Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

(Мф. 25:40).

б) Вступают в обращение с людьми, не чуждаются общества. Тут не позволяют себе никакой несправедливости, ведут себя почтенно, скромно и целомудренно, потому что имеют Бога перед глазами, а в сердце, полное любовью к Богу, не может проникать что-либо нечистое и т. д.

в) Почитают родителей и наставников, как приставников Божьих, и заботятся о подчиненных, как братьях, чадах Божьих, храмах Святого Духа, наследниках и сонаследниках неба.

г) Τрудятся в мире. Удастся ли труд и признана людьми деятельность, благодарят Бога, если нет, удваивают свое старание и свою любовь.

д) Вне, в природе находят везде Бога: Его правосудие, всемогущество, мудрость и благость. Ищут Бога, потому что любят Его и находят Его везде.

Любить Бога легко, хотя мало есть христиан, истинно любящих Бога

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (ст.37).

Что может быть справедливее и необходимее исполнения этой первой и большей заповеди закона? Ее предписывает нам Бог, наш верховный Владыка, — Бог, Который один заслуживает нашей всецелой любви.

Скажете ли, что исполнение этой заповеди трудно или невозможно? — Но любить Бога легко, хотя мало есть христиан, истинно любящих Бога.

1. Заповедь о любви к Богу легка для исполнения.

Об этом говорит Сам Бог устами пророка (Втор. 30:11–14[1062 — Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.]); в этом может удостовериться каждый из нас, если обратит внимание.

а) На отношение нашего сердца к Богу. Наше сердце создано:

а. Для любви вообще. «Любовь есть жизнь сердца. Решительно невозможно, чтобы сердце было без любви.»[1063 — Блаженный Августин; бес. 38.]

Ум создан для мысли, память для воспоминания, сердце для любви — любовь его главное отправление и назначение. Чем достойнее предмет сам по себе или кажется нам таким, тем более мы его любим.

b. Для любви Бога в особенности. В нашем сердце мы находим постоянное и непреодолимое влечение к Богу, как единственному предмету, который может удовлетворить всем его желаниям. Созданные по образу Божьему, мы не можем довольствоваться ничем земным; никакая сотворенная тварь не в состоянии наполнить пустоты нашего сердца. Вне Бога, что бы мы ни любили, нам всегда не достает чего-то, наше сердце всегда ищет чего-то и, по прекрасной мысли блаженного Августина, «до тех пор находится в беспокойстве, пока не достигнет любви Божией.»[1064 — Ibid.] Но с той минуты, как мы соединяемся любовью с Богом и всецело предаемся Ему, мы вкушаем покой, которого напрасно искали в других предметах. И как наша душа бывает довольна, когда она истинно любит Бога? «Нашла того, которого любит душа моя» и проч. (Песн. 3:4).

б) На те блага, которые соединены с любовью к Богу. Но кто в состоянии исчислить их?

Довольно сказать со святым Василием Великим: «любовь к Богу — неисчерпаемое сокровище; кто обладает им, тот богат; кто лишен его, тот беден.»[1065 — Святой Василий Bеликий in Неx.] Истинная честь, чистейшая радость, истинное богатство — вот плоды любви к Богу! Даже более, Иисус Христос уверяет нас, что с тех пор, как мы истинно любим Бога, мы становимся, так сказать, одно с Ним; Бог вселяется в нас и обитает в нашем сердце, как в Своем храме. «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23).

Не легко ли нам после этого любить Бога? Однако —

2. Мало христиан, истинно любящих Бога.

Почти все говорят, что любят Бога всем сердцем, но на самом деле, большей частью, ненавидят Его. Хотите ли убедиться в этом, посмотрите:

а) Что значит любить Бога? Любить Бога значит: предпочитать Его всему на свете, все терпеть, всем жертвовать, лишь бы только не утратить Его благодати, искать везде Его славы, сообразоваться во всем с Его волей, подчиняться во всем Его Промыслу, часто думать о Нем и относить к Нему все свои дела, желания и помышления, любить то, что Ему принадлежит, следовательно, любить Его Слово и повиноваться Его Церкви, наконец, любить Бога, значит, любить ближнего, ибо «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоан. 4:20) и т. д.

б) Но так ли большая часть христиан любит Бога? Сколько есть людей, готовых всякий день терять Его благодать и действительно теряющих ее ради ничтожных интересов, ради нескольких пядей земли, суетной чести, грубого удовольствия, преступной дружбы! Значит ли это предпочитать Бога всему на свете?

Много ли найдется христиан, ревнующих о славе Божьей? Видят и слышат, как хулится имя и честь Божья; где же те, которые противодействовали бы этому! Когда оскорбляют нас или кого-либо из наших родных и друзей, наша ревность вопламеняется, а когда наносится оскорбление Богу, мы остаемся совершенно спокойны. Это ли значит любить Бога более, чем самого себя?

Где христиане, которые любят думать о Боге, посвящать Ему свои труды, возлагать на Него свои печали, — которые находят удовольствие в служении Ему и в исполнении Его Святой Воли?

Где те, которые из любви к Богу охотно переносят все скорби жизни и во всем подчиняются Его Промыслу?

Что реже христианской любви к ближним ради Бога и проч.?

«Не говори мне, что ты любишь Бога, — это одни слова: покажи свою любовь самим делом»).[1066 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 14 к Евр.]

Ο любви Бога всем сердцем

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (ст.37).

Иисус Христос дает законнику ответ, называет самую большую заповедь и говорит, что такой заповедью должна быть любовь к Богу. Исследуем, что значит любить Бога от всего сердца и т. д.

1. Что значит любить Бога всем сердцем.

Кто любит Бога всем сердцем, тот дает Богу свое сердце и оставляет его Ему.

а) Он дает его Богу. Как? Ему приятнее всего думать о Боге, говорить о Нем и с Ним, исполнять Его волю.

а. Боголюбец думает о Боге приятнее всего и более всего. Бог — его первая и последняя мысль. Трудится ли он, наслаждается, покоится: его мысли — y Бога. Спаситель всегда был занят мыслью о Боге.

b. Боголюбец приятнее всего говорит о Боге и с Богом. Если мы истинно любим какого-либо человека, то мы охотно говорим с ним, или о нем Точно так же, если мы любим Бога. Иисус Христос всегда беседовал о Боге, все относил к Нему и охотно молился Ему. Через молитву, или через беседы о Боге выражают самую великую любовь к Нему. Где есть истинная любовь к Богу, там едва могут открывать уста, не благодаря и не прославляя Бога.

с. Кто любит Бога от сердца, тот всегда и охотно исполняет волю Его. Подстрекает ли нас гнев, зависть, плотское чувство, непослушание и т. д., боголюбивое сердце отклоняется от этого и делает напротив, — делает то, чего хочет Бог, и владеет собой, не завидует, повинуется и т. д.

Если я люблю кого-либо, я охотно исполняю его волю.

б) Он оставляет его у Бога. Дать Богу сердце еще не так трудно, но оставлять y Него сердце в трудностях, в скорбях, в искушениях, это — труднее.

а. В трудностях нам часто тяжело поддерживать истинную и сердечную любовь к Богу. Сердце клонится к земле, и не хочет часто возноситься к небу, не хочет и не в состоянии молиться. Тут следует оторваться от земли и устремиться к небу, которое достигается с усилием.

b. В скорбях. Иной, который в счастье уповал на Бога, любил Его, молился Ему, хочет опять взять назад свое сердце. Но Бог показывает часто свою особенную любовь через послание испытаний. И если —

с. постигают нас искушения, то они дают нам только случай заслужить небо. Тут надлежит истинно подумать о Боге, и мыслью о всеведении, вездеприсутствии и святости Божьей спасать себя. Тут надо молиться: «Господи, спаси нас! Да святится имя Твое!»

2. Почему должно любить Бога всем сердцем?

Основания, почему мы должны любить Бога более всего, любить всем сердцем, следующие: Бог создал наше сердце для Себя, искупил его, освятил и хочет осчастливить его при Себе.

а) Бог создал его для Себя. Не для суетности мира, не для богатства, чести, чувственных удовольствий создал Бог наше сердце, потому что оно ничем этим не насыщается. Почему ничем?

Только в Боге, в молитве и размышлении находит сердце мир и удовлетворение.

б) Бог искупил его для Себя. Что мы купили, то наше, наша собственность. Своей неоцененной кровью Иисус Христос купил Себе наше сердце, чтобы оно было Его, и чтобы мы подарили и оставили его Ему. Оно принадлежит Отцу, Которому Сын опять возвратил его.

в) Бог освятил его Себе. Дух Святой согрел, очистил, следовательно, освятил наше сердце. Он его согрел, чтобы оно билось горячей любовью к Богу; Он его очистил, чтобы оно пребывало чистым, служило в чистоте Богу, было всегда чистой жертвой Богу, — чтобы оно не оскверненное и не подавленное грехом, всегда взирало к небу.

г) Бог хочет его осчастливить при Себе. Уже здесь Бог дает верному и чистому сердцу предвкушение блаженства. Но по ту сторону жизни Он хочет совершенно осчастливить его, чтобы оно трепетало от восторга, прославляло и благодарило. Бог хочет некогда взять всецело наше сердце к Себе, поэтому отдадим Ему его уже теперь!

3. Почему эта любовь — самая большая заповедь?

Заповедь о любви к Богу составляет самую большую заповедь потому, что Бог есть высочайшее благо, что из этой любви исполняются другие заповеди Божьи и что эта любовь продолжается вечно.

а) Бог есть высочайшее благо. Любить Его составляет, следовательно, самое возвышенное, боголюбезное занятие. Любить самих себя, или господствовать над самими собой, или делать себя блаженными через добродетель, нам также заповедано, и эта заповедьтакже высока. Но Боголюбие столько же выше себялюбия, сколько Бог выше бессмертной души. Точно также и с любовью к ближним.

б) Из любви к Богу исполняются все другие заповеди. Кто любит Бога, тот повинуется родителям и властям, как Божьим наместникам (смотрителям местной власти), он любит ближних, как Божьих чад и Христовых братьев, он любит самого себя, хранит себя от всякой скверны плоти и духа, потому что обратное состояние не совместимо с сердцем, любящем Бога и т. д.

в) Любовь к Богу продолжается вечно. Все пройдет: золото и имущество, солнце и звезды, небо и земля, даже вера и надежда. Но любовь

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн