Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

борьбу против нападений диавола, пожеланий плоти и проч. И многие сражаются успешно. Что ободряет их в этой борьбе? Непреодолимое сознание, глубоко внедренное в нас, что человеческие души не будут иметь конца, одинакового с птицами небесными, которые порхают по воздуху, и в этом воздухе живут, прыгают без заботы и труда.

в) Tе, которые побеждают. Были и есть святые и отважные люди, которые победили в себе всякое зло и восторжествовали над миром и плотью. Это — настоящие мудрецы и герои на земле. Все другие, все грешники — безумны. Этого никто отвергать не можетъ! Теперь: должны ли эти мудрецы и герои умереть наравне с животными, одаренными низшей природой и действующими по слепому инстинкту? — Нет, они знают, что за победой следует триумф, за борьбой ожидает их венец в другом мире!

3. Какие еще еще люди имеют в себе указанные доказательства?

а) Которые страдают. Много есть бедных, заброшенных, неузнанных, больных, преследуемых во всю жизнь, как бы она ни была длинна или коротка. Что это за несчастная жизнь была бы для человеческого духа, который может возноситься (в молитве) к небу? Мог ли Бог сотворить свободно разумные творения для одних только мучений? Их внутренний голос говорит им, что должна быть другая и лучшая жизнь.

б) Которые скорбят. Часто стоят при гробе своих близких. Сердце могло бы разорваться от горя, что удерживает его, что утешает? Скрытая в глубине души мысль, что такая любовь не была напрасна, что отшедшие от нас еще живут и т. д.

в) Которые побеждены. Неправда часто одерживает верх над правдой, добродетель угнетается, а порок побеждает, грех торжествует, а невинность страдает. Что возвышает нас тут и что утешает? Мысль, возникающая сама собой, что должно быть высшее правосудие, что есть воздаяние по ту сторону гроба.

Заключение.

Если мы, таким образом, благочестивы и пока благочестивы, мы веруем в бессмертие и говорим с уверенностью, подобно апостолу (ст.14). A если истинно веруем в бессмертие, то стараемся быть благочестивыми и веруем вообще в Спасителя, надеемся, любим, мы стремимся тогда, боремся, побеждаем, мы находим тогда утешение в скорбях, по примеру апостола (ст.8–9[1083 — Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.]). (2 Кор. 5:1–2[1084 — Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;]).

Чем христиане могут утешаться в скорбях?

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены» (ст.8).

Вот христианский взгляд на скорби и бедствия, постигающие нас в жизни! «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены.»

1. Скорби и страдания составляли и составляют жребий всех истинных последователей Христовых в этом мире. (Примеры: Авель, Иаков, Иосиф, апостол Павел и мн. другие). Ибо царство Христово есть царство креста (Деян. 14:22[1085 — утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.]). Без скорбей христианин становится неспособным к достижению неба.

Скорби бывают многоразличны по своему свойству и продолжительности, для различных христиан.

Есть однако ж скорби, которые хотя и различны по своей мере, однако по своему свойству общи всем последователям Христовым. Сюда относятся:

а) Скорби, соединенные с истинным покаянием. Без покаяния никто не может быть последователем Христовым, и без скорбей — сердечного сокрушения, печали, страха, беспокойства — не бывает никакого покаяния. Вспомним Давида, Петра и др. (Деян. 2:37–38[1086 — Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.]).

б) Скорби, неразлучные с повседневным обновлением внутреннего человека (ст.16[1087 — Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.]).

Умирать постоянно для мира и греха, распинать плоть свою, отвергнуться ветхого человека, мириться со своей совестью при трудных обстоятельствах жизни — все это не обходится без скорбей. Гибельные искушения диавола, которые нужно побеждать (2 Тим. 2:3;[1088 — Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.] Ефес. 6:11–16[1089 — Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого.]), нередко причиняют сильную скорбь.

A иногда чувствовать над собой карающую десницу Божью.

в) Скорби, происходящие от ненависти мира (2 Тим. 3:12;[1090 — Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.] Мф. 10:22;[1091 — и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.] 24:9[1092 — Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;]).

Мир не может не ненавидеть учеников Христовых, поскольку он ненавидит Учителя.

Но эта ненависть составляет для христиан, особенно вначале, великую скорбь.

г) Скорби, наконец, возбуждаемые слиянием нечестия и безаконий (Иезек. 9:4;[1093 — И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.] 2 Петр. 2:8;[1094 — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные.] Псал. 72:2–5;[1095 — А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.] 109:6[1096 — совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.]).

Зло имеет большой успех в мире и влечет за собой тяжкие скорби для благочестивых душ.

2. Чем христиане могут утешаться при испытании всех скорбей мира сего?

а) Мир не имеет ничего лучшего, кроме скорбей, хотя и кажется что наоборот.

На первый взгляд, мир имеет много радостей и утех. Мир, сказано, возрадуется, — радуется в своей суете, радуется о страданиях, причиняемых им последователям Христовым.

Эти кажущиеся радости и удовольствия мира возбуждают иногда в мыслях христиан некоторое недоумение и смущение (Псал. 72:3;[1097 — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых.] Иов. 21:7–8[1098 — Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их.]).

Но христианин знает, что мир на самом деле не имеет ничего лучшего, поэтому он не завидует его суетности, блеску и радости, и не взирает с вожделением на его похоти.

б) Истинный последователь Христов испытывает не только скорби и страдания, но и радость.

Мир думает, что благочестие рождает из себя только печаль и уныние.

Но оно имеет в себе прежде всего радость, — радость чистую и не преходящую (Ис. 54:7–8;[1099 — На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.] 61:10;[1100 — Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.] Псал. 118:129;[1101 — Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.] 2 Кор. 6:10;[1102 — нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.] 7:4[1103 — Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.]).

И этим христианин утешается в страданиях.

в) В царстве Христовом так устроено, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28; Рим. 5:3–5[1104 — И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.]).

Даже скорби, страдания, изнурительные лишения, жестокие кары полезны для них. Поэтому говорится (Евр. 12:5-1l[1105 — и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.]). Это должен помнить христианин и не предаваться отчаянию в бедствиях.

г) Скорби кратки в сравнении со славой, которая следует за ними (2 Кор. 4:17;[1106 — Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.] 16[1107 — Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.]). Этой истиной христианин успокаивается.

д) Скорби не только некогда прекратятся, но и обратятся в вечную радость (Иоан. 16:20–22[1108 — Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;]).

Если христианин помыслит о многих, перенесших великие скорби (Апок. 7:14[1109 — сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.]) и о том часе, когда Господь осушит слезы его, то может оставаться спокойным, подвергаясь временным бедствиям и страданиям (Псал. 29:5–6[1110

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн