Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

остается, любовь никогда не проходит, она вечно юная и свежая.

Мы любим Бога

«Возлюби Господа Бога твоего» (ст.37).

Иисус Христос требует от нас, прежде всего, любви к Богу. Ему должно принадлежать наше сердце. Все, что мы еще любим, например, родителей, ближних, бедных, здоровье и т. д., мы должны любить ради Бога. Так заповедует Спаситель. Но само собой разумеется также, что мы любим Того, Кто сотворил нас, сохраняет нас и управляет нами. Любовь, требуемая Иисусом Христом, есть собственно только взаимная любовь. Мы любим Бога, Который сотворил нас, сохраняет нас управляет нами!

Мы любим Бога. Который:

1. Сотворил нас.

Бог показывает нам свою любовь тем, что сотворил нас. Возлюбим Его взаимно!

а) Что Бог дал, как Творец?

а. Он дал нам жизнь, — главное условие всех прочих благ. Какой дар! Как мы ее любим, как любит ее даже самый бедный!

b. Он дал великие преимущества и силы тела: зрение, слух, язык, сильные члены, свободное движение, прямое положение, охоту к труду и т. д.

с. Точно также великие преимущества души: ум, рассудок и память, чувство и мысль, свободную волю и совесть.

d. Он дал бессмертную душу и с бессмертием возможность вечно блаженной жизни.

е. В нашем искуплении Сыном и освящении Духом Божьим совершено над нами второе высшее творение.

Дарованные нам блага неисчислимы. Великую, следовательно, любовь показал нам Бог; не обязаны ли мы Ему за это взаимной любовью?

б) Как выражается эта взаимная любовь?

а. Если мы сознаем, что получили эти блага от Бога и за них всегда благодарим. Благодарность есть существенная любовь ради любви.

b. Если мы более и более развиваем наши силы, приобретаем способности и познания.

с. Если мы их хорошо употребляем, например, ум, язык и т. д.

d. Если мы стараемся достигнуть нашей цели — блаженного бессмертия.

Все это есть собственно благодарность.

2. Сохраняет нас.

Бог показывает нам свою лиобовь также и тем, что Он сохρаняет нас. Возлюбим Его взаимно.

а) Как и чем сохраняет нас Бог?

а. Бог удовлетворяет наши телесные потребности, дает пищу, питье и одежду. Мы трудимся, а Он благословляет, посылает благоприятную погоду, поддерживает силы для труда.

b. Он сохраняет душу в ее духовной жизни Своим учением, святым таинствами, Своими утешениями. По поручению Божьему учат и образовывают родители, учителя и пастыри церковные.

с. Для легчайшего достижения телесного и душевного благополучия, Бог основал государственный союз и Церковь. Как это способствует нашему сохранению?

Это сохранение есть продолжающееся творение. В нем заключается и проявляется столько же отеческой любви, как и в Божьей творческой деятельности. Но любовь требует взаимной любви!

б) Как обнаруживается эта взаимная любовь? В уповании, или в преданности нашей воли воле Божьей. Бог сохраняет нас мудростью, добротой и всемогуществом, поэтому мы должны всегда уповать и надеяться на Него. Возложите печаль вашу на Господа! Ни один земной отец не заботится так о своих детях, как Бог заботится о нас.

Он есть любовь, и наше упование, возлагаемое на Него, есть взаимная любовь. Что делать, если долго продолжается ненастная для земледельца погода? Если умирает отец семейства у малолетних детей? В нужде, болезни, бедности, язве?

3. Управляет нами.

Бог показывает наконец Свою любовь в том, что Он управляет нами. Возлюбим Его взаимно!

а) Он управляет всеми нами. Но почему так много греха и бедствий в мире? Если бы Бог управлял миром и людьми, то почему не избавить ему мир от греха и бедствий?

а. У людей добрых Бог руководит желаниями и поступками, то есть допускает осуществлять свое руководство их желаниями и поступками вопреки их свободной воле. Бог действует на свободную волю посредством совести, заповедей и запрещений, родителей и Церкви, и даже посредством скорбей, которые для злых служат наказанием, а для добрых испытанием и исправлением. Иисус Христос действует на волю посредством угроз и обетований, Дух Святой посредством внутреннего ободрения.

б. У людей злых Бог не управляет желаниями, но происшедшее из злого желания дело направляет к добру. Злой поступок братьев Иосифовых, злое намерение Савла, измена Иуды!

в. Но часто также и злое желание злых людей управляется Богом и приводится к обращению и покаянию посредством различных средств.

Бог хочет всех привести к небу. Только там, где нераскаянность оказывает непрестанное сопротивление, Божье управление не действует. Расположением нераскаянных грешников Бог не управляет и, таким образом, они приходят к вечной погибели. Но в ином случае Бог управляет всем к нашему благу, к спасению нашей души. Какая неизмеримая любовь Божья! Не обязаны ли мы на это отвечать взаимной любовью?

б) Как обнаруживается эта взаимная любовь? В послушании.

а. Предан ли ты греху, обратись! Любовь Божья зовет тебя, влечет и милует. Погибшая овца! Благоразумный разбойник!

b. Колеблешься ли ты между добром и злом, повинуйся! Грех неизбежно сопровождается страданиями, которые гораздо тяжелее нести, чем страдания, посылаемые Богом людям добрым для испытания и предостережения.

с. Находишься ли ты на добром пути — оставайся на нем, предайся Божьему руководству, чтобы Он управлял не только твоими поступками, но и желаниями.

Послушание есть любовь!

Заключение.

Возлюбим Бога, Который сотворил нас, питает нас и управляет нами! Возлюбим Его, воздавая Ему благодарностью, преданностью, упованием и верным послушанием.

Когда мы любим Бога так, как требует Спаситель?

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (ст.37).

Часто мы слышим и говорим, что следует любить Бога всем сердцем и т. д. Но знаем ли мы и думаем ли всегда, что понимается под этой великой заповедью? Быть может, мы это более чувствуем, чем понимаем! Поэтому остановимся на вопросе: «Когда мы любим Бога так, как требует Спаситель

1. Мы любим Бога всем сердцем, если оно бьется для Бога.

Для нагляднейшего и ближайшего объяснения мы представим сначала примеры, а потом сделаем приложение этой истины.

а) Примеры.

а. Римскому сенату, как расказывает блаженный Августин, было предложено однажды поместить в число трех тысяч языческих богов христианского Бога. Но это предложение было отвергнуто на том основании, что Бог христиан весьма гордый Бог, что Он хочет, чтобы только Ему одному покланялись и воздавали честь, и что Он никакого другого Бога не терпит подле Себя.

Бог христиан — не горд, но в этом решении сената есть доля правды: «Бог не терпит никакого другого бога подле себя не только в большой зале богов, но даже и в нашем сердце.» Ты должен в Него одного веровать, на Него одного уповать, Ему одному поклоняться, служить и любить. Не можете служить Богу и мамоне.

b. Сердце патриарха Авраама билось только для Бога. Когда он должен был принести в жертву возлюбленного сына своего Исаака, он не слушал возражений своего сердца.

с. Языческий мудрец Сократ безвозмездно учил разных даровитых юношей. Один из его учеников хотел в знак благодарности принести ему подарок. Но Сократ отверг это. Тогда ученик принес ему в дар самого себя. «С радостью принимаю я этот подарок, но постараюсь возвратить тебя лучшим, чем я тебя принял.» Так и Бог хочет нас, наше сердце!

б) Приложение. Стоическая школа учила, что надобно делать добро ради добра, ради красоты и любезности добродетели. Тут билось сердце вообще для красоты добра. Сердце христианина должно биться для Бога, следует делать добро потому, что Бог этого хочет.

а. Почему родители должны любить своих детей?

b. По каким причинам дети должны повиноваться родителям?

с. Почему христиане должны хорошо исполнять свою должность, свое служение?

d. Следует ли только из сострадания помогать бедным и несчастным?

е. Что должно побуждать нас к покаянию?

2. Мы любим Бога всей душой, если она думает только о Боге.

Мы приведем опять сначала примеры, а потом сделаем приложение.

а) Примеры.

а. Среди воинского шума, на пути к веселой гостиннице стоял Сократ неподвижно, погруженный в размышления, и ничего не видел и не слышал. Он думал о божественном, был занят небесным, он любил невидимого Бога всей душей.

b. Двенадцатилетний Иисус во храме: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук. 2:49)

с. Евангелист Иоанн: «Бог любы есть и, пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает» (1 Иоан. 4:16[1067 — И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.]), т. е. его душа думала о Боге, как Бог думал о нем.

б) Приложение. Возражают, что если бы люди всегда были заняты мыслью о Боге, то они были бы не способны для жизни и для житейских занятий. Это — совершенно ложно.

а. Судья, который непрестанно имел бы Бога перед своей душой, всегда судил бы справедливо, такой смотритель не был бы неверным.

b. Такие сын или дочь всегда жили бы благочестиво и целомудренно.

с. Такие слуги были бы самыми верными, усердными и довольными.

d. Такие ремесленники и рабочие имели бы обильный успех в делах.

3. Мы любим Бога всем помышлением, если это помышление только в Боге и успокаивается.

Этот покой мысли в Боге есть совершенно успокоительное пристанище человека при всех треволнениях и переменах жизни — в сознании, что Отец Небесный печется о нас лучше нас самих, помогает нам и управляет нами:

а) Апостол Павел: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31)? Иисус Христос: «а у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лук.12:7) и т. д.

б) Приложение. Кто так уповает на Бога, кто так себя успокаивает во всех печальных положениях жизни, чье помышление, следовательно, покоится в Боге, тот:

а. в самой страшной нищете богат;

b. в самых трудных болезнях благодушен;

в. в преследованиях неустрашим;

г. в минуты смерти утешен.

Любовь к Богу состоит в исполнении Его заповедей

«Возлюби Господа Бога твоего» (ст.37).

1. Он заповедует нам чтрез Сына: будьте совершенны, как Отец совершен.

2. Божественная заповедь вещает из наших собственных сердец: возлюбим Его, ибо Он первее возлюбил нас.

3. И эту заповедь мы имеем от Него, что кто любит Бога, тот любит и ближнего.

Почему заповеди о любви к Богу и ближним поставлены вместе?

«Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (ст.39).

1. Потому, что нельзя любить Бога, не любя ближних.

2. Потому, что нельзя любить ближнего, не любя Бога.

Обязанность христиан заграждать уста буйных и безумных людей

«А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе… И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его»

(ст.34 ср. ст. 46. 1 Петр. 2:15;[1068 — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.] Тит.1:11[1069 — каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.]).

1. Буйные и безумные люди, уста которых должны быть заграждаемы:

а) неверующие саддукеи, которые отрицают христианскую истину иди глумятся над ней (ст.34; 2 Петр. 2:1[1070 — Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.]);

б) суеверные фарисеи, безумие которым, главным образом, состоит в самооправдании без веры, в одном только наружном благочестии

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн