Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

никогда не умолкают; однако по прошествии времени оказывается, что одному приходится лучше, а другому несколько хуже. При дороговизне хлеба можно сделать наблюдение, что жалуются даже те, которые извлекают из того выгоду и т. д.

б) Что говорит уже против этого человеческий разум? Он должен сказать, что очень многие люди сами несколько виноваты в своем неблагоприятном положении. Он должен сказать, что нужно сравнивать свою участь не с теми, которые, по-видимому, поставлены выше и лучше нас, а с теми, которые ниже и хуже нас. Бедный так охотно глядит на богатого, не думая, что одно богатство не делает еще счастливым, и что люди состоятельные часто также несут свой крест и имеют много скорбей. «Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много» (Притч. 13:7), т. е. один кажется богатым, и однако ничего не имеет, а другой выглядит бедным, а имеет великое богатство. Обремененный тяжелым и продолжительным дневным трудом взирает с завистью на того, кто работает ежедневно только несколько часов. Но разве ленивец счастлив? Не в труде ли — главный источник счастья?

Разум говорит, что следует помогать самому себе и утешаться, обращая внимание на лучшие стороны своего положения, вместо худших и т. д.

в) Как погрешают против Бога и веры в Него? При таком ропоте и жалобах грешат против Слова Божьего: «от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (Притч. 20:24). «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 Цар. 2:7). «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Псал. 36:5). «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Псал. 54:23). «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

2. На окружающих их людей.

Часто бывает, что жалуются и ропщут на людей, не довольны ими:

а) Недовольство между супругами, родителями, детьми и прочими домашними. В ином доме вечное недовольство между мужем и женой, которые однако для того и соединены, чтобы услаждать жизнь, а не отравлять. Один никогда не хочет принять участия в том, что хочет и делает другой. Иной муж вымещает свою досаду на жене, а иная жена отплачивает тем же мужу.

Многие родители не ласкают своих детей и недовольны, если их дети отвыкают от них. Уксусом не приманишь ни одной мухи, а только каплей меда.

У многих ни один слуга не прав: все имеют нестерпимые недостатки.

Где царствует мир и согласие между супругами, родителями и слугами — там ни что иное, как не небо! A где вечный раздор — там не то же ли, что ад?

б) Некоторыми близкими и далекими отношениями между людьми. Иной человек не хочет ни с кем доверчиво обращаться, входить в дружеския отношения, идти с другими тем же путем и т. д. Один для него слишком знатен, другой слишком низок, один говорит слишком много, другой слишком мало, тут и там кто-либо оскорбил его. Часто видит вокруг себя только врагов и т. д. Следует переносить недостатки друг друга и прощать друг другу (Кол. 3:13[1156 — снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.]). Мы также имеем недостатки, и другие, следовательно, должны их переносить! Слишкам много не следует требовать от людей, с которыми вступают в отношения. Если хотят обращаться только с ангелами, то должны расстаться с этим миром!

в) Людьми вообще. Позволительна жалоба и скорбь, которую выражают о том, что все мы между собой люди грешные и с недостатками. «Несть человек, иже не согрешитъ» (3 Цар. 8: 46). «Много согрешаем вси» (Иак. 3:2).

Но грешно когда ни одному человеку не доверяют, будучи кем-либо оболганы и обмануты; когда считают всех плохими, потому что знали некаторых плохих; когда презирают целое сословие, потому что один его член негоден и т. д.

3. На Бога и на их отношение к Нему.

Не мало людей ропщут на Бога и против Бога и не довольны своим отношением к Нему: религией и Церковью. Что сказать о тех, которые недовольны:

а) Богом. Крайне безумно и почти всегда весьма несправедливо, если приписывают вину своего реального или мнимого плохого положения другим, несколько счастливейшим людям, властям, правительству и т. д. Человеческие рычаги нашей участи желали бы охотно сделать нас счастливыми, если бы могли!

Но великий грех, величайшая несправедливость и величайшее безумие, если ропщут против Бога, что якобы Он не одаривает нас так, как бы мы этого желали при нашей близорукости и упрямстве. Ленивый раб в тексте. Не премудр ли Бог в раздаянии талантов? Не знает ли Он лучше нас, что для нас хорошо и полезно? Жалуется ли глиняный сосуд на горшочника, что он сделал его для того или для другого?

Не по праву ли Бог наказал роптавших израильтян?

б) Христианской верой. Если сомневаются в деле веры и с охотой и одобрением внимают сомнениям, если не могут согласовать своих понятий с Богооткровенными истинами и радуются с противниками христианской веры — то не есть ли это недовольство и ропот? Чего хочешь ты, который находишься в таком настроении духа?

«Никакой» религии? Но это невозможно. Чему-нибудь да верят!

Или своей «собственной» религии? Но тогда ты стоишь один со своей надменностью!

Или перехода в «другую» религию? Тогда ты не знаешь бесконечных преимуществ христианства от прочих религий, тогда ты должен еще долго учиться в школе христианства!

в) В частности, православной Церковью. Если не имеют никакой радости в православном Богослужении, не празднуют искренне праздников, не соблюдают церковных обрядов и прочее — не недовольство ли это и ропот? Ты говоришь: «Обряды православной Церкви мне не нравятся, не удовлетворяют меня.» Но они уже опытами веков испробованы и совершенно приспособлены к потребностям человеческим.

Ты говоришь: «эти внешние обряды и церемонии излишни.» Внутреннее выражается во внешнем!

Ты говоришь: «богослужебные и церковные обряды годятся только для простого народа.» Чем люди образованнее, тем они более сознают глубину и высоту церковных обрядов! Поучись сначала чему-нибудь!..

Не будем роптать! Недовольство делает наше положение только хуже, отчуждает нас от людей, отторгает от Бога и неба.

О ленности или праздности

«Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (ст.26. 27).

Господь строго осуждает ленность лукавого и ленивого раба, — и справедливо. Дан талант, — и он зарыт в землю! Дан господином, который, по сознанию самого раба, собирает там, где не сеял, — следовательно, вдвойне непростительна ленность раба!

1. Ленность телесная.

а) Все устройство нашей жизни указывает нам на ее деятельное содержание. Для ленности не нужно никаких рук и ног, никакой крепости членов, ни острого глаза и слуха, ни свободного языка. Следовательно, Творец создал нас для деятельности и труда: это — один талант, данный каждому человеку, и потому уже, что он дан, его нужно употреблять с лихвой! Бог ясно заповедал труд — прежде (Быт. 2:15,[1157 — И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.] 20[1158 — И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.]) и после (Быт. 3:19[1159 — в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.]) первого греха. «Бог создал человека для труда и, соответственно с этою целью, устроил его члены; празднолюбец, следовательно, уклоняется от порядка Божия и от цели творения.»[1160 — Святой Иоанн Златоуст бес. на Быт.]

б) Ленивый грешит не только против Бога, но и против своих собратий, потребляя то, что они приобрели, и не помогая умножать общее благосостояние.

в) Ленивец грешит против самого себя. Он никогда не доволен собой, лишает себя чистой радости о своих трудах и успехе, теряет уважение и благоволение своих ближних.

г) Праздностьначало всех пороков. Кто не думает ни о чем дельном и не занимается им, тот думает о дурном и занимается плохим. Взгляни на лобные места и исправительные дома!

Соломон и муравей.

Греческий законодатель положил смертную казнь за праздность. Празднолюбцу угрожает смерть духовная: «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (ст.30)! Ничтожна оговорка: «я могу трудиться — но только не в моем звании, я желал бы делать другое.»

2. Ленность душевная.

Каждый должен трудиться во веренном ему от Господа винограднике, и именно, как на возделывании его. Камни преткновения должны быть очищены, сорняки вырваны, душа должна быть подкрепляема опорой веры и надежды и освещаема светом божественной благодати.

а) Следует трудиться для сохранения, умножения и укрепления веры, для оживления и усиления надежды, для возвышения, очищения и воспламенения любви. Должно трудиться, чтобы имела успех молитва и т. д.

б) К сожалению, очень часто случается, что люди охотнее трудятся телесно, чем душевно. Есть гораздо более духовных, чем телесных ленивцев. Телесный труд, конечно, приносит очевидную прибыль, но однако труд духовный доставляет гораздо большую награду: здесь на земле — радость души, там на небе — блаженство.

в) Царство Божье только с усилием достигается. Для неба, следовательно, требуется усиленная и напряженная деятельность. Как много делают ради земной награды? Не следует ли тем более трудиться для награды небесной?

Справедливы ли жалобы людей на изначально неравное раздаяние земных даров?

(ст.15)[1161 — и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.]

Нет: почему?

1. Потому, что Бог есть наш полный Владыка и Творец, следовательно, никто не имеет права требовать от Него более, чем сколько угодно Его святой воле (ст.14[1162 — Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое.]).

2. Потому, что в неравном раздаянии даров Господь сообразуется со Своей высочайшей мудростью и нашими силами (каждому по его силе), (ст.15).

3. Потому, что хотя и не все получают одинаковую меру даров, однако нет ни одного человека, который оставлен был бы без необходимого для него таланта.

4. Потому, что неодинаковое раздаяние даров не препятствует никому достигать одинаковой степени боизости к Богу.

Как раб, получивший пять талантов, так и раб, получивший два таланта удостаиваются одинаковой награды от Господа (ст.21, 23[1163 — Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.]). Той же награды удостоился бы и получивший один только талант, если бы был верен в малом.

Верность в малом

(Ст. 21 или 23).

1. Побуждения к

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн