Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

итак любовь есть исполнение закона.]), поскольку она действует в мире и радости, не ищет своего, не трудится из-за награды, но возлагает все свое упование на Того, Кто уже здесь на земле дает нам всякий благой дар, если мы сами не отвергаем его, — облекает нас Своим божественным покровом, если мы сами не избегаем его, — доставляет нам прибежище во всякой нужде, утешение во всякой скорби, если только мы сами не оказываемся недостойными того.

2. С этим единым мы получаем прочее, маловажнейшее.

Когда мы таким образом ищем «царства Божия и правды его,» тогда мы не должны слишком заботиться о прочем, необходимом для нас в жизни, ибо об этом печется Господь (ст.32).

Наши земные нужды могут быть различные, большие и меньшие, или совершенно иные, чем мы представляем их себе. Они не зависят от нашего ограниченного разума, и слава Богу, — иначе мы часто погрешали бы в выборе, недоумевали бы в средствах, подвергались бы тоске, огорчению и отчаянию. Мы знаем теперь, что нам необходимо в жизни только одно, самое простое и в то же время самое великое, самое неизбежное и в то же время самое лучшее, именно — искание царства Божьего, а с ним мы приобретаем все (ст.33).

а) Таков был и есть опыт всех истинно верующих чад Божиих.

б) Таков он будет и для тебя, который с таким беспокойством спрашиваешь: «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (ст.31)? Спроси лучше с достойной заботливостью: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Mар. 10:17[183 — Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?])?

в) На каком бы месте Господь ни поставил тебя, будь верен в малом, только под этим условием Он обещает тебе помочь. Молись и трудись — вот золотое правило, обнимающее всю мудрость земной жизни. Исполняй свои обязанности, ограничивай свои пожелания и довольствуйся Божьей благостью. Не разлучайся никогда с рукой Промысла, которая ведет тебя везде, пока ты сам не оставляешь ее. Если ты забыт всеми — не говори, что Господь забыл тебя. Если ты отец семейства, окружен толпой детей и учишь их словом и примером искать царствия Божия: то будь спокоен и не спрашивай, при взгляде на скудный кусок хлеба: «что это для такого множества?» (Иоан. 6:9)? или при мысли о будущем: «что будет младенец сей» (Лук. 1:66[184 — Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.])?!

Заключение. О, подумайте об этом вы, которые стремитесь только к приобретению земных благ! Смотрите, чтобы ваше изобилие не было бесполезно в жизни и тяжело в смерти.

Три сильных средства против излишних мирских забот

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (ст.31–32).

Неудивительно, если язычники спрашивают только о том, что есть, пить и чем одеться? и в решении этих вопросов поставляют всю цель жизни; ибо они «народ, сидящий во тьме» (Мф. 4:16[185 — народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.]) и «не имели надежды» (Ефес. 2:12[186 — что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.]): но удивительно, если христиане так заботятся о земном, как будто бы все их блага только на земле и в земле…

Три сильных средства против излишних мирских забот:

1. Всмотритесь в горький источник, откуда истекают ваши заботы — из любви к миру, из рабского служения мамоне (ст.24).

2. Подумайте, сколько для вас побуждений к радостному упованию на Бога.

а) Посмотрите на самих себя: в чем вы можете иметь успех без помощи Божией (ст.25)?

б) Посмотрите на окружающую вас природу (ст.26–30).

в) Подумайте, что дано вам во Иисусе Христе (ст.31–32): вы имеете Отца на небе, Который печется о вас, вак о детях.

3. Ищите прежде всего царства Божьего и правды его, и тогда вы собственным опытом убедитесь, что «все приложится вам» (ст.33–34)

Что делает христианина свободным от земных забот, хотя он, как человек, имеет земные нужды? (ст.31.)

1. Его усиленное искание Царства Божьего; ибо он

а) не привязывается всем сердцем к земным благам, что было бы служением мамоне (ст.24–25);

б) но имеет царство Божье предметом своих первейших мыслей и стремлений, — служение Богу (ст.33).

2. Его сознание собственного бессилия (ст.27).

а) Он знает по опыту, что он собственными силами ничего не может достигнуть;

б) но он не впадает через это в отчаяние, а с покорностью предается воле Божией.

3. Его упование на Бога, Который

а) заботится о всем творении, а тем более о людях, которых Он поставил владыками земли и ради которых не пощадил даже единородного Сына Своего (ст.26. 28–30; Рим. 8:32);

б) как всеведующий, Он знает наши нужды, и как всемогущий, может помочь (ст.31–32).

II. Апостольское чтение. Зачало (88): к Римлянам 5:1-10

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

4 от терпения опытность, от опытности надежда,

5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении третьей недели говорится о плодах оправдания верой в Иисуса Христа. «Оправдавшись верою,» мы имеем:

а) мир с Богом (ст.1). Пока человек не усвоил оправдания Христова живой и деятельной верой, до тех пор он не имеет никакого мира с Богом (Ефес. 2:3;[187 — между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.] Ис. 59:2[188 — Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.]); но, усвоив оправдание, он знает Бога, как Бога мира (Рим. 15:33;[189 — Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.] Деян. 10:36[190 — Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.]) и ощущает мир и спокойствие в своей совести (Рим. 8:1[191 — Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу.]).

б) Сыновний доступ к Божьей благодати, всегда и везде (ст.2). Истинно верующий христианин не имеет нужды бояться Бога, как раб боится своего господина, но взирает на Него, как на своего возлюбленного Отца.

в) Несомненную надежду на будущую вечную славу и блаженство (ст.2; ср. Мф. 13:43;[192 — тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!] 1 Иоан. 3:2;[193 — Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.] 2 Тим. 4:7–8[194 — Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.]), так что никакие временные скорби и бедствия не только не в состоянии поколебать этой надежды, но даже служат для верующего предметом благодарения Бога и радости (ст.3–4; ср. Иаков. 1:2[195 — С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения.]). Внутреннюю уверенность в этой надежде дает христианину Божья любовь, излиянная в сердце его Святым Духом (ст.5). Такие драгоценные плоды оправдания основываются на крестных заслугах Иисуса Христа и на любви Божьей к человеческому роду, обнаруживающейся особенно в том, что Он предал единородного Сына своего на смерть не за праведников, а за грешников — за самых заблудших детей своих, забывших его (ст.6-10).

Анализируя зти главные мысли апостольского чтения, мы можем извлечь следующие темы для проповедей:

Имеем ли мы веру, которая оправдывает нас перед Богом?

«Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (ст.1).

Павел изображает высокое счастье христиан, оправданных перед Богом верой в Иисуса Христа.

Поэтому весьма необходимо испытать: имеем ли мы веру, которая оправдывает нас перед Богом?

Это мы можем узнать:

1. По благочестивому настроению нашей души и сердца. Вера, от которой происходит оправдание Богом (Рим. 1:17[196 — В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.]), служит основанием благочестивого чувства и источником всех добродетелей.

а) Верующий почитает Бога, как Святого Законодателя. Он принимает учение Евангелия, как учение божественное, и не тлько твердо уповает на заслуги Иисуса Христа, но также и сам старается деятельно следовать по их примерам, соизмеряя свою жизнь с жизнью и деятельностью Христа. Таким образом вера, которая может оправдать нас перед Богом, должна облагородить наши мысли, изгнать из души все, противное Богу, должна привести все наши поступки и жизнь в согласие с Божьей волей и мало-помалу сделать из нас «нового человека, созданного по Богу в правде и святости.»

б) Если мы не достигли еще такого благочестивого настроения; если мы не сбросили ещё с себя вретище ветхого человека с его делами; если наша душа порабощена греху и проч., то мы не имеем веры, оправдывающей нас перед Богом; мы не можем еще утешаться примирением с Богом через Иисуса Христа.

2. По спокойствию и преданности, с которыми мы переносим скорби и страдания.

Действие оправдывающей веры обнаруживается, по учению апостола, в мире с Богом, т. е. в утешительном убеждении, что Бог любит нас, как Отец, — в детском уповании на Его милость и благость, и в радостном ожидании всякого блага от Него во времени и в вечности.

а) Христианин, оправданный верой, рассуждает так с самим собой: если Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим. 8:32)?

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн