внезапно, Господин, имеющий потребовать у него отчета, придет в день, в который он не думал, и в час, в который он не ожидал. И тогда будет поздно, перед ним затворятся двери царства Божьего, и он услышит голос: не знаю тебя.
Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 14-ю Неделю по Троице
Арсения, митроп. Киевского. Собр. слов, бесед и реч., часть I.
Григория, архиеп. Казанского. Слова и беседы на все воскр. и праздн. дни, т. I, стр. 191.
Евсевия, архиеп. Могилевского. Беседы на воскр. и праздн. чтения из Апост. и Евангелия, часть I, стр. 348.
Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 86.
Сергиева И., (Кронштадтского) прот. Полное собрание сочинений, т. II, стр. 473, 478.
Белоцветова прот. Круг поучений, стр. 102.
Шумова, свящ. Сборн. общепон. поучений, стр. 187.
Лядского Α., свящ. Поуч. на дни воскресные, стр. 191.
Кудрицкий В., свящ. Внебогослужебные беседы. Киев 1867 г., стр. 48.
Новгородский.Многоплодное семя. Сборник поучений на все воскресн. праздн. дни, стр. 203.
Дьяченко Г.,свящ. Ежеднев. поучения, стр. 235–245.
15-я Неделя по Троице
I. Евангельское чтение. Зачало (92): от Матфея 22:34–46
34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Практический очерк содержания рядового чтения
В евангельском чтении этой недели предлагается учение о первой заповеди и первом догмате.
1. Какая первая и важнейшая заповедь?
а) Этого не нужно понимать так, будто одна заповедь важнее другой, что было бы недостойно Бога (ст.35–36).
б) Все заповеди Божии соединяются в одной, именно, в заповеди о любви (ст.37–40).
в) Эта заповедь, хотя и разделяется на любовь к Богу, к ближнему и к самому себе, но сущность ее только одна, так как в любви к Богу заключается уже любовь к ближнему и самому себе (ст.37–39).
2. Какой первый и важнейший догматы?
а) Средоточный пункт всего христианского вероучения составляет вера в Иисуса Христа (ст.42): «что ся вам мнит о Христе?»(ср. Рим. 10:4)
б) Эта вера исповедует во Христе не только человека (ст.42), но и Бога или Богочеловека (ст.44–45).
Частные истины, предлагаемые проповеднику дневным Евангелием, могут быть выражены так
(Ст. 35–36): «О сомнениях в религии. О постыдном невежестве многих христиан в таких истинах, которые должны бы знать прежде всего и лучше всего. Как простые и неученые люди должны относиться к религиозным спорам и вопросам? О различии истинной и ложной любознательности в деле веры»
(Ст. 37–39): «Исполнение закона есть любовь. Ничто, кроме Бога, не заслуживает нашей полной и всецелой любви. Как мы можем любить Бога, не видя Его? Почему христианская религия по справедливости заслуживает название религии любви? Как несомненна и поучительна истина, что кто любит Бога, тот любит также и ближнего»
(Ст. 41–42). Ответ на вопрос: «что вы думаете о Христе» (ст.43–44): «О богодухновенности Священного Писания» и т. п.
Об учительстве в любви
«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?»(ст. 36).
Законник называет Иисуса Христа учителем. Слово учитель — почетное и важный титул.
Мы все также должны быть учителями и именно в том, что заповедует Иисус Христос в нынешнем Евангелии, как главную обязанность христианина, т. е. учителями в любви.
1. В любви к себе.
«Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:29) «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).
Отсюда следует, что человек может и должен любить самого себя. Но эта любовь имеет степени.
а) Кто знает, что не следует гоняться за суетной честью и вредными чувственными удовольствиями, что сластолюбие только разрушает истинное счастье жизни, тот еще ученик в любви к самому себе. Степени ученика достигает и тот, кто начал искать своего счастья в вере и добродетели, и кто объявил войну всем страстям — врагам счастья жизни.
б) Не может еще назваться учителем в любви к себе и тот, кто ищет справедливой чести, приобретает состояние, не отказывается от позволительных удовольствий, но главной целью поставил себе нравственное образование и усовершенствование. Выше стоит он ученика, но еще — не учитель, он может быть уже способным помощником учителя, но еще не самостоятельным учителем в любви к себе. Он имеет земные заботы, но главная забота должна быть вечность.
в) Учитель в любви к себе есть тот, кто совершенно владеет самим собой, где все земное отвергают от себя, где один свободный дух управляется Богом. Учитель при величайших потерях не теряет расположения духа, при самых тяжких огорчениях остается спокойным, не знает ничего более о плотских пожеланиях, мало ценит деньги и имущество, честь и удовольствие.
Тут становятся добрыми, крепкими, мудрыми и счастливыми, тут — настоящая любовь к самому себе!
2. В любви к ближним.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Следовательно, нам заповедана любовь к ближнему, но она имеет также степени:
а) Первая степень, если любят только самых ближних: родителей, детей, супругов, благодетелей, братьев и сестер, друзей и т. д., — любят искренне, сердечно и исполняют в отношении к ним свои христианские обязанности. Это — первая степень: «если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» (Мф. 5:47).
б) Второй степени достигают, если любят тех, с которыми не связаны союзом крови и благодеяний, но также и не расторгнуты враждой, если любят тех, к которым иначе питают «полное равнодушие.» Примеры такой любви.
в) Третья степень, и это степень учительства, если любят даже врагов.
Учение Иисуса Христа об этом. Тяжело это, но не сверх сил. Исполнение этой любви приносит радость в сердце и ведет к небу.
3. В любви к Богу.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» и т. д. (ст.37). Следовательно, мы должны любить Бога.
а) Справедливо, если мы благодарим Бога за все благие дары. Но учительство в этой любви состоит в том, если мы благодарим Его также за страдания и за блага, которые имеют другие.
б) Благочестно, если повинуются Богу, потому что Он есть Господь и дает еще за это вечное блаженство. Но учитель повинуется также, если ему приходится тяжело, если он должен нести крест, оставить отца и мать, вырвать око и т. д.
в) Похвально, если молятся в известное время. Но сердце учителя всегда с Богом; его труд, покой, удовольствие есть непрестанное служение Богу, он не знает никакой высшей радости, как жить в Боге и для Бога.
Кто захочет быть в жизни всегда учеником или только помощником учителя?
Поэтому будем домогаться звания учительства в троякой любви!
Как обнаруживает христианин свою любовь к Богу, любовь превыше всего?
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (ст.37).
Самая большая заповедь должна быть та, от которой все другие зависят, из которой все другие вытекают, на которой все другие основываются, и для которой все другие заповеди служат только ветвями, изъяснениями, приложениями к различным отношениям в жизни. Такой заповеди иудеи не могли найти: тут требовалась божественная мудрость. Спаситель сказал, какая должна быть первая и большая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем.» Как эта заповедь заключает в себе все другие, это откроется, если мы рассмотрим — Как обнаруживает христианин свою любовь к Богу, любовь превыше всего?
1. В доме, в семье?
В домашней семейной жизни любовь к Богу обнаруживается в молитве и в неисчислимых благословениях, происходящих от правильной молитвы.
а) В молитве.
а. Утренняя и вечерняя молитва. С Богом начинай, с Богом и оканчивай день. Что близко лежит к нашему сердцу, с тем мы встаем и ложимся. Если мы любим Бога всем сердцем, то Он будет нашей первой и последней мыслью. Как родители должны настаивать на том, чтобы все домашние молились утром и вечером!
б. Застольная молитва. Надобно не только просить у Бога благословения, благодати и благодеяний, не только, чтобы Он один любил нас, но и мы также должны взаимно любить Его сознавать, что Он делает, прославлять и благодарить Его.
в. Молитва при звуке церковного колокола. Колокол призывает к молитве утром и вечером. Тогда вспоминают в своей любви к Богу о вочеловечении и страданиях Христа, о величайшей любви Божьей.
б) В благословениях, исходящих от молитвы. Где так молятся, где домашняя молитва совершается из любви к Богу, в том доме господствует:
а. Мир. Где истинно молятся, там не можеть быть вражды, свар, драки.
b. Уважение к родителям. Где родители проникнуты благоговением и благодарностью к Богу, там и в отношении к ним, как приставникам Божьим, не будет недостатка в уважении и признательности
с. Действительное благословение. Только тот благословляется, кто знает и ценит это благословение. Как Бог по опыту обильно благословляет!
2. В Церкви и в общении церковном?
В церкви любовь к Богу обнаруживает христианин следующим образом:
а) Он охотно идет сюда и остается в ней. Кто любит какого-либо человека, тот охотно присутствует там, где его друг, где об этом друге говорится, где он может спокойно с ним говорить. Но здесь, в церкви, Бог присутствует особенным образом, здесь о Нем говорится, здесь можно говорить с Ним.
б) Если любят кого-нибудь, стараются угождать ему. Но Отцу небесному угождают добродетелями, и эти добродетели получают в доме Божьем. Как это бывает?
Кто редко или никогда не приходит сюда, тот с каждым днем должен становиться хуже и хуже!
в) Кто любит друга, тот охотно слушает историю его жизни. В воскресные и праздничные дни предлагается нам в церкви все, что сделано Богом.
г) В любви между друзьями бывают иногда минуты примирения и минуты самого искреннего сближения. В отношении к Богу служит этим прмирением и сближением таинство покаяния и причащения.
д) Любовь приносит жертву. Боголюбец жертвует для церковной жизни своим временем, своими силами (в молитве), иногда деньгами, и во всяком случае своей ревностью.
3. В отношении к миру?
а) Кто любит Бога, тот любит также и всех людей, как образов и чад Божьих. Вторая заповедь подобна первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Он питает особенную любовь к несчастным, к бедным, потому что — «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»