неизвинительную ленность, клевещет на господина и оскорбляет его, тем самым обнаруживая свою злую, негодную душу. За то и последовал ему вполне заслуженный приговор: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим,[1248 — «Торжникам» по-славянски, — тем менялам, которые в древности, как и теперь занимаются торгом деньгами, принимая их за известный процент, и отдавая нуждающимся в капитале за больший процент. Если раб был уже настолько ленив, что сам не мог совершить промышленного оборота с вверенным ему серебром, то он мог бы отдать это серебро менялам, и от них получил бы хоть какую-нибудь прибыль, вместо того, чтобы бесполезно зарывать его в землю.]и я пришед получил бы мое с прибылью. И так возьмите у него талант, и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а y неимеющего (по своей ленности и злобному недовольству) отнимется и то, что имеет, (потому что он недостоин иметь, так как то, что требует развития и приумножения, он по своей ленности зарывает в землю, где оно и лежит без всякой пользы и употребления). A негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плачь и скрежет зубов.» И, заканчивая эту притчу, Божественный Проповедник, чтобы сильнее обратить на нее внимание слушателей, воскликнул: «кто имеет уши слышать, да слышит!» Этим же возгласом и теперь заканчивает свое евангельское чтение Святая Церковь, приглашая нас хорошенько вникнуть в содержание и смысл притчи.
В настоящей земной жизни мы все рабы своего небесного Господина, который, отправившись в далекую заоблачную страну, где Он сидит в неизреченной славе одесную Отца, вверил каждому из нас известную долю Своего духовного богатства, чтобы мы приумножали его, пока Он не приидет опять, чтобы потребовать от нас отчета в успехе наших дел. Без этого духовного богатства мы были бы жалки и бедны, были бы подобны рабам, которых господин оставил в пустом доме, не дав им не только серебра для торговых оборотов, но и средств для пропитания. Нам оставалось бы идти по распутьям и искать себе пропитания или испрашиванием подачки, или даже дерзким посягательством на чужое достояние. Таково именно в известном смысле было состояние человечества в древнем мире, когда человечество, будучи за свое преступление, так сказать, связано и выброшено во тьму кромешную, разбрелось по распутиям, предавалось всевозможным страстям и преступлениям, пока не пришло наконец к ужасной бедственности, избавить от которой и явился Спаситель. Собрав заблудших и погибавших рабов в одно домохозяйство — царство Божье, основанное на земле в виде Святой Церкви, — небесный Господин, заплатив Своей кровью за все преступления этих жалких рабов, благоустроил их, каждому дал свое назначение, одних поставил учителями и пастырями, других пасомыми, и, удаляясь опять в далекую заоблачную страну, наделил еще каждого известным количеством талантов — с возложением на каждого обязанности приумножать эти таланты, так как от приумножения их зависит это самое благоустройство и процветание домохозяйства, как и благосостояние каждого из них самих. Эти духовные таланты чрезвычайно разнообразны и распределены в неодинаковой степени, а сообразно с силами и правоспособностью каждого. Но все разнообразие талантов может быть подведено под три разряда.
Во-первых, это, прежде всего, дары благодати, такие как вера, надежда, любовь, целомудрие и всякая другая добродетель, дар творить чудеса, с особенным успехом руководить и пасти души человеческие, способность с преимущественным благословением отправлять духовную или ответственную в религиозно-нравственном отношении должность, одним словом, всякий дар, имеющий отношение к религии и нравственности.[1249 — Апостол Павел перечисляет эти дары в посл. к Ефес. 4:7, 11 и 12; 1 Κор. 12:7-11.] Все получившие этого рода таланты вполне могут быть уподоблены тому верному рабу, которому вверено было пять талантов, и если приумножение этих талантов способно приобрести высшую похвалу от Господа, то и пренебрежение ими необходимо навлекает Его высший гнев.
Во-вторых, под талантами разумеются и все естественные дарования и способности, ум, глубокая проницательность, способность правильного суждения, такт, доброе здоровье и пр. И эти дарования и способности составляют также важное и необходимое условие земного бытия, но они составляют уже лишь естественную основу, на которой успешнее может идти приумножение талантов первого рода, и в царстве Божием они не даются отдельно, а в связи с первыми, и если люди иногда стараются обойтись только с этими талантами, отвергая первые, то это приводит лишь к крайней односторонности, к разладу между природой и благодатью, между умом и сердцем, знанием и верой, как это, к несчастью, мы и видим нередко теперь.
К третьей группе талантов принадлежат все преимущества, какими обладают люди в земной жизни: имущество, честь, положение. Эти преимущества также составляют важный элемент в условиях земной жизни, и ими люди столь же неравномерно наделены, — как и другими талантами. Все эти таланты распределены между нами так, что каждому дано сообразно с его силами, способнейшим и вернейшим больше, посредственнным меньше и так далее, и сообразно с этим распределением возложена и ответственность на каждого: кому много дано, с того много и взыщется.
И благо нам, если мы, помня урок притчи, будем ревностно стараться о приумножении вверенных талантов. Тогда в конце земного поприща мы услышим радостный возглас своего Господа: «верные рабы! войдите в радость Господина своего!»
Но горе нам, если мы, подобно лукавому рабу притчи, будем или зарывать свои таланты, или еще хуже — злоупотреблять ими, т. е. не только не увеличивать их в пользу домохозяйства для поддержания его благосостояния, а, например, помогать этими талантами разрушительным замыслам врагов своего Господина, рыскающим вокруг с целью подорвать благосостояние или даже совершенно разрушить основанное Господом на земле домохозяйство, как это и делают в наш век многие из тех, которые наделены великими талантами ума и сердца, учености и образования, но все это обращают не на созидание Христова домохозяйства или Церкви, а на разрушение ее. Каждому из таких рабов нерадивых в день последний прогремят грозные слова праведного гнева Божия: «лукавый раб и ленивый!» — и он будет связан и выброшен во тьму кромешную. Имеющий уши слышать — да слышит!
Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 16-ю Неделю по Троице
Филарета, архиеп. Черниговского. Слова и беседы. Част IV, стр. 113.
Григория. арх. Казанского и Свияжского. Соч. т. I, стр. 210.
Евсевия, арх. Могилевского. Проп. на воскр. и празд. дни.
Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 94.
Димитрия, арх. Херсонского. Полн. собр. проп. Том III.
Августина, еписк. Екатеринославского. Сборн. слов, поуч., бесед и речей.
Сергиева, И. (Кронштадтского) прот. Полн. собр. сочинений, т. I, стр. 494.
Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 119.
Путятина, Р. прот. Полное собрание ч., стр. 128.
Кудруцкого, В., свящ. Внебогослужебные беседы, стр. 111.
Шумова, свящ. Сборник общепонят. поучений, стр. 193.
Дьяченко, Г. свящ. Ежед. поучения.
17-я Неделя по Троице
I. Евангельское чтение. Зачало (62): от Матфея 15:21–28
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по
желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час
Практический очерк содержания рядового чтения
История этого Евангелия о жене хананейской имеет много сходства с Богоборством Иакова; как там, так и здесь изображается, с одной стороны, усиленная и смиренная молитва, а с другой — непоколебимое дерзновение. Что высказал Иаков в словах: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26), то самое высказывает хананейская жена во всех своих отношениях к Иисусу Христу. В обоих этих случаях слабейший одерживает, посредством веры и молитвы, победу над сильнейшим. Таким образом, не погрешим, если скажем, что главная мысль дневного Евангелия, это — борьба молящегося с Богом.
l. Начало этой борьбы изображается в следующих чертах:
а) Лицо, с которым молящийся борется (ст.22) (Господи, сын Давидов);
б) повод к борьбе, заключающийся в величии нужд и в сознании собственного бессилия к их устранению (ст.22) (помилуй меня)
в) глубочайшее основание этой борьбы — полная уверенность во всемогуществе и благости Иисуса Христа.
2. Продолжение этой борьбы обнаруживается в том:
а) что молящийся не престает молиться, хотя Иисус Христос, по-видимому, не внемлет молитве (ст.23[1250 — Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.]) (не отвечал ей ни слова), хотя Он, несмотря даже на ходатайство других, отказывает в помощи (ст.24[1251 — Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.]);
б) что молитва постоянно усиливается, с новым дерзновением (ст.25[1252 — А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.]);
в) что молящийся, при глубоком смирении и сознании своего ничтожества, не перестает надеяться на услышание своей молитвы (ст.26–27[1253 — Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.]).
3. Исход этой борьбы:
а) вера усиленно молящегося прославляется (ст.28[1254 — Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.]) (велика вера твоя) и
б) получает просимое (ст.28).
Что касается частных истин, внушаемых дневным Евангелием, то они могут быть выражены так:
(Ст. 22); Нужда ведет к Богу. Образец достойной матери. О чем напоминает нам мысль, что большая часть из нас были предметом неусыпной и горькой заботливости наших родителей? Как преступно и опасно обращаться к Богу в нужде и забывать Его в радости! О семейных испытаниях. Школа креста — самая лучшая школа.
Ст. 23): Почему Господь не всегда внемлет нашим молитвам? О некоторых случаях, где мы, по примеру Иисуса Христа, можем скрывать некоторое время наши истинные намерения.
(Ст. 24–25): Не должно ослабевать в молитве, несмотря на кажущийся отказ.
(Ст. 26): О предрассудках.
(Ст. 27): Поучительные размышления о царстве животных, или о важных истинах, открывающихся при сравнении мира животных с миром людей.
(Ст. 28): О свойствах великой веры и т. п.
Хананейская жена, как образец благородной женственности
«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала