Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения.]).

б) Полагая терпение вообще в обязанность каждому, христианская вера требует от своих исповедников в особенности такого расположения и таких поступков, которые без добродетели терпения не могли бы проявляться.

Христиане должны во всех обстоятельствах представлять себя, как Божьи слуги, т. е. как поклонники истинного Бога, которые чувствуют и признают свою зависимость от Него, постоянно уповают на Него, ожидают от Его всемогущества, премудрости и доброты своей защиты, помощи и спасения, и убеждены, что «все содействует ко благу.» (Рим. 8:28).

Христианин должен прощать, если его оскорбляют (Мф.5:39;[1203 — А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;] Рим. 12:17,[1204 — никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.] 19,[1205 — Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.] 21[1206 — Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.]).

Христианин терпит убыток имущества, и не предается ропоту (Мф.5:40;[1207 — и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;] Иов. 1:13–15[1208 — И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.]). Он видит и испытывает слабости и прегрешения людей, и не должен враждовать, но быть снисходительным, милосердым, смиренномудренным ко всем (Тит. 3:2[1209 — никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.]).

Как мог бы христианин оказывать такое расположение духа без терпения?

Как многое, следовательно, находит он в своей вере, что поощряет и обязывает его к терпению!

2. В примере Иисуса Христа и апостолов.

Люди бедные, больные, несчастные и страждущие всякого рода нуждаются в ободряющих примерах, чтобы не предаваться отчаянию, но быть терпеливыми и уповать на помощь Божью.

Потому что для каждого, живо чувствующего свои страдания и горе, терпение — тяжелая добродетель.

Но христианин имеет в своем Спасителе славный образ терпения во всех скорбях.

а) Иисус Христос переносил с величайшей покорностью и безропотно всю тяжесть Своего земного служения, все жестокости Своей земной участи. Он подвергался поношению и поруганию, и не воздавал поношением за поношение (1 Петр. 2:23[1210 — Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.]).

Он Сам имел мало радостей жизни, но однако помогал всем несчастным, чтобы сделать их счастливыми. «Вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12:2[1211 — взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.]).

б) Подобно Ему и апостолы оказывали также величайшее терпение во всех скорбях и бедствиях: «нас огорчают, а мы всегда радуемся» (ст.5-10[1212 — под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.]). Они находились в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались, были гонимы, но не погибали (2 Кор. 4:8–9[1213 — Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.]).

Будучи укоряемы, они благословляли, будучи преследуемы, терпели (1 Кор. 4:12[1214 — и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;]). Если христиане представят себе эти примеры терпения в скорбях, не должны ли они тогда сами ободряться духом терпения? (Евр. 12:1–2[1215 — Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.]).

3. В обетованиях, какие христианская вера дает терпеливым.

В этих обетованиях находит христианин ободрение к терпению. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иаков. 1:12). «Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:12). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Псал. 125:5).

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф.5:4) — Так обещает Слово Божье тем, кто с терпением переносят скорби и искушения. И Бог исполнит то, что обещал.

а) Терпение награждается уже в этой жизни. Оно облегчает страдания, смягчает всякое горе, препобеждает даже величайшие несчастья.

Как много выигрывает терпеливый в нравственной силе, в крепости духа через самообладание, через упование на Бога и любовь к людям!

б) Но славнейшая награда ожидает его в той жизни.

Не напрасно мы претерпеваем труды и скорби жизни, переносим оскорбления и преследования!

Бог — нам Мздовоздаятель.

«Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17–18[1216 — А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.]).

Кто вовлекает других в грех, тот оказывает:

«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания» (ст.3), т. е. не подавая ни малейшего случая к соблазну.

Кто вовлекает других в грех, тот оказывает:

1. Дерзость против Бога.

Подавая ближнему повод для преткновения и соблазн, оказывают дерзость против Бога:

а) Против Бога Отца. Человек есть Божье творение, собственность Божья, Его образ и чадо. Если теперь вовлекают человека в грех, то похищают у Бога Его собственность, Его чадо и т. д. Какая дерзость похищать даже собственность людей! A собственность Божью!?

б) Против Иисуса Христа. Он пролил за нас Свою кровь, страдал и умер за нас. Мы — Его собственность, купленная дорогой ценой. Как дерзко теперь исторгать y Него то, что так дорого куплено? «Согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1 Кор. 8:12).

в) Против Святого Духа. Святой Дух очистил и освятил нас в таинстве крещения, запечатлел нас Святыми Дарами в таинстве миропомазания и проч. Кто теперь соблазняет ближнего, тот разрушает это дело Святого Духа.

2. Несправедливость против ближних.

а) Счастье их жизни разрушается. Как несчастливы те, которые больше не верят и не надеются? Которые не любят больше трудится, но предаются праздности, пьянству? Которые не оказывают повиновения родителям и властям? Которые меняют честь на позор? Которых преследуют угрызения совести и упреки родных?

б) A, быть может, и их вечное счастье уничтожено. Соблазнитель, конечно, может спасти еще свою собственную душу покаянием, но в состоянии ли будут сделать это соблазненные? «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех… Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности.»[1217 — Блаженный Августин; 10:9.]

в) A быть может соблазненные соблазняли и соблазняют еще других. Грех ищет сообщников, грех есть заразительная язва. «Кто подает соблазн, тот вовлекает многих с собою в погибель.»[1218 — Святой Киприан; dе sing. сlеr.]

3. Жестокость против самого себя.

а) Его вина увеличивается. Не довольно ли уже своих собственных грехов? Должны ли еще прибавиться к ним чужие грехи? «Кто вовлекает во грех, тот совершает большее преступление, чем тот, кто грешит только за себя.»[1219 — Ориген in. с. 30 Иов.] Соблазнитель даст отчет перед Богом не за себя только, но и за соблазненных.

б) Его покаяние затрудняется. При покаянии надобно все привести в прежний добрый порядок. Но в состоянии ли будут это сделать, когда соблазненные имеют свободную волю?

в) Готовит себе тяжкое наказание. «Соблазняя других во грех, вы будете вдвойне наказаны.»[1220 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 25 на Рим.]

Необходимость не бесподного принятия благодати

(Ст. 1).

1. Старайтесь не бесплодно принять благодать, ибо она совершенно необходима.

«Как глаз самый здоровый не может видеть, если не озаряется никаким лучом света — так и человек, как бы ни был по-видимому честен, не в состоянии, без благодати Божией, проводить добродетельной жизни.»[1221 — Блаженный Августин; dе nаt еt qrаt. еxр. 18.] Или, «как корабль с расстоенными снастями наклоняется сюда и туда по произволу бури — так и душа, лишенная Божьей благодати, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее туда, куда направит ее демон.»[1222 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 37 на Мат.]

Благодать для нас то же, что солнце для земли: она нас озаряет, согревает и оживляет. К ней можно отнести слова Иова: 28:15–17.[1223 — Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра; не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.]

2. Но она не действует без содействия человека.

«Земля ничего не производит без дождя, и без земли дождь бесполезен, точно так же и благодать не действует без содействия самого человека, ни воля человека — без содействия благодати.»[1224 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 13 на Мат.]

Как можно узнать, не бесплодно ли мы приняли Божью благодать?

1. Если мы понимаем и ценим дарованное нам во Христе спасение (ст.1. 2).

2. Если наша жизнь — без преткновения во грехе и наше служение — беспорочно (ст.3).

3. Если мы во всех случаях и обстоятельствах жизни представляем себе, как Божьи слуги (ст.4).

4. Если мы ради веры и спасения безропотно переносим скорби, гонения и преследования (ст.6-10).

Ο соблазнах

«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение» (ст.3).

Часто внушает апостол христианам эту истину и словом своим и примером (1 Кор. 10:32–33;[1225 — Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.] 8:13;[1226 — И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.] Рим. 14:13[1227 — Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.]). Если мы вспомним при этом страшную

угрозу Спасителя всем соблазнителям (Мф. 18:6[1228 — а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн