Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

не дал бы этих заповедей.

б) Забота о временных нуждах не запрешена, а запрещена только забота языческая. Кто не в состоянии, напр., после сделанной работы сказать: «теперь предоставляю я все дальнейшее Богу?!»

в) Святые могли исполнять требования христианства, следовательно, можем также и мы, при помощи благодати Божией.

г) Кто усердно стремится к нравственной высоте и не достигает ее совершенно: y того недостающее восполняется бесконечными заслугами Иисуса Христа.

Изречения Иисуса Христа против излишней заботливости о земном

«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (ст.25).

Не всякую заботу о земном запрещает Иисус Христос, а только заботу излишнюю, языческую, и предлагает свои наставления во многих изречениях. Как гласят эти изречения?

1. Душа больше пищи и тело одежды (ст.25).

Кто употребил на дело много искусства и труда, тот не будет оставлять без внимания мелочей. Кто устроил великолепные палаты, тот заботится также о прекрасных дверях и окнах.

Кто дает большее, тот не отказывает и в меньшем. Бог дал большее, и лучшее, душу и тело; Он даст также меньшее и ничтожнейшее, пищу и одежду.

2. Бог печется о птицах, а человек лучше птицы (ст.26)

а) Птицы гораздо ничтожнейшие творения, чем люди, которые суть чада в доме Божием. Если Бог питает ничтожных птиц: не тем ли более людей, чад своих, созданных по Его образу?

б) Птицы бывают сыты, хотя они не трудятся и не заботятся; не тем ли более будем сыты и одеты мы, которые обладаем имуществом и смеем стремиться к обладанию!

Есть крайний, позволительный предел забот, трудов и обладания. Кто его преступает и заботится излишне, или становится жадным — тот не имеет никакой части в царстве Божьем.

3. Никто не может, при всей своей заботливости, прибавить себе росту и на один локоть (ст.27).

След., беспокойная и самонадеянная забота ни к чему не служит.

а) Бог без нашей помощи дал телу его размер. Мы никогда и никак не можем прибавить и одного дюйма к росту нашего тела; Бог дозволяет ему расти, пока Он хочет. Беспокойная забота не доставляет также никакой пищи и одежды; Бог дает то и другое.

б) Бог заботится. Если бы Он этого не делал, то мы со всеми заботами и усилиями не приобретали бы себе ни пищи, ни одежды. «Ни насаждаяяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог» (1 Кор. 3:7).

в) Бог дал телу возраст, следовательно, Он даст ему также и пищу. Возложим заботу на Бога!

4. Скоропреходящие лилии свидетельствуют, что Бог печется об одежде (ст.28).

а) Кто дает большее, дает также и меньшее. Дающий тело, дает и одежду. Бог облек нас плотью и кожей: Он даст также и необходимую одежду для прикрытия тела.

б) Он одевает так прекрасно полевые лилии — эту траву, которая растет, а завтра бросается в печку: Он оденет также и лучшие существа — людей. Он дает лилиям не нужное им: не тем ли более даст Он необходимое — одежду, которая уже ради скромности для нас неизбежна.

в) Но не пышных одежд мы можем желать. Сам Соломон во всей своей славе не был так пышно одет, как каждая из полевых лилий. Проста и чиста да будет наша одежда.

5. Только язычники имеют тягостные заботы о земном (ст.32).

Когда христианин отличается от язычника?

б) Если он предоставляет заботу о своем успехе всеуправляющему Божьему Провидению. Бог христиан печется, как о великом, так и о малом. Но язычники веруют в богов, которые мало заботятся о людях.

б) Если он считает достижение неба главной заботой, а заботы земные — делом второстепенным.

в) Если он на пути к небу, указанном Иисусом Христом, освобождает себя от всякого ненужного бремени, т. е. от подавляющих житейских забот. Что делает благоразумный странник со своей поклажей, особенно если он идет крутым и опасным путем? Буть к небу крут и опасен!

6. Отец небесный знает наши нужды (ст.32).

а) Земной отец доставляет своим детям пищу и одежду. Он не оставляет никого из них голодным или нагим. Бог — наш лучший Отец.

Он дает хлеб и одежду. Мы должны только, как прилежные дети, трудиться, и Бог даст нам тогда благословение и награду.

б) Пища и одежда — необходимые для нас потребности; мы нуждаемся в той и другой. Бог это знает и дает то и другое. Он дает уже лилиям то, что им вовсе не нужно!

в) Бог хочет дать нам небо. Его мы должны стараться купить добрыми делами. Если мы делаем это, ищем царства Божьего, то Он даст нам впридачу меньшее — удовлетворение телесных нужд, как купец, y которого покупают что-либо значительное (ст.33).

Заключение. Что мы должны читать, на что взирать, к чему стремиться, если малодушие одолевает нас?

Мы должны искать царства Божьего усиленно, целенаправленно и постоянно

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (ст.33).

Есть три Божьих царства: царство природы или творение, царство благодати или Церковь, и царство славы или небо. По учению Спасителя, царство Божье в последнем смысле нудится, приобретается с усилием, следовательно с трудом, напряжением и усердием.

Мы должны искать царства Божьего усиленно, целенаправленно и постоянно

1. Усиленно.

Мы должны стараться достигать неба с усилием, с безраздельным чувством и вниманием. К этому побуждают нас примеры:

а) Миролюбцев. Как усердно стремится промышленник к приобретению, честолюбец — к чести? Не должны ли мы, христиане, еще усерднее стремиться к небу?

Не посрамление ли для нас, что чада мира гораздо ревностнее и упорнее домогаются благ временных и тленных, чем мы небесных и вечных?

Необходимо усилие, чтобы отречься от чрезмерных мирских благ, любить врагов, и пр.

б) Святых. Если бы они не употребляли усилия, то не достигли бы неба. Но они усердно молились и усовершенствовались в подвигах благочестия. С усилием распинали свою плоть. С усилием старались исполнять дела любви к ближним. С усиленной заботливостью приготовлялись к смерти, и проч.

в) Иисуса Христа. Он нестяжателен. Целые ночи проводил в молитве. Постился 40 дней. Три года провел в беспрерывных трудах, возвещая евангелие, утешая и исцеляя. A его страдания и смерть?

Без усилия не удастся нам достигнуть неба.

2. Целенаправленно.

Мы должны целенаправленно стремиться к царству Божьему, не растрачивая силы в чрезмерной погоне за имуществом и деньгами, за мирской славой и почестями, за нашими радостями и удовольствиями. Поясним это примерами и сравнениями:

а) Царь Давид желал одного: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» (Пс. 26:4).

Если бы мы вздумали говорить, что наше ремесло, наши занятия, наши общественные дела и т. п. препятствуют нам стремиться к небу, как единой главной цели всех наших забот и стремлений, то это были бы одни пустые отговорки. Давид был царь, имел множество занятий, вел многие войны, и однако же единственная его забота была о том, как бы достигнуть царства Божьего.

Утром иметь благие намерения, вечером приносить все в жертву Богу, в продолжение дня, при трудах и страданиях, взирать на Бога и т. д. — вот что значит единственно стремиться к небу.

б) Полководец хочет завоевать город или крепость. Если он мудрый полководец, то все его мысли, планы и распоряжения направлены к этой единственной цели. Он встает, пьет, почивает, но только для того, чтобы подкрепить себя в своем предприятии. Он беседует с другими, работает, разъезжает. Но все это направлено к одной главной задаче — завоеванию. Когда мы уподобляемся ему в достижении царства Божьего?

в) Жених занят единственно своим будущим счастьем и днем своей свадьбы, и однако не оставляет своего ремесла, беседует с другими, отбывает свои гражданские повинности и т. д.

Так и мы можем трудиться, наслаждаться, покупать и продавать, и при всем том иметь небо единственной целью наших стремлений.

3. Постоянно.

Мы должны искать царства Божьего с постоянством. Где недостает постоянства, неизменного продолжения, там цель не достигается. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22).

а) Надо хорошо начинать. Кто не начал стремиться к царству Божьему с ранней юности, что было бы всего удобнее и лучше, тот пусть начнет теперь, начнет сегодня. Хорошее началополовина дела. Или ты думаешь начать это под старость?

Бог хочет, чтобы ты посвятил в службу Ему всю твою жизнь, а не худшую часть ее.

б) Надо хорошо продолжать. Многие воображают, что стремиться усиленно и единственно к небу в продолжение всей жизни — слишком много. Кто так думает, пусть вспомнит, как коротка земная жизнь и что другая жизнь продолжется вечно.

в) Надо хорошо кончать. Конец венчает дело. Соломон хорошо начал и долго оставался мудрым и благочестивым, но кончил худо. Как ужасно было бы для человека, который хотя и долго упражнялся в благочестии, но под старость, в болезни и на смертном одре, позабыл Бога и небо?!

Мы должны искать единого и важнейшего, чтобы достигнуть прочего, маловажного

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (ст.33).

В этих словах Иисус Христос дает последователям наставление и обет: наставлениекакой должен быть высший и важнейший предмет их забот и стремлений («ищите … Царства Божия и правды»); обет — что они вместе с этим высшим и важнейшим, чего прежде искали, получат и прочее, низшее и маловажнейшее («и это все приложится вам»). Итак — мы должны искать единого и важнейшего, чтобы достигнуть прочего, маловажного.

1. Единое, чего мы должны искать — Царства Божьего и правды Его!

Это не значит, что мы всеми нашими мыслями должны устремлятся только к небесному и не думать о земном, или возненавидеть мир. Мы должны ненавидеть только грех, оставить безвременные заботы и презирать суетность. Мы должны стремиться прежде всего к истинному и небесному. Нам нужно сознать и никогда не забывать, что «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8).

а) Мы должны искать царства Божьего и правды Eго. Должны — всегда, можем — везде. A это бывает тогда, когда мы позволяем Ему одному управлять нашим сердцем и умом, желаниями и делами; когда во всем нас окружающем находим не только повод для своекорыстия, самолюбия и чувственного удовольствия, но прежде всего для повиновения, веры, терпения или благодарности; когда вне и внутри нас исполняем волю Всевышнего, требующую чистоты и сердца и проч.

б) Когда мы так думаем и поступаем, тогда царство Божье не далеко от нас. Тогда оно, как благодатное в нас Божье присутствие, не составляет уже предмета ожиданий, но действительно в нас находится. Тогда мы знаем не только то, что мы живем и движимся в Том, Кто все оживляет и наполняет, но и то, что Он живет и движется в нас. Отсюда происходит —

в) Правда, которую Господь дает и принимает, которая не есть принуждение закона, но исполнение закона и называется любовью (Рим. 13:10[182 — Любовь не делает ближнему зла;

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн