Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

без внутренней силы, во взгляде на добродетель, как на средство прославиться перед людьми т. д.

2. Способ, каким должны быть заграждаемы yста их:

а) добрым словом, кротким и сострадательным, но серьезным и смелым, (2 Тим. 2:25;[1071 — с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины.] Колос. 4:5[1072 — Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.]);

б) добрым примером (1 Пет. 2:15; 3:1[1073 — Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были.]).

3. Цель, с какой нужно это делать:

а) чтобы простодушные не соблазнялись, поскольку слова нечестивых, ловко направленные к ниспровержению учения, которое для простосердечных есть мудрость, разъедают все вокруг себя, подобно ядовитой ране;

б) чтобы сами буйные и безумные могли сделаться мудрыми и разумными.

II. Апостольское чтение. Зачало (176): 2-е послание к Коринфянам 4: 6-15

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;

9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении пятнадцатой недели говорится о том, какое величие силы Божьей проявилось в немощах провозвестников Евангелия. Напрасно, как бы говорит апостол, стал бы кто-нибудь поставлять немощи евангельских проповедников в вину самому Евангелию, напротив, в этом-то и проявилась его особенная, божественная сила. Если бы апостолы обладали книжной мудростью, крепостью сил физических, не терпели бы никаких гонений, скорбей, притеснений — тогда мог бы кто-нибудь подумать, что распространение Евангелия есть дело человеческое, а не Божье. Но на деле было не так. Бог, Который создал вещественный свет для освещения видимых предметов, послал и свет невещественный в лице Иисуса Христа для просвещения душ человеческих светом Богопознания (ст.6). Но этот свет Богопознания Он заключил в невзрачные,[1074 — скудельные — простые, глиняные.] по внешней видимости, сосуды, в сердца бедным, немудрых и немощных апостолов: мы же, говорит апостол, «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, — для чего? чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (ст.7), дабы уверить всех, что распространение этого света не есть дело человеческое, но чудо беспредельной Божьей силы.

И вот, укрепляемые этой сверхъестественной силой, апостолы, при всей немощи, могли благодушно переносить всякие скорби, находились в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались, были гонимы, но неоставлены, угнетаемы, но не погибали (ст.8–9), даже более тоговсегда носили в теле память смерти Господа Иисуса Христа (ср. 1 Кор. 15:3[1075 — Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию.]), живые предавались непрестанно на смерть ради Иисуса, и однако не умирали, а напротив, тем сильнее открывалась в их теле жизнь Иисусова (ст.10–12[1076 — Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей.] ср. 2 Кор. 4:9;[1077 — мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.] 12,[1078 — так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.] 10[1079 — Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.]). Все это вместе, будучи очевидным доказательством премножества силы Божьей, явленной в немощной плоти апостолов, указывает также с другой стороны на несомненность вечной жизни, ибо только уверенность в будущей славе и блаженстве могла дать апостолам дух переносить всевозможные страдания; поэтому святой Павел далее и прибавляет: «имея тот же дух веры, как написано: Я веровал, и потому говорил» (Псал. 115:1), «и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами» (ст.13–14).

Сравнение света солнца со светом Евангелия

«Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (ст.6).

Богоглаголивый апостол сопоставляет здесь свет созданный со светом несозданным, воссиявшим в лице Иисуса Христа. «Бог, Который при создании мира рек, да воссияет из тьмы, покрывающей землю, чувственный свет к просвещению творений: Сей Бог, «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4[1080 — но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону.]), послал другой свет, Господа нашего Иисуса Христа, Который просветил сердца наши, да познаем истинную славу Божию» (см. Тол. Никиф. in. h. 1). Такое сопоставление света вещественного со светом духовным, предлагаемое апостолом, побуждает нас сравнить солнце с Евангелием.

Сравнение света солнца со светом Евангелия. Оба они доставляют:

1. Бодрость и надежду.

С рассветом дня больной опять ободряется и оживает надеждой. С восходом солнца возникает новый дух и надежда в груди бедняка и оставленного.

Так и свет христианства доставляет бодрость грешнику, больному душой, — и он питает надежду, ради заслуг Христовых, получить прощение от Бога. При свете христианства каждый труждающийся и обремененный странник земной надеется достигнуть неба, после беспокойств этой жизни, и бодро несет, возложенный на него, крест. Достойнство такого духа, такой надежды — весьма важно для человека. «А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Исаии 40:31). «Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господьсила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение» (Исаии 12:2).

«Крепкий духом не преклонится под гнетом бедствий, он умеет ободряться в страданиях.»[1081 — Святой Иоанн Златоуст. бес. 64 к нар.]

2. Утешение и радость.

С восходом солнца разливается веселье и радость в лесах и на нивах. Почки и цветы раскрываются, хоры пернатых поют. С радостью и веселием идет человек на дело свое и работает до вечера.

Но еще более высшей радостью и веселием мы обязаны свету христианства. Как отрадно нам знать, что Бог отечески заботится о нас, что Иисус Христос есть Брат наш и искупил нас от греха, что Святой Дух наставляет нас на всякую истину? Какой восторг доставляет нам обетование вечной жизни, христианская молитва, христианское Богослужение, святое причащение, деятельная любовь к ближним? «Праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.» (Псал. 67:4). «Веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие» (Сир. 30:23). A какую радость и удовольствие ощущаем мы при верном исполнении обязанностей?

3. Новую жизнь.

Свет солнечный сообщает теплоту земле, — и во во всей природе разливается движение и жизнь.

Но христианство доставляет истинное духовное движение и жизнь. Как далеко подвинулись христианские народы, по сравнению с нехристианскими, в науке, искусстве, ремеслах, торговле, земледелии?

Но главное — христианство соединяет наши души с Богом, а только соединение души с Богом есть истинная жизнь. Разлучение с Богом есть грех и смерть для души, следовательно, соединение с Богом есть истинная жизнь. И эта жизнь, по обетованию Христа, есть вечная жизнь, следовательно — жизнь полная. «Мы проживаем это время только тогда с пользой, когда мы проводим его так, чтобы вечно жить.»[1082 — Блаженный Августин. hоm. 1 in Tr. 50.]

Люди благочестивые имеют в самих себе достаточно оснований и доказательств продолжения существования личной человеческой души

«Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами» (ст.14).

В воскресшем Христе мы имеем несомненное внешнее доказательство нашего личного существования после телесной смерти, следовательно, нашего бессмертия. Апостолы видели Его, прикасались к Нему, беседовали и разделяли трапезу с Ним. Виденное они передали другим. Истина воскресения Иисуса Христа и их собственного воскресения и будущей славы была для них так несомненна, что ради нее они пролили кровь свою и с уверенностью говорили: «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами».

Люди легкомысленные, пристрастившиеся к земному, порочные не думают и не верят в бессмертие. Почему? Значит, они имеют сами в себе причины опровержения этого учения. Но люди добрые имеют в самих себе достаточные доказательства своей будущей славы и бессмертия.

1. Какие люди имеют в себе такие доказательства?

а) Которые вообще верят. Кто верит в единого Бога, — а кто не должен в Него верить? Кто несомненно знает, что добрый и верный Бог не может обмануть или наказать вечным уничтожением людей, которых Он призвал к вечной жизни и явно открыл, что мы бессмертны. Бог вложил эту истину в наше сердце, поэтому все народы верят в нее и пр.

б) Которые вообще надеются. Все люди живут надеждой. Человек приземленный надеется всегда только на лучшие времена на земле. Но они не приходят в истинном смысле, Никто и никогда не был вполне счастлив и доволен на земле. Следовательно, если нам не напрасно дана способность и утешение надежды, то она непременно должна осуществиться в другой жизни.

в) Которые любят. Нашему сердцу изначально присуща любовь. Неиспорченное сердце хочет любить и быть любимым. Но в этом мире не находят истинной любви. Часто даже не находит тут ни одного предмета, достойного любви. Часто самая искренняя любовь бывает отвергнута. Этот мир не понимает любви. Поэтому любящие сердца знают сами по себе, что должна быть другая жизнь, где удовлетворится потребность любви.

1. Какие люди имеют такие доказательства в себе?

а) Tе, которые исследуют. Есть много людей с ненасытной жаждой познаний. Они изучают, исследуют, собирают богатые знания. Но гораздо более, чем они исследовали и узнали, остается для них неузнанного и скрытого. Должно ли все это, с таким трудом добытое, кончиться со смертью, должно ли всякое исследование, не достигшее цели, быть напрасным? Должны ли они умереть с неразумными животными? Нет, их побуждение говорит им, что они достигнут ведения, что настанет свет, что когда-нибудь решение их вопросов будет возможно!

б) Те, которые сражаются. Все мы должны вести

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн