Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
198
Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
199
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
200
и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
201
А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.
202
между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.
203
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
204
Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.
205
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
206
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
207
Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
208
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
209
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
210
Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
211
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
212
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.
213
Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?
214
И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.
215
Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой.
216
Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
217
На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею.
218
Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
219
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение;
220
Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.
221
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
222
Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое.
223
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
224
Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище.
225
Белоцветова, прот. Круг поучений. Санкт-Петербург. 94 г., стр. 64.
226
Греческое выражение в 6:27 может означать и то, и другое: удлинение и роста, и жизни.
227
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека.
228
В рассказе Святого Евангелиста Матфея об этом событии встречаются некоторые разности с рассказом Святого Евангелиста Луки (Лук. 7:1-10). У Евангелиста Матфея говорится, что сотник сам лично явился к Иисусу Христу с просьбой об исцелении своего слуги (ст.5. 6), между тем как, по сказанию Луки (ст.3), он просил об этом через посредство старейшин иудейских. Кроме того, y Луки излагаются еще некоторые подробности, которых нет у Матфея. Но эта видимая разница между сказаниями двух Евангелистов, по замечанию святого Иоанна Златоуста (бесед. на Евангелие от Матфея, 26), объясняется тем, что оба они, говоря об одном и том же событии, касаются различных обстоятельств дела и взаимно пополняют друг друга. Нет несообразности в том, если сотник из благоговейного уважения к Иисусу Христу (4:7), которое впоследствии так ясно высказал, не решался сам просить Его, но употребил к тому посредство единоплеменных Спасителю старейшин; а потом, видя снисходительную предупредительность Его, счел долгом лично явиться к Нему.
229
и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
230
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
231
Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
232
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
233
А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем.
234
Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
235
перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
236
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
237
Святой Климент Александрийский в сочинении: «Кто из богатых спасется.»
238
И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
239
И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!
240
суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом.
241
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию.
242
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
243
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья.
244
и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
245
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое.
246
И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
247
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во— первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога.
248
Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наемника, преданного тебе душею. Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе.
249
Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
250
ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
251
Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
252
Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
253
Святой Bасилий Великий в слове на Гордиана.
254
Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.
255
Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
256
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
257
а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
258
Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
259
Святой Иоанн Златоуст бесед. 30 на Деян.
260
Святой Bасилий Великий с. 17 соnst. mоnаst.
261
Святой Bасилий Великий suрr. аsсеt.
262
Блаженный Августин на Иоан. г. 12.
263
Святой Иоанн Златоуст бесед. 15 на Мат.
264
и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
265
Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
266
Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа.
267
Святой Амвросий dе соnst.
268
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
269
Подражание Иисусу Христу. Книг. 2, 2.
270
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.
271
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
272
Блаженный Августин dе аgоniа Сhrist. 11, 12.
273
Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!
274
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
275
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
276
И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза.
277
потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
278
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что