сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
343
Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
344
избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.
345
для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
346
что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
347
Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
348
Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.
349
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.
350
что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти
351
Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.
352
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
353
Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
354
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
355
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
356
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
357
Святого Иоанна Златоуста бесед. 16 к ант. народ.
358
Святого Иоанна Златоуста оrаt. б аdv. Jud.
359
Святого Иоанна Златоуста бесед. 3 на Быт.
360
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
361
Полн. собр. соч. протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского), т. II.
362
объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. 3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш
363
И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
364
Сравни— Марк. 5:1-20; Лук. 8:26–39.
365
Интересно отметить сообщаемую путешественниками особенность этой местности, именно, что там и до сих пор бедные жители находят себе кров в этих именно пещерах, приспособив их к своему убогому домашнему обиходу. Некоторые из этих пещер настолько обширны, что в них может помещаться до двадцати человек. Эта черта живо воспроизводит перед нами рисуемую евангелистами картину обитания в гробничных пещерах. Жалкая деревня на месте древней Гадары называется теперь Ум-Кейс, и имеет до 200 человек пещерного населения.
366
Этим естественно объясняется тот факт, что евангелист Матфей говорит о двух бесноватых, а евангелисты Марк и Лука тольво об одном.
367
Эти подробности передаются евангелистом Марком и Лукой.
368
Некоторые толкователи затрудняются объяснить себе, каким образом могло оказаться там столь многочисленное стадо свиней, на которых всякий истый иудей смотрел как на самых грязных и нечистых животных, так что самое существование их было вопиющим оскорблением для почитателей Иеговы и закона Моисеева. Но затруднение легко устраняется предположением, что это стадо могло принадлежать языческим жителям города, или если даже и иудеям, то не для их собственного употребления, а в качестве предмета промысла, — в качестве продовольствия для стоявшего в этой области римского легиона. Последнее предположение, если бы оно имело какое-нибудь основание, пролило бы тем больше света на душевное состояние этих древних иудеев — «интендантов,» которые, лишившись в своем стаде целого капитала, грубо просили Христа, причинившего им такой большой убыток, поскорее оставить их страну.
369
Известны спучаи, когда больные, страдавшие от ложного воображения, что они болеют вследствие залетевшего им в грудь и бившегося там воробья, освобождались от этого мучительного воображения, когда искусный врач умел убедить их, что незаметно выпущенный им воробей и есть тот, который находился и трепетал в груди больного.
370
Этот рассказ передают только святые Марк и Лука, которые вообще говорят только об одном бесноватом. Так как евангелист Матфей, рассказывающий об исцелении двух бесноватых, ничего не говорит об этой последней симпатичной черте, то не имеем ли мы здесь одного из тех чудовищных, но, тем не менее, не невероятных фактов, что действительно только один из исцеленных бесноватых и оценил всю силу дарованного ему блага духовной свободы от обуявшего его адского рабства? Если из десяти прокаженных только один возвратился возблагодарить своего Избавителя от ужасной телесной болезни, то нет ничего невероятного и в том предположении, что один только из двух бесноватых гадаринцев возблагодарил Его за свое исцеление от ужасного духовного недуга, а другой, быть может, присоединился к остальным своим соотечественникам и вместе с ними просил Христа, чтобы Он поскорее удалился от их прецелов… Увы, сердце человеческое способно к такой черной неблагодарности, что возможно даже и это предположение.
371
Позже в Гадаре была даже епископская кафедра, о судьбе которой однако не имеется достаточных сведений.
372
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.
373
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
374
Расслабленный (παραίλυτικός) разбитый параличем, след., болезнью, происходящей от «неодобрительного» поведения.
375
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
376
вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
377
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его
378
Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
379
Святого Иоанна Златоуста беседа на Псал. 48.
380
Ibidеm.
381
Святого Иоанна Златоуста бесед. о душе.
382
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
383
Как напротив зла — добро и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого.
384
Святого Иоанна Златоуста lib. dе rесuр. lарs.
385
Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
386
итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают
387
На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья.
388
Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
389
Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
390
Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
391
Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
392
Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа обратится сердцем.
393
Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
394
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
395
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
396
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится
397
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час
398
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
399
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
400
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
401
Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
402
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
403
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
404
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
405
И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение.
406
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот