место ее, и человек с зарей выходит на дело свое и на делание свое до вечера. Он указывает пределы обитания народам и срок их существованию. Им цари царствуют и сильные пишут правду. Он повергает в нищету и обогащает, возвышает и уничижает, умертвляет и оживляет, возводит и низводит в ад. Вместе с сотворением мира положено основание царству Божьему во вселенной и царственной воле Божьей, здесь все повинуется, «на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.» (Пс. 102:19). Итак, не к царству природы относятся и заботы об устроении царства Божия на земле и притчи Христа Спасителя.
Если Господь в притчах Своих говорит о предметах и явлениях видимой природы — о семени и плевелах (дурной траве), о горчичном зерне, о закваске, то это касается предмета нашей беседы, свидетельствует только о том, что видимая природа служит Господу, как Царю, предлагая Ему образы для выражения Его высочайших идей. Одна из притч Христа Спасителя тесно связана с проявлением Его царственной власти над природой. По повелению Его засыхает покрытая листьями, но бесплодная смоковница и делается образом нравственного бесплодия.
Притчи Христа Спасителя вводят нас в другой мир, в котором царственная воля Божья не только не находит достаточно послушания, но и встречает себе прямое противление. Это мир человеческий. Как на светлом фоне картины резко выступают темные фигуры, или как тучи, остатки рассеянной бури, печалят ликующий день — так и в светлых изображениях притчи повсюду выступают черты и фигуры человеческого мира, но увы — с какими чертами? Чертами вражды против Бога и царства Его, — то как злые виноградари, немилосердные приставники, безрассудные девы, лукавые рабы, закапывающие талант своего господина в землю, сластолюбивые богачи, жестокие заимодавцы, сыны, расточающие в разврате наследство свое, богачи, облачающиеся в пурпур и виссон с безжалостностью к нищете или озабоченные построением новых житниц, судьи неправедные, лицемерные фарисеи, полные презрения ко всем — вот типы того, во зле пребывающего грешного мира, восстающего на самих устроителей царства Божьего на земле. Грешного мира, среди которого предстояло Господу устройство царства Божьего, потому что здесь есть еще иной мир, где не только нет покорности царственной Божьей воле, но царствует ей полное противление. Этот мир злых духов, возмутившихся против державной Божьей воли, составляющих целое темное царство, жалкое по своему ничтожеству перед величием Божьим, но сильное своей исконной враждой против Бога и вечным противлением всякому Божьему делу на благо Его созданий. В этом мире тайна происхождения греха в самом роде человеческом и господства его в людях: до сих пор, по учению Слова Божьего, всякий творящий грех становится рабом диавола, членом его темного царства. Отсюда устройство царства Божьего в роде человеческом встречает себе постоянное противоборство сатаны. С какой гордостью, желая уклонить Самого Спасителя от созидания на земле царства Божьего, он предлагал ему разделить с ним свою власть
над грешным миром. Мне, говорил он, она дана и кому хочу, тому и даю ее (Мф.4:8–9;[1057 — Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.] Лук. 4:5–6[1058 — И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;]).
Надеюсь, читатели уже приблизились к решению вопроса, в чем должно было состоять устроение царства Божьего на земле и кто вошел в это царство. Оно состояло в освобождении людей от темного царства диавола, в призыве их к покаянию, в примирении их с Богом, в восстановлении среди них святой воли Божьей и в возвращении им потерянного через грех вечного блаженства и единения с Богом, для чего они и созданы были Богом первоначально. Покайтесь, взывал Иисус, полагая твердое основание этому делу, примите с верой Евангелие, т. е. добрую весть о вашем спасении, приблизилось к вам царство небесное. В основание царства Божьего легла беспредельная любовь Божья к роду человеческому. Для помилования людей, для примирения их с Богом, для сокрушения власти диавола, для разрушения его темного царства потребовалось много любви. Человеческой любви или какой-либо другой на это бы не достало, и Основатель царства Божьего не остановился перед великой искупительной жертвой: Он пролил на кресте кровь Свою, а больше этой любви никто не имеет. Любовь и доброта Божья с такой беспредельной силой сказались в деле искупления людей, что само царство Божье на земле стало называться царством благодати или Божественной любви к людям.
Благодатью вы спасены, говорит святой апостол, через веру в возвещенное вам Слово спасения; и само это не зависело от вас: это Божий дар. Мысль о любви Божественной к людям так трогательно высказывалась в притчах Христа Спасителя — о милосердом Самарянине, возлившем елей и вино на раны беспомощно умиравшего человека, об отце милосердом с объятием принявшем своего блудного сына, о добром пастыре, оставившем на время девяносто девять овец своего стада для того, чтобы найти заблудшую, и чтобы на своих плечах ее, утомленную и измученную голодом и скитаньем в горах, принести в свое стадо. Беспокойство, с каким бедная женщина осматривает углы и перерывает все вещи своего домика, отыскивая медную монетку, свое сокровище, не знакомит ли нас с внутренними сердечными движениями беспредельной снисходительности, беспокойства за человека и радости о его спасении.
Мы уже имели случай сказать, что в делах Божьих не может быть ничего случайного, ничего непредвиденного Божественным разумом или непредопределенного Его неизменной волей. Так и относительно великого дела устроения на земле царства Божьего. Служение Его на земле было предвидено, предопределено и подготовлено, прежде чем оно открылось на земле. Это, по сравнению притч, «ужин» или точнее великое пиршество, о котором заблаговременно предварены были гости: пока оно еще не было готово, для пиршества уже приглашены были вторично. Человек некоторый, говорит Спаситель, сделал вечерю великую и звал многих и послал раба своего в час вечери объявить званным: идите, ибо есть все готово (Лук. 14:16[1059 — Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня…] и далее). Это брачный пир, устроенный человеком-царем для своего сына, имевший уже званных гостей, которые не раз извещались о нем, пока обед не был совсем готов. Царство небесное, говорит Спаситель, подобно человеку-царю, который сотворил браки сыну своему и послал призвать званных на браки. И опять послал других рабов, говоря, скажите званным: вот обед мой уже готов, тельцы мои и все, что откормлено, заколото и все готово, приходите (Мф. 22:l-2[1060 — Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего.]). Как в заботливости гостеприимного хозяина, который заранее зовет гостей к себе в гости, и в его напоминании о том при всяком случае, еще до окончательного приглашения, видно все расположение его к гостям и его искреннее желание, чтобы они к нему пожаловали — так и в заблаговременном зове людей в царство Божие и многократном напоминании о нем видна вся беспредельная заботливость Господа о том, чтобы люди по забывчивости не пропустили времени приближения к нам царства Божьего и не остались вне его.
В непосредственнной связи с устроением Царства Божьего Христова, как приготовление к нему, стоит ветхозаветная Церковь Божья своим устройством и своей историей. Виноградник притчи Христа Спасителя, прежде чем настало время приносить ему плоды, был тщательно устроен, он был обнесен оградой, в нем было точило для выжимания винограда, построена башня для сторожей, наняты виноградари. В этом окончательном приготовительном виде он перешел и к новым виноградарям, когда прежние не оправдали надежд заботливого хозяина на плоды. И новые виноградари — не составляют нового учреждения, а стоят преемниками своих предшественников, хотя стоят выше их. Посылаются слуги для предупреждения о брачном пире и вечере, но пир и вечеря тем временем готовятся, тельцы откармливаются и закалываются. Слуги от времени до времени посылаются в лице ветхозаветных пророков для напоминания о приготовляемом открытии царства Божьего. И народ Божий, избранный уже, предназначен первым воити в царство Божье, по замечанию покойного преосвященного митрополита, «родившимся в ветхозаветной Церкви должно было перейти в открывавшуюся Церковь новозаветную,» и члены Церкви ветхозаветной, даже по преставлении своем, должны были «содействовать» этому переходу.
Царство Божье есть царство «всемирное,» и относительно «времени» и «пространства» в него призываются войти люди всех времен и народов, — первые — избранный народ Божий, от духовных вождей его до уличного нищего и убогого, затем и все внешние, по сравнению притч, находящиеся вне города, по загородным дорогам и изгородям — и наполнить собой царство Божье.
Призвание людей в царство Божье и с учреждением его на земле не прекращается. Вот уже к концу вторая тысяча лет, как из часа в час, изо дня в день, из года в год, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие мы слышим из уст призывающего: «еще место есть,» поди скорее зови друзей. Только тогда, когда придет Сам Жених брачного пира, только тогда прекратится зов и двери царства Божьего затворятся для входа.
До тех пор царство Божие должно утверждаться и распространяться, пока Евангелие не будет проповедано всюду, пока оно не обнимет собой весь мир. Обширность предназначенных для царства Божьего пределов становится особенно поразительна, когда припомним, какой маленький кружок людей составлял его первоначально. 12 человек ближайших учеников Христа Спасителя, 125 человек ожидавших сошествия на них Святого Духа, около 500 братий, бывших свидетелями одного из явлений воскресшего Господа, 3.000 обращенных проповедью Петра в день сошествия Святого Духа, около 5.000 уверовавших по его проповеди по исцелении хромого при входе в храм — вот ряд цифр, дающих нам приблизительное понятие о возрастании и числе первых членов основанного Христом царства Божьего в первое время его существования. С заметным удивлением относится апостол Павел к одному из этих чисел. «Потом явился Он более нежели 500 братий в одно время:» видимо, количество очевидцев воскресшего Господа впечатлило святого апостола Павла. Но чтобы сказал бы тот же апостол, если бы посчитал всех присоединившихся к царству Божьему