Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (ст.22).
1. Главные черты этого образца.
В нем обнаруживается:
а) Самоотверженная материнская любовь. Справедливо говорят, когда утверждают, что любовь наилучшим, наичистейшим и наиблагороднейшим образом проявляется в материнских стремлениях. Если подумаем, как рано эта любовь начинается, — как много она делает, — сколько приносит жертв, — и как долго продолжается, то не можем не согласиться в справедливости такого утверждения.
Доказательством этого служит мать язычница в нынешнем Евангелии.
Ни тесная толпа народа, ни опасение получить отказ не препятствует ей приблизиться к Иисусу Христу и вопрошать к Нему: » помилуй меня, Господи, сын Давидов!»
Таким образом, хананеянка представляет образец самой искренней материнской любви.
б) Мудрое отношение при материнских страданиях.
Требовалась, вероятно, немедленная помощь (дочь моя жестоко беснуется) или, что еще вероятнее, болезнь была такого рода, которая по обыкновенным опытам принадлежала к неисцелимым, но которую Иисус Христос исцелял уже в других местах. В обоих случаях мать-язычница пользуется надлежащей минутой и удобным обстоятельством.
Быть может, Спаситель только на короткое время останется в чужой стране, надобно, следовательно, спешить к Нему с мольбой о помощи.
Он, Тот Самый, который уже многократно исцелял подобные телесные недуги, если надеются на Него. Он так любит благотворить.
Обе мысли могли занимать озабоченое сердце матери и обе направлены были к тому, чтобы улучить удобную минуту обратиться туда, где единственно возможна была помощь.
в) Скромность и тонкость при кажущемся отказе в помощи.
Как убедительно просит скорбная мать, — но Иисус Христос не отвечает ей ни слова (ст.23[1255 — Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.]).
Сами ученики просят за несчастную, но и они слышат ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (ст.24).
Не страшаясь такой жестокости, кланяется она Спасителю и еще раз в своей материнской скорби взывает: «Господи! помоги мне!» (ст.25). И когда теперь Господь продолжил Свой жестокий ответ в духе иудейских понятий, когда Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам » (ст.26), — с какой тонкостью и остроумием обращает она эти слова в свою пользу! «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (ст.27).
Если теперь представим себе, что все это происходило в минуту крайней нужды, что эта скромность, это мужество и эта тонкость были исключительно делом материнской любви, то в каком высоком достоинстве представится нам тогда поступок скорбящей жены!
2. Для кого в особенности поучитлен этот образец благородной женственности, представляемый хананеянкой?
а) Для вас, мужья, чтобы убедить вас, что женщина, особенно в семейных страданиях, обнаруживает часто гораздо более мужества и твердости, чем мужчина.
Премудрый и вседобрейший Творец предназначил мужьям все те занятия, где тробуется высшая степень напряжения сил душевных и телесных, где нужно бывает сопротивлятъся всякого рода опасностям.
Но и жене также дана своя задача жизни, где она может развивать свои высокие качества. Тихий домашний круг — вот поприще для ее великих добродетелей, часто недостижимых для мужчины в такой степени и твердости!
Мать в нынешнем Евангелии.
Да послужит это уроком для тех, которые часто не отдают справедливых заслуг женскому полу, пусть мужья, имеющие таких спутниц жизни, питают к ним высокое уважение и любовь.
б) Для вас, которые носите почтенное имя матерей. Жена язычница в нынешнем Евангелии представляет вам прекрасный образец заботливости о больном дитяти.
Но священные обязанности материнские простираются гораздо далее. Как физическое, так и первоначальное нравственное воспитание детей большей частью зявисит от матерей.
Как много может сделать мать при верном исполнении своих обязанностей в домашнем кругу! К каким добродетелям может она приучить своих детей!
Испытайте себя, матери, таковы ли вы в вашем кругу, и радуйтесь, если ваша совесть не упрекает вас в нарушении материнских обязанностей.
в) Для тех, которые заботятся о болящих членах семьи.
Заботливая мать в нынешнем Евангелии сделала все, что необходимо и желательно в этом случае.
Сердечнейшее участие, возможно скорая и полная помощь, неутомимое терпение — личная жертва всякого рода.
Будем и мы проявлять такие добродетели там, где Господь посещает нас семейными болезнями!
Иисус Христос облеченный призраком зла
«Но Он не отвечал ей ни слова» (ст.23).
Везде, во всех рассказах евангельской истории мы видим Иисуса Христа кротким, милосердым, исполненным любви и сострадания. Но внынешнем Евангелии совершенно иначе.
Он, Который всегда был сострадателен, кажется жестоким; Он Который везде поступал с мудростью, говорит теперь в духе иудейских предрассудков и является вообще в чуждом, особенном виде, с призраком зла.
1. В чем это обнаруживается?
а) В том, что Он не обращает, по-видимому, ни малейшего внимания на просьбу несчастной матери.
Если кто в состоянии убедительно просить, то это, конечно, истинная мать. Ее любовь не страшится обыкновенно никаких жертв. В ее внешнем виде, как и в тоне ее речи, слышится всегда что-то весьма трогательное, раздирающее. Поэтому просьбе благородной материнской любви редко может противиться человек мудрый и чувствительный.
Хананейская жена, по рассказу дневного Евангелия, находилась действительно в таком состоянии (ст.22).
И, однако, как странен кажется поступок Иисуса Христа в тексте! Евангелист замечает кратко, что Господь не обратил никакого внимания на просьбу матери: «Но Он не отвечал ей ни слова» (ст.23).
Не есть ли это некоторый призрак зла в отношении Иисуса Христа к хананейской жене?
б) В том, что Он, несмотря даже на ходатайство Своих учеников, остается, по-видимому, равнодушным и непреклонным.
Что чужой человек часто не в состоянии достигнуть, в чем мы отказываем ему лично, быть может, по важным причинам — в том он успевает иногда через дружное ходатайство наших друзей и знакомых.
Просьбам их мы нередко уступаем, и наша некоторая строгость посредством этого смягчается.
Нечто подобное мы видим и в дневном Евангелии, потому что прямо говорится: «и ученики Его, приступив, просили Его» и т. д. (ст.23).
Но и это не подвигло Иисуса Христа к состраданию, Он остается неумолимым.
в) В том, что Он при этом случае с намерением выражается в духе иудейских понятий и предрассудков.
Везде мы видим в Иисусе Христе любовь, объемлющую весь род человеческий, без различия племен и наций, а ныне слышим из уст Его: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (ст.24); ныне Он сам, по-видимому, разделяет со Своими соотечественниками понятия иудейской гордости, называет людей, не принадлежащих к израильскому народу, псами (ст.26).
Таким образом, весь рассказ нынешнего Евангелия изображает нам Иисуса Христа в особенном, чуждом Ему виде, и если бы стих 28[1256 — Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.] не дал нам ясного заключения о поступке Его, то мы не в состоянии были бы удалить от него некоторой тени зла и т. д.
2. Чему можем мы научиться из такого отношения Иисуса Христа? Очень многому:
а) Не придавай никогда без нужды обманчивого вида твоим поступкам, но только тогда, если нельзя иначе достигнуть чего-либо истинно доброго и благородного.
Поступать так обязывает нас пример Иисуса Христа. Только в редких случаях мы видим, что Он старался скрывать свои истинные намерения, что Он принимал обманчивый вид. В настоящем случае Он делает исключение потому только, что все здесь так благоприятно соединилось, чтобы уничтожить таким образом вредный предрассудок в Своих учениках.
Перейдя однажды тесные пределы Своего отечества, Он находился между язычниками, на которых иудеи смотрели с презрением, убитая горем мать приближается к Нему, иудейская жестокость и немилосердие к иноплеменникам должны были тут высказаться сами собой. Как благоприятно соединилось здесь все, чтобы дать почувствовать Его ученикам предосудительное ослепление их соотечественников!
В таких отдельных редких случаях можем и мы позволять себе иногда обманчивое отношение к другим и т. д.
б) Не осуждай с негодованием резких или странных поступков людей мудрых и добрых.
Конечно, истинная мудрость и добродетель имеют неизменные основания, по которым они действуют. Но высшие обязанности заставляют иногда показывать себя с оборотной стороны.
Как часто правительственные лица вынуждены бывают, для сохранения всеобщего благодетельного порядка, казаться жестокими и непреклонными к отдельным личностям!
Как часто благоразумный учитель должен предпринимать крутые, по-видимому, меры, если он желает достигнуть своей цели между вверенным ему юношеством! и т. д
Но такой образ действий людей мудрых и благородных часто подвергают превратным толкам, и на основании отдельных, мнимо странных поступков оценивают всю их деятельность.
Удержимся от таких суждений, не станем клеймить странных, по первой видимости, поступков людей, известных своей мудростью и добродетелями. Мы несправедливо осудили бы Иисуса Христа в нынешнем Евангелии, если бы остановились только на его кажущейся жестокости, не вникнув в цель Его действий и не обратив внимания на трогательный конец рассказа.
в) Научись от Иисуса Христа такому познанию людей, которое всегда пользуется надлежащими средствами для благотворного влияния на других.
Иисус Христос быстро обозревает обстоятельства, среди которых Он должен был здесь действовать. Он ступил на на клочок языческой земли, что, быть может, для самих учеников Его казалось странным. Он слышит вопль матери и тотчас решает: здесь приличное место, здесь соединились самые благоприятные обстоятельства, чтобы уничтожить столь пагубный народный предрассудок, разделяемый Его учениками.
Такое присутствие духа, такое мгновенное применение удобного случая к доброму делу необходимо часто и для нас, если мы желаем достигнуть добра между нашими собратьями. Tо и другое мы можем усвоить себе, если пользуемся своим и чужим опытом прошедшего, если внимательно наблюдаем за людьми вообще и за окружающими вас в особенности, и если мы проникнуты истинной любовью ко благу человечества.
Каковы должны быть наши чувства и расположения перед молитвой, во время и после молитвы?
«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов!» (ст.22).
Кратка эта молитва, но она исходит от сердца. Мы говорим много слов в молитве, но наши слова, большей частью, одни звуки. Молятся по привычке, по заведенному порядку, не думая ни о том, что делают, ни о том, что говорят: отсюда происходит, что мы редко получаем то, о чем просим (Иак. 4:3[1257 — Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.]).
Есть три недостатка, вследствие которых наши молитвы делаются не только бесполезными, но и преступными перед Богом: Молятся без приготовления, не желают того, о чем просят, говорят Богу одно, а делают другое. Поэтому рассмотрим: — Каковы должны быть наши чувства и расположения перед молитвой, во время и после молитвы?
1. Перед молитвой.
Необходимо предварительное приготовление к молитве (Сир. 18:23). Земледелец не вверяет зерна в неприготовленную землю; и когда представляются какому-либо знатному лицу, то наперед обдумывают, что и как с ним говорить. Так и в молитве.
Молящийся должен предварительно предложить себе три вопроса: кто я? где я? и что хочу делать?