Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.] 22,[1146 — Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.] 24[1147 — Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал.]);

б) радость, с какой верные слуги представляют свой отчет (ст.20, 22);

в) славная награда от Господа (ст.21,[1148 — Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.] 23), причем замечается, что Господь ободряет их Своим словом (добрый и верный раб), указывает им обширнейший круг деятельности (над многим тебя поставлю), приглашает их к радости и блаженству (войди в радость);

г) смущение вероломного раба (ст.24–25[1149 — Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.]), его лукавый ответ и ложное оправдание;

д) его жалкая участь (ст.26,[1150 — Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал.] 30[1151 — негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!]), где открывается его внутренняя злоба (ст.26), опровергается его пустая оговорка (ст.27[1152 — посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.]), отнимается у него талан (ст.28[1153 — итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов.]) и указывается причина на это (ст.29[1154 — ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.]), и, наконец, он осуждается на мучение (ст.30[1155 — а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!]).

Извлекаем отсюда несколько частных тем с планами для проповеди:

Внутренняя награда верности в нашем звании

«Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (ст.21).

Верность в нашем звании часто награждается уже здесь.

Нет ничего справедливее, как ожидать себе успеха и благословения от всех наших верных трудов и занятий, но опыт учит, что это ожидание не всегда награждается по заслугам. Не всегда можно расчитывать на временные выгоды и земную прибыль, потому что они зависят частью от обстоятельств, которые не в нашей власти.

Но есть внутренняя награда верности в нашем звании, которая не зависит от обстоятельств и которая присуща каждому верному и доброму труженику. Она состоит:

1. В доброй совести.

а) В сознании верного исполнения обязанностей и в чувстве самоуважения и довольства скрывается славная награда за все сделанное нами добро, хотя бы мы и лишены были другого, внешнего вознаграждения.

Это сознание возвышает нас над всякой внешней заслугой, над всякими претензиями гордости, над преходящим земным счастьем.

Если честные родители, почтенные труженники, верные слуги, добросовестные учителя не награждаются даже от мира, то кто может лишить их награды, которая скрывается в них самих?

б) Но верные деятели участвуют часто и в другой награде.

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает… Благословения — на голове праведника» (Прит. 10:4, 6). Если с этим соединяется добрая совесть, то блага жизни имеют двойную приятность, и нет человека счастливее того, кто может с полным сознанием сказать, что его временное счастье приобретено и заслужено верным исполнением обязанностей своего звания.

2. В радости о добре, совершенном нашими усилиями.

а) Какая радость для нас, если мы испытываем или с уверенностью ожидаем, что наши труды благословятся Богом и будут иметь благотворные последствия?

Пусть будет твое звание низко, твои занятия ничтожны, твой круг деятельности мал и тесен: но если ты верен в своем звании — как много ты можешь сделать добра для твоих детей, родных и ближних! и т. д.

б) Нет радости чище и выше, как если могут сказать: «я был полезен в моем звании, я был верным смотрителем Божьим, я делал добро по своим силам и Бог благословил мое дело

Это счастье служит внутренней наградой верности.

3. В высоком уповании на Бога.

а) Каждый благочестивый труженик имеет упование на Бога. Он убежден, что Бог указал ему его звание и смотрит на себя, как на раба, который старается добросовестно употреблять вверенный ему талант. Поэтому он ожидает от Бога помощи, защиты и благословения во всех делах и предприятиях своего звания.

б) Чем вернее и добросовестнее исполняет он обязанности своего звания, тем более должно возрастать его упование на Бога и укрепляться его надежда на благословение Божье, тем благодушнее он будет переносить всякие затруднения, страдания, препятствия.

Апостол Павел в своей жизни видел себя неузнанным, свои заслуги униженными, терпел вражду от тех, для которых был благодетелем. Но с каким упованием он говорил: «судия же мне Господь» (1 Кор. 4:4)!

Так может сказать и всякий добрый и верный раб Божий!

4. В постоянно возрастающем совершенстве в добре.

а) Каково бы ни было звание, в котором мы живем, оно должно, по намерению Божьему, служить средством к упражнению и укреплению наших сил, к преуспеванию в духовном и нравственном совершенстве.

Оно всегда дает нам случай к приобретению новых познаний, к приложению их на деле, к исполнению важных обязанностей, к самоотвержению, к оказанию истинной любви к ближним.

б) Естественно, что кто верен в своем звании и добросовестно исполняет свои обязанности, тот всегда деятелен в добре и посредством этого более и более совершенствуется в нем. Вместе с его ревностью и деятельностью возрастает и его нравственное усовершенствование.

Не великая ли это награда верности, если она приводит человека к нравственному совершенству? Кто верен в малом, тот верен и во многом, а «всякому имеющему дастся и приумножится» (ст.29).

О недовольстве людей

«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле» (ст.24, 25).

Раб, жалуясь на непомерную требовательность господина, хочет прикрыть этим свое недовольство одним талантом. Он видел, что другие слуги того же господина получили по пяти и по два таланта, а на его долю достался только один. Стоит ли, думал он сам с собой, трудиться из-за одного таланта? Много ли я на него приобрету? Не лучше ли оставить его без прибыли? И — «пошел и закопал его в землю.»

Раб, таким образом, был недоволен своей участью и роптал на господина, но он был лукав и ленив, поэтому и не довольствовался одним талантом.

О недовольстве людей.

1. Откуда оно происходит?

а) От превратного направления разума. Oхотнее смотрят на то, чего им недостает, чем на то, что имеют, замечают то, что теряют, а не то, что остается, взирают на то, что имеют другие, а не на то, чем обладают сами.

Царь Птоломей плакал при виде земледельцев, которые так приятно вкушали пищу и питье, и так весело играли, он плакал, что он не земледелец. Не мог ли он доставить себе других радостей?

Один вольнодумец (король испанский Альфонс) сказал, что он управлял бы миром лучше, чем управляет им Бог. Не есть ли это превратное направление разума, отпавшего от веры?

б) От болезненного настроения чувств. Это есть род уныния, род меланхолии. Человек, страдающий унынием, не верит своему добру и не признает его, вечно ропщет и жалуется, где не следует жаловаться. Если бы можно было насквозь проникнуть такое сердце, то в нем оказалось бы много дурных соков и больных частей.

в) От ненасытной и слабой воли. Александр Македонский завоевал почти всю Азию и не был доволен. Соломон наслаждался всем и имел все, чего только можно пожелать, — и однако не довольствовался.

Крепкая воля всегда сказала бы недовольной душе: «теперь замолчи и будь, наконец, довольна!»

г) От ленности и бездействия. Раб, роптавший на господина, был ленив. Удивительно ли, после этого, что он недовольствовался одним талантом?

Он не был бы доволен и тогда, если бы у него было пять талантов. Труд делает человека довольным, а ленность, напротив, отнимает и то, что человек имеет: а у неимеющего отнимется и то, что имеет.

2. Что в нем проявляется?

В таком недовольстве людей проявляется:

а) Безумие человека. Недовольством не поправишь дела.

Совершенно напрасно грустят. В довольстве гораздо легче проводится жизнь. Могут доставить себе мир и довольство. Могут, например, смотреть и на низкую долю, на низшее звание, как на почтенное и высокое. Самый бедный имеет великое сокровище в глазах, ушах, языке и т. д.

б) Временное несчастье человека. Действительные страдания и действительные нужды только еще более увеличиваются вследствие недовольства. Довольство, напротив, уменьшает их.

в) Вечная погибель человека. Недовольный человек не может придти в небо, потому что он не верит, не надеется, не любит, не молится, не уповает, а на небе могут наслаждаться только довольные.

3. Чем оно исцеляется?

Ни чем другим, как христианской верой. Она указывает нам:

а) На учение Иисуса Христа. Он научил, нас, что Бог есть наш Отец, Который всегда, даже в нуждах, заботится о нас, что страдания для нас спасительны и необходимы, что неравное раздаяние земных жребиев соразмеряется с силами каждого и с Божьей премудростью и добротой, что земля не есть наше отечество, и потому нечего ожидать здесь совершенного довольства и блаженства и т. д.

б) На жизнь Иисуса Христа. Он был беден, Его жизнь полна труда и лишений.

На Его страдание и смерть. Можем ли мы быть недовольны, когда наша земная жизнь несравненно лучше земной жизни Сына Божьего, нашего Господа и Спасителя!

Недовольство и жалобы людей:

«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (ст.24–25).

Лукавый и ленивый раб, получив только один талант, ропщет на излишнюю требовательность господина, якобы несоразмерную с ничтожным даром, — потому считал себя вправе роптать на господина и предаваться бездействию.

Не так ли часто поступаем в жизни и мы?

Недовольство и жалобы людей:

1. На свое положение и на внешние отношения жизни.

Весьма многие люди жалуются на свое положение и на свои внешние обстоятельства.

а) На что именно? Жалуются и ропщут очень часто на бедность, на низость звания, на нужды и заботы, на ничтожное вознаграждение за труды, на воображаемое пренебрежение, на худые времена и т. д. Жалобы, например, на худые времена

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн