Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

верности в малом.

а) Малое, как и великое, есть не наша собственность, а дар Божий, вверенный нам, как рабам, для верного хранения и употребления.

б) От верности в малом зависит успех в великом. «Хочешь ли быть великим, начинай с самого малого?»[1164 — Блаженный Августин; sеrm. 69 dе vеrb. Εv.] Сравнения: зерно, из которого вырастает громадное дерево, стяжатель богатства, не пренебрегающий ни одной малой вещью, для достижения своей цели.

Напротив: кто пренебрегает малым, тот никогда не достигает великого (Сир. 19:1[1165 — Работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок.]).

в) Господь некогда потребует от нас отчета не в великих делах, а только верности в малом (ст.21).

«Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какой они делаются. Нет ничего великого, когда любят мало, и нет ничего малого когда любят много.»[1166 — Ibid ср. свстой Василий Βеликий, mоnit. сар. 24; святой Иоанн Златоуст. бес. 42 на Быт.]

2. Средства к приобретению верности в малом.

а) Пример Иисуса Христа, Который исполнял волю Отца Своего в самых малых вещах.

б) Примеры святых.

в) Ежедневное испытание совести.

Радость, ожидающая верных тружеников

(Ст. 21).

1. Радость чистейшая (Апок. 21:21[1167 — А двенадцать воротдвенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.]).

2. Радость совершеннейшая (Апок. 21:4;[1168 — И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.] 22:5;[1169 — И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.] 7:16–17[1170 — Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.]).

3. Радость вечная. Здесь можно в противоположность этой радости прибавить, что самые великие радости земные носят в себе зародыш печали, вследствие мысли, что они некогда прекратятся.

Печальная участь неверных и ленивых деятелей

(Ст. 18).

1. Лишение земных благ.

2. Потеря доброго имени (Сир. 33:23[1171 — Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою.]).

3. Отнятие благодати (ст.28–29[1172 — итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.]).

4. Потеря вечной жизни (ст.30,[1173 — а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!] Мф. 3:10[1174 — Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.]).

II. Апостольское чтение. Зачало (181): 2-е послание к Коринфянам 6:1-10

1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;

9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении шестнадцатой недели говорится: О небесполезном употреблении Божьей благодати:

1. Что побуждает нас к небесполезному употреблению благодати (ст.1–2) и

2. В чем обнаруживается это небесполезное употребление (ст.3-10)?

1. К небесполезному употреблению Божьей благодати нас побуждают:

а) Настоятельные увещеваания Слова Божьего: «как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (ст.1), — увещевает апостол коринфских христиан. Коринфяне, как уверовавшие в Иисуса Христа, получили уже Божью благодать; радостная весть об отпущении грехов им возвещена; агнец Божий, вземлющий грехи мира, им проповедан; они уже усвоили верой и делами крестные заслуги Спасителя. Но при искушениях к отпадению от веры, при опасности сделаться опять холодными и равнодушными к делу спасения, Господь не останавливается на том, что коринфяне пришли уже некогда в общение с Ним, а присовокупляет устами апостола к первому благодатному призванию дальнейшие увещевания к верному хранению благодати.

Так Господь поступает и ныне со всеми нами; Он убеждает также и нас к небесполезному принятию благодати; все увещевания, какие исходят из уст пастырей, суть увещевания Самого Бога, посему апостол и говорит: «я, по данной мне от Бога благодати» (1 Кор. 3:10), «как мудрый строитель, положил основание» по Его призванию, в Его имя. Мы говорим вам не другое что, а Его слово, которое Он заповедал нам. Вы без сомнения внимаете голосу вашего земного отца, вы со вниманием запечатлеваете в сердце наставления или предостережения вашего доброго друга: не тем ли более вы должны внимать внушениям вашего Небесного Отца, вашего Спасителя, Который увещевает вас не бесполезно принять благодать Божью. Конечно, вы слышите эти увещевания из уст людей, но эти люди соратники Божьи; как верно то, что они проповедуют вам Слово Божье, так несомненно и то, что устами их проповедует Сам Бог (Лук. 10:16[1175 — Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.]). Поэтому не взирайте предвзято на лица пастырей, внимайте только их слову; они молят вас не бесполезно принять благодать, — и вы должны их слушать.

б) Tа истина, что Бог Сам с особенной заботливостью заьртится о нашем спасении. «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» (ст.2. ср. Исаии 49:8[1176 — Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные.]). Во время бедствий Господь не оставлял Своего ветхозаветного народа, но избавлял его от врагов, освобождал от плена; помощь, которую получал Израиль во время благоприятное и в день спасения, была помощь от Господа. И вот этот Самый Господь для нашего спасения и избавления от греха, проклятия и смерти пришел на землю, Сын Божий сделался человеком (Иоан. 1:14[1177 — И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.]). Не ангелу или архангелу Бог поручил великое дело искупления, но Сам явился во плоти. Бог был во Христе и примирил мир с Собой (2 Кор. 5:21[1178 — Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.]). Для доставления нам благодати нужно было смирение и уничижение Богочеловека, послушание Его даже до смерти, — значит, благодать стоила Богу гораздо больше, чем творение всего мира. Можем ли мы, поэтому, бесполезно принимать или злоупотреблять благодатью, когда она куплена для нас ценой крови Сына Божьего (1 Кор. 7:23[1179 — Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.])?

в) Наконец-то, что для нас теперь истинное время благодати. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (ст.2), — взывает апостол! Ныне то время, когда приемлется всякое прошение верующего (Иоан. 15:16[1180 — Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.]); ныне тот день спасения, о котором предсказывали пророки, и в который всякий, кто призовет имя Господне спасется (Иоиль 2:32[1181 — И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.]). Еще живем мы на земле, еще Евангелие царствия проповедуется, еще мы можем со страхом и трепетом совершать добрые дела для спасение, еще мы имеем время запастись, подобно мудрым девам, елеем любви для наших светильников, еще мы можем облекаться в брачные одежды заслуг Христовых. Но это благодатное время уходит с каждым днем, с каждым часом и может внезапно прекратиться для нас. Таким образом, и кратковременность жизни, и неизвестность смертного часа побуждает нас к небесполезному употреблению благодати.

2. В чем же обнаруживается у христианина небесполезное употребление Божьей благодати? (ст.3-10)

Во всей его жизни, в его поступках и словах, в его действиях и страданиях, в его борьбе и победе — что он есть, то есть он по благодати, что он делает, к тому он становится способным при помощи благодати, что он терпит и как страдает, в том он утешается и укрепляется благодатью, и чем более он предается благодати Божьей во Христе, тем яснее открывается, что он не бесполезно принял благодать.

а) Пользуясь надлежащим употреблением благодати, христианин всячески остерегается, чтобы «никому ни в чем не полагать претыкания» (ст.3). Как он захотел бы подать повод для согрешения или соблазн брату своему, за которого умер Иисус Христос? Он тщательно избегает пустословных бесед, легкомысленных суждений, соблазнительных поступков, ибо Он знает свое призвание, чтобы светом своей веры светить другим, чтобы поступать всегда «праведно и безукоризненно» (1 Фес. 2:10[1182 — Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими.]) и во всей своей жизни возвещать добродетели Христовы. С другой стороны, захочет ли он постыдиться Иисуса Христа и Его Евангелия перед теми, которые не веруют во Христа и отвергают Его Евангелие? Следуя неуклонно по стопам распятого Господа, он распинает плоть свою и, не взирая ни на какие прельщения и угрозы, твердо хранит благодать, «чтобы не было порицаемо служение (благодати)» (ст.3 ср. 1 Кор. 9:12[1183 — Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.]).

б) При небесполезном употреблении благодати христианин «во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении» (ст.4) или в терпеливом перенесении всевозможных обид и оскорблений; в скорбях или бедствиях (Деян. 9:24–25[1184 — Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот,

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн