, художник — для искусства, экономист — для развития промышленности, купец — для торговли, землевладелец — для сельского хозяйства и общественного продовольствия.

Да благословит Господь успехами их прекрасные, полезные и почтенные труды! Но y большей части всякого рода трудолюбцев (о беспечных нечего и говорить) ни в уме, ни в разговорах, ни в домашних занятиях, ни в отношениях общественных, не заметно серьезной думы о стяжании брачного одеяния. К чему же приведет нас такая крайняя беззаботность о неизбежном, но важном будущем? Конечно, к неожиданному, и тем большему стыду, ужасу и наказанию!

Впрочем, о каком брачном одеянии, спросите, говорится в притче? Это одеяние у евангелиста-пророка об окончательной судьбе мира и человека — называется чистым и светлым виссоном. «Виссон же, — толкуется там, — есть праведность святых» (Апок. 19:8). Итак, одеянием брачным называется праведность человека перед Богом, имеющее для нас последствием своим непорочность, святость и спасение.

При Святом Крещении вступающий в Православную христианскую Церковь, — верой ли своих восприемников, или и своей вместе, — оправдывается от всякого греха, делается непорочным, святым, следовательно, облачается в чистый и светлый виссон праведности. Святой апостол Павел, перечисляя разные пороки идолослужителей, писал к коринфянам: с такими пороками были и некоторые из вас: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:9- 11[1044 — Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.]). И как это верно в самом приложении! После крещения умирающие младенцами прямо наследуют царство небесное. Родители, безутешно скорбящие над гробом таких детей, в самой смерти их, рассуждая строго, могут найти для сердца своего совершенное утешение. Но те из крещеных, которые, выступив из младенчества, проходят возрасты жизни разумно-сознательной, — те обязываются искупительные заслуги Сына Божьего, сообщенные первым христианским таинством, не затратить напрасно, а запечатлеть и усвоить себе собственной верой и подвигом добрых дел. Тогда тем необходимее становится нам оправдание веры и добрых дел, что, с возрастом лет, подвергаясь падениям, мы непорочную, чистую и светлую ризу крещения, к крайнему сожалению, омрачаем новыми и нередко самыми черными греховными пятнами. Итак, оправдание верой и добродетелями, — вот что составляет для христиан брачное одеяние для вечери Агнца, и жажда этого оправдания должна премущественно занимать нашу душу, возвышать ее, одушевлять, и руководить всей деятельностью жизни. Не то же ли самое заповедано нам и в другом месте словами: «ищите прежде царствия Божия и правды его» (Мф.6:33)?

И почему только страх и наказания должны побуждать нас к вере и добрым делам?

Брак Сына Царева, это будущее состояние Церкви, это блаженство святых, неужели лишены для сердца привлекательной силы? Ах! Если бы Господь, хотя на одну минуту, приподнял завесу, скрывающую от земли обители святых, — мы, вкусив одну росинку небесной сладости, неистово возжелали бы и всеми силами стали бы изыскивать себе оправдание святых. Вера ваша может отчасти понять это блаженство, если я напомню о нем словами святого Иоанна Богослова. «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его (Святая Церковь) приготовила себя… И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Апок. 19:6–9). Слышите, какой громкий, единодушный, торжественный глас!

Видите, какая одушевленная радость и веселие! Не странно ли? Сколько иной тратит времени, сил и средств, чтобы приготовиться на какой-нибудь брачный пир друга и знакомого, затеваемый здесь на земле!.. И как мало у нас трудов и заботы для приобретения светлого и чистого виссона для царствия Божия!

Я беседую в таком городе и храме,[1045 — Произнесено в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе свящ. М. Архангельским.] где не опасаясь, кажется, за понятливость слушателей, могу возвести их разум к высшему христианскому созерцанию. Неужели, братия, все должны мы делать, как в старину ленивые рабы, только из опасения страха и наказания, или ради благополучия, счастья и награды, тогда как ныне даже для детей педагоги, считающиеся умными, отменяют побудительные к учению и благоповедению меры наград и наказаний? Вера наша сама внушает нам высшие побуждения. Святая любовь к Богу, бескорыстное расположение к ближнему, христианское уважение к самому себе, чистая привязанность к добродетели, сладость веры, живое сознание превосходства Христовой истины, добра и красоты — вот что пусть одушевляет нас на подвиг снискания царства Божьего и правды Его! Вот что составляет свободу действий чад Божьих! Вот что делает жизнь нашу перед Богом особенно многоценной! Вот до какого совершенства дойти бы нам!..

Разумеется, при одних человеческих средствах для нас недостижимо оправдание да и к тому же — в такой высокой степени. Зато, в подкрепление слабости, нам даны благодатные силы, для достижения этой цели совершенно достаточные. Думаю, вы помните, что сказано в нынешнем апостольском чтении: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши » (2 Кор. 1:21–22). Здесь говорится об утверждении нас во Христе, о запечатлении духовном, о сообщении даров Святого Духа нашим сердцам в таинстве миропомазания — для действительного усвоения нам оправдания, полученного при троекратном погружении в воде. Какую силу имеют дары сего помазания? «Помазуемые елеем небесного насаждения древа жизни — Иисуса Христа,» — говорит один опытнейший в духовной жизни святой отец, — «бывают сподоблены войти в меру совершенства, т. е. царствия и усыновления, так как, находясь еще в этом мире, они уже сотаинники небесного Царя, — имеют дерзновение пред Вседержителем, входят в чертог Его, где ангелы и духи святых; ибо, и не получив еще совершенного наследия, уготованного им в оном веке, — тем залогом, какой прияли ныне, обезопасили себя, как уже венчанные и царствующие, и при обилии и дерзновении духа не находят для себя удивительным, что будут царствовать со Христом. Почему же? Потому что, будучи еще во плоти, имели уже в себе оное ощущение сладости и оное действие силы» (Макария Великого сочин., изд. 1855 г., стр. 197). Видите, с дарами помазания мы имеем способность и силы войти в меру христианского совершенства, получить место в царстве Сына Божьего!

Сказав о брачном одеянии царства небесного, о побуждениях и средствах к снисканию его, я на том должен бы и остановиться… Все, кажется, сказано. Следствия понятны сами собой. Но я никогда не хотел бы, братия мои возлюбленные, перестать умолять вас искренне и сердечно о том, чтобы вы позаботились усиленно искать для себя царство Божье и оправдание для него. И с имеющимися благодатными средствами оно достигается не вдруг, а долговременным исканием, трудами и духовными подвигами всей жизни. Итак, идя в свои дома, вынесите отсюда чувство необходимости оправдания Божьего и пламенное, но никогда не потухающее рвениеснискать его себе верой в Искупителя, воспитанием своей души в духе христианского благочестия и добрыми делами. Пусть все примут это решение! Пусть оно будет премущественным руководительным началом нашей жизни!

Обо всем вам следует обращаться к Богу, молиться Ему. Но о чем же более, если не о нашем спасении, которое составляет — все для нас. Замечайте, Церковь заставляет нас молиться о нем и утром, и в полдень, и вечером, — и дома, и в храме, — и в праздники, и в дни покаяния и плача. Старайтесь же спастись, и молитесь о спасении себя и ближних.

Заключим и теперь проповедь нашу молитвой о спасении: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он: просвети

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн