— Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.]).
Несомненная надежда христиан на блаженную вечность
«Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (ст.14).
Апостол Павел так уверен в своем воскресении и будущей славе, что не называет даже этого верой, а просто знанием, как бы желаемое и ожидаемое было для него уже настоящим: зная, говорит он… (ср. 2 Кор.5:1[1111 — Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.]).
1. Надежда истинных христиан на блаженную вечность есть надежда несомненная, покоящаяся на добром основании.
а) Потому, что они не сами навязали ее себе, не праздная это мысль у них, но оживляется в их сердце силой и действием Божьим, следовательно, эта надежда — живая (1 Петр. 1:3[1112 — Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому.]), ясная и сознаваемая, сильная и укрепляющая. Соответственно с этими свойствами она и называется совершенной надеждой (1 Петр. 1:13[1113 — Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.]).
б) Потому, что она опирается на заслуги Иисуса Христа, Который есть основание их надежды (1 Тим. 1:1;[1114 — Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей.] Кол. 1:27[1115 — Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы.]).
в) Потому, что Слово Божье, в которое они верят и которому следуют, дает им право на такую надежду.
Неразумно было бы надеяться на то, к чему Слово Божие не дает никакого повода (Иов. 8:13;[1116 — Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет;] Притч. 11:7;[1117 — Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.] 25:13[1118 — Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.]).
Но Божье Слово и Божьи обетования дают истинным христианам полное право на такую надежду (Исаии 50:10;[1119 — Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем.] Осии 12:6[1120 — Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда.]).
г) Потому, что они, живя на земле, имеют продолжение своей жизни на небесах, куда они непрестанно стремятся (Фил. 3:20;[1121 — Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.] Лук. 12:34;[1122 — ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.] Евр. 12:22;[1123 — Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.] Ефес. 2:6[1124 — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе.]). Посему всякий «имеющий сию надежду на Него, очищает себя» и т. д. (1 Иоан. 3:3–4[1125 — И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. 4Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.]).
2. Поскольку надежда истинных христиан на блаженную вечность так несомненна, то она и не посрамит их (Псал. 39:5;[1126 — Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.] Рим. 8:24[1127 — Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?]).
Бог поругаем не бывает: Он исполнит Свои обетования (Евр. 4:1[1128 — Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.]).
Слава истинных христиан
«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (ст.7).
«В сих словах святой апостол Павел под сокровищем понимает неизреченную славу верующих, а под глиняным сосудом — слабость нашего естества и немощь нашей плоти.»[1129 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 8 на 2 Кор. in. h. 1]
Каждый возрожденный Божьей благодатью христианин носит в сердце своем славу Царства Небесного, эта внутренняя слава совершенно скрыта, пока человек находится здесь на земле, но некогда откроется во всем свете.
Слава истинных христиан.
1. Ее ближайшие свойства.
а) Это сокровище мы носим теперь в глиняных сосудах.
Что под этим понимается? О чем это напоминает нам?
б) Но однако и в глиняных сосудах это сокровище проявляется, как слава:
а. в отношении христиан к временным скорбям и страданиям (ст.8–9[1130 — Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.]);
b. в их постоянном уподоблении Иисусу Христу (ст.10–11[1131 — Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей]);
с. в их деятельности о благе ближних (ст.12–13[1132 — так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим.]);
d. в их живой уверенности и уповании на блаженную вечность (ст.14[1133 — зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.]).
2. Эта слава некогда исполнится.
а) Исполнение это начинается уже здесь.
Оно обнаруживается у истинных христиан через истлевание внешнего и постоянное обновление «внутреннего человека» (ст.16[1134 — Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.]).
Главным условием к такому внутреннему преуспеванию служат скорби и страдания (ст.17[1135 — Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.]).
б) Но совершенно исполнится в вечности (ст.18[1136 — когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.]).
Из несовершенного придет в совершенное, из сокрытого явится в полном свете (ср. Мф.13:43[1137 — тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!]).
К чему должна побуждать нас истина, что мы носим сокровища благодати в глиняных сосудах?
«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (ст.7).
1. К ободрению для малодушных, чтобы с дерзновением принимать сокровища благодати, когда они предлагаются.
2. К предостережению, чтобы не надмеваться этими сокровищами, а носить их в себе со смирением.
3. К напоминанию о необходимости быть бдительными, как к сосуду, так и к сокровищам.
Образцы церковной проповеди. Наибольшая заповедь. (Ответ законнику на вопрос о заповедях)
В числе других совопросников явился к Иисусу Христу один «законник,» или законоучитель, искушая Его и спрашивая: которая из заповедей больше всех в законе? Человек этот, как можно судить по самому его названию, принадлежал к разряду лиц, отличавшихся особенным знанием закона и принимавших на себя обязанность быть его толкователем.
Вопрос, предложенный законником Спасителю, был один из главных вопросов, занимавших в ту пору иудейское общество, и служил выражением тогдашнего настроения умов. Когда, под влиянием фарисейской секты, развилось в народе преувеличенное понятие о важности внешних — обрядовых дел закона, и вместе с этим начал между ними иссякать дух истинного Богоугождения, тогда они, вместо того, чтобы под руководством Богодарованного закона идти путем предположенной для него цели — путем покаянной веры и любви к Богу, и самым опытом изведать его главные и существенные требования, стали вдаваться в излишние и скрупулезные рассуждения о том, какие заповеди в законе имеют больше важности, какие меньше, и среди них выискивать главную заповедь, чтоб на ее исполнении успокоить надежду своей праведности.
Мнения были различны, и по самому направлению, принятому иудеямя, естественно, склонялись более к внешним и формальным предписаниям закона. Например, существовало у многих то мнение, что заповедь о жертвах, как таком деле, которое исключительно совершается в честь Сущего, и составляет именно первую заповедь закона; считались также в числе главных заповедей другие правила обрядности, — закон о хранении субботы, об обрезании, и т. п. Конечно, при этих рассуждениях одни старались выказать свое превосходство над другими в понимании закона, и святая Божья воля делалась, вследствие того, предметом человеческого совопросничества и состязания; между тем, подобные споры не могли не приводить в недоумение и истинных ревнителей закона. Таким образом, отчасти — чтобы найти удовлетворение недоумению, отчасти — чтобы изведатъ мысль Иисуса, законоучитель обращается к Нему со своим вопросом.
Посмотрим теперь, какой дан ему Спасителем ответ. В другом случае, т. е. если бы вопрос был обращен не к такому важному лицу, — это обстоятельство могло бы не заслуживать особенного внимания, но тут Сам Начальник веры и Совершитель спасения дает свой отзыв на вопрос, действительно важный по своему общему содержанию. Что же отвечал Спаситель? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (ст.37): это, говорит, есть первая и наибольшая заповедь. Но вслед затем Он присоединяет к ней другую — подобную: : возлюби ближнего твоего, как самого себя (39), и в заключение прибавил, что в сих двух заповедях состоит весь закон и пророки, — то есть сущность всего учения закона и пророков.
Таким образом, Спаситель указал не только первую и большую заповедь закона, но и общее существенное содержание его заповедей, обнимающее собой все остальные без исключения. Все это, по смыслу Его слов, заключается в любви, которая, сосредотачиваясь в любви к Богу, проявляется потом любовью к ближним. Из этого видим, что Спаситель ставит дух и существо закона выше его внешних предписаний, и как Провозвестник благодати Нового Завета, который пишется на скрижалях сердца, указывает для человека высоту нравственного совершенства в его внутренней жизни — в чувстве сердца и вообще в проявлениях духовной жизни. Впрочем, Он не упускает здесь из вида положительных требований закона, и слов Его нельзя назвать каким-либо уклонением от прямого ответа на предложенный вопрос: обе указанные заповеди приведены Им из того же древнего закона, и еще прежде высказаны у Моисея в разных местах (Втор. 6:5;[1138 — и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.] Лев. 19:18[1139 — Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].]). Тут показывается, что и ветхий закон не составляет существенной противоположности с Новым Заветом и в коренных положениях своих имеет одну и ту же окончательную для человека цель — утвердить в