Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

рассеивающийся при ближайшем исследовании ее. Да иначе и не может быть, потому что если по их мудрованию для истинно-добродетельной жизни не достаточно правил и указаний Святой Церкви, прямо вытекающих из божественного учения Христа, то каким образом могут быть достаточными для нее самоизмышленные правила, которые настолько же слабее первых, насколько ограниченный разум отдельного человека слабее разума коллективного или церковного.

Итак, в житейское море разные ловцы закидывают свои сети; но если рыба не в состоянии различать, кому принадлежат те или другие сети и с какой целью улавливают ее, то мы, как разумные существа, должны различать не только ловцов, но и самый дух их. Об этом предостерегал уже в первые дни христианства один из тех четырех апостолов, которые именно впервые были призваны от рыболовства на ловитву людей. «Возлюбленные, писал апостол Иоанн в конце своей многоиспытанной жизни; не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Иоан. 4:1). Основным критерием для различения духов он затем выставляет центральный догмат христианства — явление Христа во плоти, как догмат, на котором основывается Церковь и который хранится ей во всей чистоте и глубине его содержания. Так как этот догмат по самой своей сущности непостижим для человеческого разума и может быть понимаем только при помощи разума церковного, то отсюда очевидно, что различение духов возможно только именно при помощи Церкви, как хранительницы и истолковательницы тайн благочестия. Следовательно, y нас имеется ясный критерий для различения и ловцов, закидывающих свои сети для уловления людей: кто закидывает их с корабля Церкви, тот закидывает для уловления людей к жизни вечной; а кто закидывает их с лодки собственного суемудрия, вопреки Церкви, тот очевидно хочет уловить людей для своих собственных целей. Таких ловцов должно избегать всем истинным последователям Христа, потому что как сами они ловцы непризванные, а самозванно выступившие на духовное уловление людей, так и сети их увлекают не к жизни вечной, а к вечной погибели.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 2-ю Неделю по Троице

Тихон, святитель Задонский. Поучения, стр. 245.

Виссарион, еп. Костромской. Поучения (О совести), стр.92.

Макарий, архиеп. Нижегородский. Слова и речи. Вып. III, стр. 198; IV, 105,V, 146.

Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы. Ч. II, стр. 60.

Димитрий, архиеп. Херсонский. Сочинения, т. III, стр. 118.

П. С. Поучения и беседы из святоотеческих творений, стр. 57.

Соколов, свящ. Простонародные поучения, стр. 54, 55.

Белоцветов, прот. Круг поучений, стр. 62.

Князев, В., прот. Слова и поучения, т. I, стр. 78; II, 62.

Халколиванов, прот. Слова и поучения, стр. 116.

Кременецкий, Ал., свящ. Глас пастыря, стр. 21.

Красовский, свящ. Поучения, вып. II, стр. 110.

Сборникпоучений, изд. ред. журн. «Руковод. для Сельских Пастырей» 1877 г. — стр. 106; 91 г. — 496; 92 г. -287, 292.

3-я Неделя по Троице

I. Евангельское чтение. Зачало (18): от Матфея 6:22–33

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

Как христианин должен поступать в отношении к материальным нуждам жизни

В евангельском чтении третьей недели Иисус Христос учит: как христианин должен поступать в отношении к материальным нуждам жизни. Показав сначала (ст. 22, 23), что для правильного взгляда на материальные потребности и для надлежащего попечения о земном, нужно иметь чистое око, или неомраченный страстями ум, который служит светильником для прочих способностей,[155 — Так изъясняют это место святой Иоанн Златоуст и блаженный Иероним in h 1.] — Иисус Христос вслед затем предостерегает нас от излишней заботливости о земном на следующих основаниях:

а) мы должны безраздельно предать наше сердце Богу (ст.24);

б) Бог, Который дал нам важнейшее, может и хочет дать нам также и малозначащее (ст.2);

в) Его всепромышляющая любовь простирается на ничтожнейших из тварей Его, тем более на нас (ст.26);

г) самонадеянная забота о земном безрассудна (ст.27);

д) что может быть ничтожнее полевого цветка, который сегодня растет, а завтра бросается в огонь? Однако же Бог печется с любовью и о нем, — не тем ли более о нас, о маловеры (ст.28–30);

е) чрезмерная забота о земном — излишня при уповании на Божий Промысел (ст.31–32);

ж) через изыскание царства Божьего и правды Его мы приобретаем все (ст.33).

Каждый стих этого зачала заключает богатые темы для церковного собеседования.

Ст. 22–24: — О достоинстве разума, озаренного светом веры, или наоборот: Какое несчастье иметь ум, помраченный страстями?

Ст. 24: — Служитель мамоны грешит против Бога, ближнего и самого себя. Как можно соединить служение общественное со служением Богу?

Ст. 25, 31,32: — Несчастье души, обремененной излишними житейскими заботами. Как нужно заботиться о земном? Правильные заботы о земных нуждах благодетельны для нас.

Ст. 26: — Птицы небесные — наши учителя. Чем более мы познаем Бога из природы, тем более веруем Ему в Его слове. Об особенном промышлении Божьем о человеке. Чем мы можем подкреплять в себе веру в Промысел Божий?

Ст. 28–30: — Человек в одном отношении первый, а в другом — последний между тварями земными, или: Пристрастие к земному подавляет все доброе в человеке. О высоком достоинстве человека.

Ст. 33: О едином на потребу и т. п.

Что обязывает нас служить Господу Богу?

«Не можете служить Богу и маммоне»[156 — Мамоной назывался у сириан бог богатства, отсюда слова мамона и богатство получили тождественное значение.] (ст.24).

Напрасно многие люди думают соединить служение Богу со служением миру; совесть со страстями, Христа с Велиаром, утро в Церкви с вечером в приятных излишествах и развлечениях, — это несовместимо. Текст! Мы обязаны служить только одному Богу.

Этого требует:

1. Наша честь и слава.

Нет ничего на земле славнее и почетнее, как быть слугой Божьим. Какая слава может сравниться с той, которая соединена со служением Богу? Если почетно служить великому монарху; если за честь считают занимать незначительные должности в царских палатах, то в сколько крат почетнее служить Царю царей (Апок. 17:14[157 — Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.]), от Которого исходит всякое величие и могущество (Прит. 8:15–16[158 — Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.]), Который одним словом сотворил все из ничтожества (Псал. 32:9[159 — ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.]), Который тремя перстами держит землю, перед Которым все племена и народы как бы ничто (Ис. 40:17[160 — Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него.])? и т. д.

а) Можем ли мы отказаться от служения такому великому Богу? Не обязаны ли мы Ему беспредельной благодарностью уже за одно то, что Он хочет принять нас в число Своих слуг, не нуждаясь в нашем служении? Царица Савская, пораженная великолепием Соломонова дворца и мудростью царя, воскликнула: «блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящие пред тобою и слышащие мудрость твою» (2 Пар. 9:7)! Не несравненно ли более должны считать себя счастливыми мы в служении такому Царю, мудрость, могущество и величие Которого бесконечно превосходят мудрость и могущество всех царей, какие когда-либо существовали и будут существовать (Ис. 40:13–14[161 — Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?])?

б) Но как бывает на деле? Для большей части людей суетная честь мира лучше истинной чести Божьей. Славу служить великим мира предпочитают славе служить Богу; для угождения господам земным не страшатся оскорблять Господа неба и земли; всецело раболепствуют ничтожной твари, не имеющей в себе никакого другого достоинства, кроме того, какое дано ей Творцом. Но как обманчива и ничтожна честь слуг мира? Истинная и прочная честь и слава принадлежит верным Божьим слугам (Рим. 2:10;[162 — Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во— первых, Иудею, потом и Еллину!] Сир. 23:37[163 — Великая славаследовать Господу, а быть тебе принятым от Него — долгоденствие.]). Они славны при жизни; их слава сияет и по смерти из века в век, из рода в род.

2. Самая строгая справедливость и необходимый долг.

Есть ли на земле право справедливее и необходимее того, которое обязывает нас служить Богу? Если бы мы даже ничего не получили от Бога, то и тогда одно Его бытие и Его бесконечные совершенства требовали бы всего нашего служения Ему, — и мы не могли бы отказаться от этой обязанности, без нарушения справедливости. Но посмотрим на отношение Бога к нам, на то, что мы получили от Него в творении, в промысле, в искуплении и освящении, — не обязаны ли мы за все это всецело предаться и служить Ему?

а) В творении. Кто нас сотворил и поставил в этом мире? Не всесильная ли рука Господня, которая вызвала из ничтожества всю вселенную и которая сотворила все для нашей собственной пользы и для того, чтобы дать

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн