призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
495
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
496
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою.
497
ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны.
498
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
499
чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны.
500
Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу.
501
а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
502
снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
503
Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
504
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
505
Или мы не имеем власти есть и пить?
506
И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
507
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
508
Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
509
Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
510
и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
511
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
512
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
513
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.
514
Святого Амвросия слов. 9.
515
Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.
516
И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее.
517
исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя.
518
Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.
519
Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
520
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
521
И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
522
со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
523
и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
524
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
525
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
526
Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
527
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
528
снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
529
но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
530
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
531
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
532
Святой Григорий Нисский dе оrаt. Dоmin.
533
Шумов П., свящ. Сборник общепонятных поучений.
534
Мф.9:l-8 (зач. 29) и Мф.9:27–35 (зач. 33).
535
Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов;
536
На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
537
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
538
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
539
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
540
Святой Иоанн Дамаскин.
541
Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
542
Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
543
Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
544
Блаженный Августин Sеrm. 231.
545
Святой Иларий на псал. 125.
546
Блаженный Августин 231.
547
Святой Иоанн Златоуст соntr. еbriеt.
548
Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением
549
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
550
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
551
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
552
Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
553
стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
554
Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей
555
Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.
556
Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!
557
Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям.
558
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
559
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
560
При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
561
Святой Игнатий Богоносец к Филадельф.
562
Святого Иоанна Златоуста бес. аd nеорh.
563
Святой Bасилий Великий о Святом Духе гл. XV.
564
Святой Кирилл Иерусалимский оглаш. 14.
565
Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
566
А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.
567
Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость.
568
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
569
Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
570
ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
571
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
572
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию.
573
так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
574
Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
575
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
576
но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
577
В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам.
578
Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.
579
Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась