Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.]), в бедах или нуждах; в тесных обстоятельствах жизни; в ранах, в темницах, в неудобствах (Деян. 16:23[1185 — и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.]), постигающих за имя Христово; в трудах, чтобы послужить нуждам своим и ближних (Деян. 20:34[1186 — сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.]); со смиренномудрием и многими слезами (Деян. 20:19), , в бдениях, в постах (ст.4–5[1187 — но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах.]).

в) Небесполезное употребление благодати обнаруживается у верующего, с другой стороны, во всех добродетелях, отличающих и украшающих истинного христианина, как слугу Божьего — в очищении или целомудрии (2 Кор. 7:1[1188 — Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.]); в разуме или в благоразумном христианском поведении (Рим. 12:2[1189 — и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.]); в долготерпении или в великодушном снисхождении к слабостям ближних; в доброте или в кротком со всеми обхождении (Рим. 2:4[1190 — Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?]); «в Духе Святом, в нелицемерной любви» (ст.6; 1 Иоан. 3:8;[1191 — Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.] 1 Петр. 1:22[1192 — Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца.]).

г) Силой Божьей благодати христиане утверждаются в слове истины, т. е. в Слове Божьем, в которое они веруют, как в слово истины (2 Кор. 2:17[1193 — Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.]), и в котором заключается для них сила Божья — этот обоюдуострый духовный меч, против всех врагов их. Они употребляют это Слово, как оружие правды для дела Господня, для распространения Его царства, для отражения диавольских нападений, — употребляют в правой и левой руке, для защиты и нападений, для сопротивления злу и охранения добра, и во всем этом успевают при помощи благодати (ст.7[1194 — в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке.]).

д) В небезуспешном употреблении благодати христиане находят, наконец, величайшее для себя утешение при ненависти мира, при несправедливостях и притеснениях врагов. Сила благодати охраняет, поддерживает, укрепляет и исполняет их блаженным миром, даже и тогда, когда для мира кажется, будто они погибают (ст.8-10[1195 — в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.]). Как бы ни было жалко внешнее положение христианина, он всегда, при помощи благодати, радуется; при самой крайней нищете и бедности он богат небесными сокровищами и обладает всем необходимым для спасения своей души. Когда христианин так поступает, живет, страдает и радуется: тогда он не небесполезно принял благодать.

Как тяжело грешат те, которые не пользуются Богодарованными средствами для своего спасения и исправления?

«Как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (ст.1).

Апостол умоляет христиан, чтобы они небесполезно приняли благодать, чтобы старались об исправлении и усовершенствовании в добродетели.

Бог не только указал человеку высокое и великое назначение, но и дал ему также силы, средства и случаи к достижению этого назначения. Эти силы и средства называются благодатью, потому что она дается нам безвозмездно, по единой беспредельной Божьей любви к нам.

Кто не пользуется благодатными средствами для своего спасения, тот тяжко грешит.

Как тяжело грешат те, которые не пользуются Богодарованными средствами для своего спасения и исправления?

1. Они грешат против Бога.

Кто не пользуется благодатными средствами спасения, тот грешит против Бога, потому что обнаруживает этим свою неблагодарность Богу.

а) Коринфяне были язычники, жили в неверии и суеверии, в грехах и пороках. По воле всеблагого Провидения, они огласились благовестием Христовым, узнали о своем назначении и обязанностях и получили силы и средства к исправлению и освящению своих мыслей и жизни.

Это было для них «время благоприятное… день спасения» (ст.2).

Они должны были воспользоваться этим временем для своего спасения.

Они должны были припомнить то время, когда они и их отцы «жили в мире безбожни, без упования» (Ефес. 2:12[1196 — что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.]), без света, во тьме и сени смертной.

Они должны были оценить Божьи благодеяния и выражать свою благодарность небесполезным употреблением благодатных средств спасения.

Не тяжко ли согрешили бы они против Бога, если бы пренебрегали Божьей благодатью?

б) И нам также Иисус Христос дан от Бога в оправдание премудрости (Матф.11:19[1197 — Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее]), освящение и избавление.

Его Евангелие учит нас о нашем назначении и показывает, как мы можем его достигнуть.

Для нас также было «время благоприятное, день спасения,» когда мы сделались чадами православной Церкви.

Через нее Бог посылает нам добродетель к нашему уму и сердцу; увещевает нас к исправлению, укрепляет нас в борьбе с плотью, дает силы к побеждению искушений. Он обещал нам благодать и прощение грехов.

Какое великое «облако свидетелей» Он дал нам для предостережения нас от греха и для укрепления в добре! (Евр.12:1[1198 — Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.]). Как мудро вел Он нас в течение всей нашей жизни!

Какими благодеяниями осыпал Он нас от самого детства, чтобы преклонить нас к послушанию Его воли!

Не должны ли мы за все эти доказательства Его доброты, за все эти средства и случаи к нашему исправлению, оказывать Ему благодарность небесполезным употреблением благодати?

в) Но испытай себя, христианин! Рассмотри твою жизнь и поступки.

Пользовался ли ты верно и добросовестно всеми случаями и средствами, какие Отец Небесный указывал тебе для твоего исправления? Если нет, то какая неблагодарность к Вседобрейшему? Какое презрение благодати? Какой грех против Бога?

2. Они грешат против самих себя.

Самолюбие побуждает каждого человека заботиться о своем благе и счастье, не только вещественном, но по преимуществу духовном.

Оно основывается на образовании и усовершенствовании духа, на добродетели и доброй совести.

а) Обязанность к самим себе требует заботиться о сохранении нашего тела, о приобретении доброго имени.

Но еще святейшая обязанность к самим себе побуждает нас быть добродетельными, искать царства Божьего и правды его, умереть для греха и ожить для правды, отвергаться нечестия и мирских похотей; целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке (Тит. 2:12[1199 — научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке.]). К исполнению этой обязанности по отношению к самим себе Бог не только дал нам лучшее руководство в Своем Слове, в нашем разуме и совести, но и побуждает и поощряет нас к тому многочисленными случаями и обстоятельствами жизни.

Он представляет нам такие случаи, где мы можем приобретать познания, исполнять важные обязанности, быть лучшими и совершеннейшими.

Но если мы пренебрегаем этими случаями к нашему духовному преуспеванию — мы грешим против самих себя, делаем себя несчастными на всю вечность.

б) Многие люди пренебрегают этой святейшей обязанностью к самим себе, предпочитают чувственные радости и удовольствия духовным благам, спасению души.

Но если они думают быть счастливыми без добродетели, без исправления жизни, то они обманываются.

Внешнее благочестие, одно только наружное исполнение обрядов, не заменит недостатка внутреннего благочестия и добродетели.

Оно не дает никакого мира, никакого утешения в скорбях, никакой твердости духа в трудах и борьбе жизни.

Это бывает только наградой благочестивого сердца и жизни. Но «нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Исаии 57:21). Могут ли наслаждаться счастьем те люди, которые не пользуются временем и средствами к своему исправлению и спасению? A каждое самовольное пренебрежение добра есть грех против нас самих, который некогда накажется геенной.

Поэтому не будем бесполезно принимать благодать, пренебрегать днем спасения!

Никто не находит больше поощрений к терпению, чем христианин

«Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (ст.4).

К терпению во всех скорбях и бедствиях увещевает апостол.

Не все люди считают терпение добродетелью. Для многих оно кажется слабостью, а не добродетелью, потому что обнаруживается не в великих, блистательных делах, а в тихой покорности сердца.

Оно не встречает никаких похвал от мира, но бывает часто не узнано, не замечено, жалко.

Оно мало находит внешне заметных замечаний и поощрений, а должно все заимствовать из себя самого.

Поэтому мы находим так мало терпеливых между чадами мира.

Но истинный христианин терпелив, и никто не имеет большего поощрения к терпению.

Никто не находит больше поощрений к терпению, чем христианин.

Он находит их:

1. В учении и предписаниях своей веры.

Христианин находит сильнейшие поощрения к терпению в истинах и учении своей веры.

а) Первые исповедники христианства подвергались всевозможным гонениям, угнетениям, преследованиям, — и все это должны были переносить с терпением. Посему апостолы так часто увещевают к терпению.

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12). «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21:19). «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Ефес. 4:1–2. 1 Тим. 6:12;[1200 — Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.] 2 Петр. 1:6;[1201 — в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие.] Сир. 2:1–5[1202 — Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн