мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.]), то поймем, почему апостол Христов так часто заповедует верующим не подавать ни в чем повода к соблазну, дабы их служение было беспорочно.
1. Гибельные следствия соблазна:
а) для общества вообще (1 Кор. 5:6. Сир. 11: 32);
б) для соблазнителя (1 Кор. 8:12. Лук. 17:1. 2);
в) для соблазняемого.
2. Средства к избежанию соблазна.
а) Любовь к Иисусу Христу, Который ценой крови искупил души наших братий, — можем ли мы после этого соблазнять их?
б) Частое размышление о своих грехах.
в) Христианское благоразумие и осмотрительность в словах и поступках (1 Кор. 10:23–24;[1229 — Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.] 8,[1230 — Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.] 13[1231 — Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.]).
Как необходимо для человека являть себя во всем слугой Божьим?
(Ст. 4).
1. Что значит являть себя во всем слугой Божьим?
а) Относить все, случающееся с нами в жизни, Божьей воле, по прекрасному изречению Иосифа (Быт. 45:8[1232 — Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.]) и Иова (1:21[1233 — и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!]). «Бог благ (Пс. 144:4[1234 — Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.]), следовательно, и все то, что Он делает с нами, должно быть также благим. Муж мой умер: я оплакиваю его; но поскольку так угодно Богу, то я переношу это несчастье с терпением. Мой единственный сын оставил меня: это без сомнения горестно, но вместе и утешительно, потому что его взял Тот, Кто и дал мне его.»[1235 — Блаженный Иероним; аd Pаul.]
б) Поступать во всем в соответствии с Божьей волей. (Иоан. 4:34;[1236 — Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.] 6:38;[1237 — ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.] Рим. 12:2;[1238 — и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.] Ефес. 5:10,[1239 — Испытывайте, что благоугодно Богу.] 17[1240 — Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.]).
2. Почему необходимо являть себя во всем Божьим слугой?
Этого требует:
а) Наша благодарность Богу, как Творцу, Промыслителю, Искупителю и Освятителю.
б) Наше собственное счастье и благо, как временное так и вечное: ибо сущность нашего блага и в этой и в будущей жизни состоит в совершенном согласии нашей воли с Божьей волей (Исх. 23:25,[1241 — служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни..] 22;[1242 — [Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.] Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.] Псал. 143:15;[1243 — Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.] Сир. 23:27;[1244 — и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца.] 1 Иоан. 2:17[1245 — И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.]).
Образцы церковной проповеди. Поучение в Неделю 16-ю по Троице.[1246 — Прот. И. Сергиева (Кронштадтского).]
Вы слышали, возлюбленные братия, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение. В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имущество: и одному дал пять талантов, другому два, третьему один, — каждому по его силам. Заметьте. Эти рабы — мы люди. Этот господин — есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш. Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и собирающийся опять придти на землю судить живых и мертвых. Имущество, или таланты — это душевные силы и способности, равно и как телесные силы, которые дал нам Бог и которыми в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством которых по мере своего уменья и усердия умножаем свое духовное богатство.
Под талантами следует понимать и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет. По смыслу притчи кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни, для жизни будущей, а кто меньше, — с того меньше потребуют и отчета.
С обыкновенного человека потребуют: добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый — не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божьем; исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, в учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли их для вечной жизни?
Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра), пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два, приобрел другие два, а получивший один — взял да и зарыл талант своего господина в землю, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной ленности, ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь, а о той жизни, о вере, о молитве о добрых делах не заботился. Ясно, что его талант зарыт в землю, так как таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственные способности, не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно привыкнуть к небесным святым нравам и обрести вечную жизнь. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Матф.6:19), (т. е. делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности). Итак, честь, братия, рабам, получившим пять и два таланта и умноживших имение господина; — позор, крайний позор получившему один талант и по ленности и упрямству зарывшему его в землю. A много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и проч.
Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: — приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов своих. Являются рабы Его, которым вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господину десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за преумножение, говорит: хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость господина твоего. Потом подходит принявший один талант, и что же? Ничего не сделав в отсутствие господина, по его возвращении, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил.
Не так ли говорят, братия, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной ленности трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким требующим почти невозможнаго! О, ленивые рабы! Посмотрите на своих собратий, получивших пять и два таланта: они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину?
Но посмотрите, братия, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как ты такой и такой господин, то я убоясь пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле — где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение страстям. Приидите, братия, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко, тяжко, тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.» (Матф.25:26–27). Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати; как не требовать Ему прибыли от христианина — для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль? Воистину достодолжной прибыли требует Господь: и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей. Послушайте, наконец суд ленивым рабам: Господь говорит: «возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» (Матф.25:28–30). Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной вечной тьме внешней, где их ожидает неперестающий плач и скрежет зубов. Господи, твори волю Твою с нами! Молимся, Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели. Если же нет, то они