Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

труды бесплодными; а для этого нужно молиться. Молитва есть обязанность христиан и обязанность первая, которую они должны исполнять.

Если у тебя нет достаточно времени для молитвы, то знай, что один уже молитвенный вздох к Богу есть уже молитва.

Терпение в молитве

«А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне» (ст.25).

Жена хананейская представляет замечательный пример постоянства и терпения в молитве. Несмотря на невнимание к своему молитвенному воплю (ст.23), даже на решительный, на первый взгляд, отказ (ст.24–26[1262 — Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.]), она не перестает молиться (ст.25) — и ее молитвенное терпение было награждено: она получила, чего желала (ст.28[1263 — Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.]). Следуя ее примеру и наставлениям Слова Божьего (Кол. 4:2[1264 — Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.]), научимся и мы не ослабевать духом в скорбных обстоятельствах жизни и стяжатьтерпение в молитве.

Этого требует:

1. Благо, о получении которого мы просим Бога.

Если бы дары благодати и спасения были подаваемы всегда без нашего усиленного искания и молитвы, тогда человек немощный так привык бы к ним и так мало стал бы ценить их и беречь, как мало ценит он воздух, которым однако ж дышит, и воду, без которой не может жить.

«Что с большей медленностью даруется, то с большей приятностью получается; скоро испрошенное теряет свою цену. Проси, ищи, настаивай в прошении, возрастай в поиске. Для тебя сохраняет Бог все то, чего не хочет скоро даровать тебе, дабы ты научился ценить высоко великое.»[1265 — Блаженный Августин; еtm. 5 V. оmin.]

2. Совершенство молитвы, которая по мере своей неотступности делается тверже, чище и совершеннее.

Как золото, которое чем дольше бывает в огне, тем лучше очищается и блестит, так и молитва, по мере терпеливого в ней пребывания, получает высшее достоинство, ибо тогда особенно открывается нам случай показать нашу веру, преданность, смирение, усердие.

«Молитвенный глас наш часто от того является более совершенным, что долго бывает не услышан; и тогда как наши прошения остаются без исполнения, молитвы наши выше восходят от корня наших помышлений, подобно тому, как семена чем медленнее восходят на поверхность земли, тем бывают многоплоднее.»[1266 — Святой Григорий Двоеслов; mоrаl. E 26 с. 16.]

3. Необходимое условие успеха молитвы.

Это мы видим из примера хананейской жены и из двух притч Иисуса Христа (Лук. 11:5-10;[1267 — И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба… И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.] 18:1–8[1268 — Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился… Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?]), в которых главным условием благоуспешности наших молитв ставится неослабное терпение в них.

«Да не унываем же и не ослабеваем, если не бываем скоро услышаны; ибо Господь медленностью мудро возбуждает в нас постоянную бдительность, желая украсить нас венцом терпения и зная время, когда для нас более вожделенно получить желаемое.»[1269 — Святой Иоанн Златоуст; бес. 49 на Быт.]

Образец достойнейшей матери в нынешнем Евангелии

(Ст. 22).

1. Она с нежностью заботится.

Ее больная дочьединственный предмет ее забот; она оставляет все, предпринимает все, чтобы только спасти ее.

Какая материнская любовь! (Исаии 49:15[1270 — Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.]).

Матери, будьте такими матерями!

Дети, цените такую материнскую любовь!

2. Она действует с мудростью.

Она обращается к истинному Врачу и Спасителю, чувствует Его, обнаруживает тонкий ум в своих ответах.

Матери, старайтесь и здесь подражать этой матери!

3. Она с самоотвержением препобеждает все препятствия.

Она остается твердой в своей решимости, непоколебимой в своей вере.

Матери, будьте подобны ей!

Заботьтесь о благе ваших детей, не ослабевайте в их воспитании, уповайте на Бога.

Школа креста — самая лучшая школа

(Ст. 22).

В ней находят:

1. Самого лучшего учителя.

Учителя —

а) Который не оставляет ни одного из Своих учеников,

б) Который всех их подробно знает.

в) Который ясно предугадывает, что может выйти из каждого ученика.

г) Который с самых ранних лет принимает Своих учеников под Свой надзор и выпускает их уже самостоятельными и готовыми для будущей жизни.

2. Самое лучшее обучение.

Главные уроки обучения гласят так:

а) что человек посеет, то и пожнет;

б) страдает ли кто, пусть молится; благодушествует ли, пусть поет!

в) «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни!» (Иоан.6:68).

г) «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам!» (Мат.6:33).

3. Самое лучшее воспитание.

Воспитание крестной школы делает

а) безумных умными, а умных мудрыми;

б) гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми;

в) плохих добрыми, а добрых лучшими,

г) слабых сильными, а сильных непобедимыми.

Почему Бог не внемлет иногда нашим молитвам в нужде?

(Ст. 23).

Мы хотим здесь:

1. Убедиться, что Бог так поступает с нами.

Как Иисус Христос поступил с хананейской женой, так и Отец небесный часто поступает с нами. (Псал. 89:13;[1271 — Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.] Иер. 15:18[1272 — За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?]).

2. Понять цель, почему Он так поступает.

а) Он хочет через это привести нас к смиренному сознанию нашего недостоинства (ст.24–26);

б) испытать нашу веру;

в) наконец, доставить нам тем большую радость (ст.28).

3. Запечатлеть истины, вытекающие из такого отношения к нам Бога:

а) Смиряйся в нужде пред Ним (Исаии 66:2;[1273 — Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.] Псал. 33:19;[1274 — Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.] 50:19[1275 — Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.]).

б) Не ослабевай в молитве к Нему (Лук. 18:1;[1276 — Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать.] Мф.7:7;[1277 — Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;] Иоан. 16:23[1278 — и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.]).

в) Не переставай иметь надежды на помощь от Него (Псал. 39:2;[1279 — Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;] Сир. 7:10[1280 — Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню.]).

Свойства великой веры

(Ст. 28).

Выражаются в том, что она:

1. Истинная, поскольку обращается с молитвой к истинному Врачу и Избавителю от всякой нужды и скорби (ст.21, 22).

2. Исполненная терпения и упования, ибо она не унывает и не отчаивается, хотя Господь и медлит со своей помощью (ст.23. 24),

3. Смиренная, ибо человек при ней считает себя самым ничтожным существом, которое надеется на одну лишь благость Спасителя (ст.25).

4. И посему достойная благодати, ибо получает помощь (ст.28).

II. Апостольское чтение. Зачало (182): 2-е Послание к Коринфянам 6:16–18; 7:1

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении семнадцатой недели предлагаются:

1) побуждения к святости (ст.16–18) и

2) способ к ее достижению (7:1).

Итак:

1. Что побуждает нас быть святыми?

а) Вселение Божье в нас, в которых Он живет, как в своих храмах: «вселюсь в них и буду ходить в них» (ст.16 ср. l Кор. 3:16;[1281 — Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?] Иоан. 14:23[1282 — Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.]). A если мы — храмы живого Бога, то какое может быть общение между нами и грехом? (ст.14–15[1283 — Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?]).

б) Спасение и слава, которые приготовлены для святых людей Божиихъ: «и буду им Бог, и тии будут Ми людие» (ст.16), — не должно ли это заставлять нас выйти из среды людей неверующих и развращенных, и не прикасаться нечистоте их мыслей и поступков? (ст.17).

в) Великий дар усыновления Богу: «и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (ст.18): а этот дар разве мал, чтобы ради него не отказаться от временной сладости греха и не жить свято?

2. Как же, спрашивается теперь, мы можем достигать святости? На это отвечает апостол словами: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (7:1). Так как человек состоит из тела и души, то и грехи его бывают плотские и душевные. Блудодеяние, обжорство, пьянство и всякое другое злодеяние суть грехи плотские; неверие, отчаяние, гордость, памятозлобие и всякий другой лукавый помысл, суть грехи душевные. Если мы искренне желаем быть святыми, тогда мы тщательно удаляемся от грехов, оскверняющих тело и душу, тогда мы сотворяем святыню (ст.1). Вот способ, посредством которого, по учению апостола, мы делаемся святыми! Но так как некоторые из христиан удаляются от грехов не из страха Божьего, а из боязни наказания или ради похвалы и славы человеческой: то апостол и прибавил — совершая святыню в страхе Божием, дабы показать, что те только делаются святыми, которые творят дела добродетели ради страха Божьего.[1284 — См. Толю Никиф. на Апост. in h. 1.]

Перейдем теперь к частным нравственным истинам, предлагаемым дневным чтением.

Христиане — храм Бога живого

«Ибо вы храм Бога живаго» (ст.16).

1. Когда они делаются такими?

а) Они

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн