Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

предвосхитил учение своего божественного потомка, когда сказал, что сущность всего для человека состоит в страхе Божьем и соблюдении заповедей Его (Екклес. 12:13[227 — Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека.]).

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 3-ю Неделю по Троице

Арсения, митр. Киевского. Собрание слов, бесед и поучений. Санкт-Петербург. 1873 г. Стр. 259.

Виссариона, еп. Костромского. Поучения, стр. 96.

Макария, архиеп. Нижегородского. Слова и речи. Вып. III — стр. 218; IV — 114.

П. С.Поучения и беседы из святоотеческих творений, К. 1896 г., стр. 248.

Красовского, свящ. Поучения, вып. I, стр. 125.

Кременецкого, свящ. Глас пастыря, стр. 23.

Князева, прот. Слова, поучения и речи, вып. II — стр. 70, 72.

Халколиванова, прот. Слова и поучения. Стр. 119, 123, 126, 129.

Сборник поучений, изд. ред. журн. «Руковод. для Сельск. Пастырей.» 1877 г., стр. 111; 91 г. — 510, 514; 92 г. — 296, 300.

4-я Неделя по Троице

I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 8:5-13.[228 — В рассказе Святого Евангелиста Матфея об этом событии встречаются некоторые разности с рассказом Святого Евангелиста Луки (Лук. 7:1-10). У Евангелиста Матфея говорится, что сотник сам лично явился к Иисусу Христу с просьбой об исцелении своего слуги (ст.5. 6), между тем как, по сказанию Луки (ст.3), он просил об этом через посредство старейшин иудейских. Кроме того, y Луки излагаются еще некоторые подробности, которых нет у Матфея. Но эта видимая разница между сказаниями двух Евангелистов, по замечанию святого Иоанна Златоуста (бесед. на Евангелие от Матфея, 26), объясняется тем, что оба они, говоря об одном и том же событии, касаются различных обстоятельств дела и взаимно пополняют друг друга. Нет несообразности в том, если сотник из благоговейного уважения к Иисусу Христу (4:7), которое впоследствии так ясно высказал, не решался сам просить Его, но употребил к тому посредство единоплеменных Спасителю старейшин; а потом, видя снисходительную предупредительность Его, счел долгом лично явиться к Нему.]

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении этой недели, в примере Капернаумского сотника, изображается великая и твердая вера.

1. Обнаружение великой веры.

Великая и твердая вера обнаруживает свои свойства:

а) в уповании на Божье всемогущество и милосердие (ст.5);

б) в пламенной молитве (ст.6);

в) в глубоком смирении (ст.7. 8);

г) в непоколебимой уверенности во всесильной Божьей помощи (ст.9).

2. Награда великой веры:

а) она прославляется Иисусом Христом (ст.10);

б) делает нас причастниками небесного блаженства (ст.11. 12);

в) получает свое прошение исполненным (ст.13).

Независимо от этой главной истины дневного евангелия, проповедник может извлечь из каждого текста особый предмет для церковного собеседования.

Ст. 5–6 дают повод рассуждать: О снисходительной любви. Об истинном благородстве. О домовладыке по сердцу Божьему. Ложе больного — училище добродетели. Для чего Господь посылает болезни?

Ст. 7 показывает, что где Иисус Христос не находит для себя какого-либо препятствия, туда Он охотно идет, или где Иисус Христос находит желание, какого Он хочет, там Он оказывает милость превышающую всякое ожидание.

Ст. 8: Что может часто сделать одно слово?

Ст. 9: О смиренном и возвышенном сознании: аз человек есмь!

Ст. 10: Вера сотника в чудеса Иисуса Христа есть само чудо.

Ст. 13: Почему Бог не всегда исполняет наши прошения! и т. п.

Упование на Бога смотрит на все случаи и обстоятельства жизни с трёх точек зрения

«Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (ст.6).

Сотник имел великое упование на Иисуса Христа. В его душе нет и тени сомнения, что Господь может помочь, и если это нужно и спасительно, то и поможет (ст.8). Он взирал таким образом на Господа с полным упованием. Мы будем, поэтому, говорить об уповании на Бога и покажем, что — упование на Бога смотрит на все случаи и обстоятельства жизни с трёх точек зрения.

1. Смотрит сверху вниз.

Если хотят что-либо осмотреть, то становятся обыкновенно на возвышение, на высшую точку зрения, чтобы далее и лучше видеть, обширнее и раздельнее осмотреть то, что делается внизу. Так бывает и с христианским упованием. Надо смотреть на вещи с высшей точки зрения, более широким взором; не следует останавливать своего взгляда только на ближайших интересах и становиться только на низшую точку зрения. Объясним примерами.

а) Умирает отецкормилец семьи, или другой какой-либо полезный и крайне необходимый член семейства или общества. Кто стоит на низшей точке зрения, следовательно, не имеет истинного упования на Бога, тот предается воплю и жалобам. Но если смотрят на все печальные случаи с высшей точки зрения, то говорят: «Господь дал, Господь и взял.» (Иов. 1:21[229 — и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!]). «Тот кто питает небесных птиц и одевает полевые лилии, будет печься и об нас без того, или другого лица.» «Бог в своей мудрости посылает несчастье для нашего же счастья.»

б) Нас постигает пожар, продолжительная невзгода, градобитие, неурожай. Кто думает только о потере и причиненных убытках, тот часто приходит в отчаяние. Но кто смотрит на дело с высшей точки зрения и очами полными упования, тот говорит: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11).

в) Не удался труд, не пошли вперед, подвинулись назад. Должно ли тогда заложить руки в пазуху и предаваться ропоту и отчаянию? Нет. Нужно забрасывать сеть еще и еще (Лук. 5:5[230 — Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.]), и укрепляться новым упованием. «Верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете» и проч. (1 Кор. 10:13[231 — Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.]). Не последовало опять удачи, тогда надобно думать, что это так угодно воле Божьей, и только Его воле, да будет Его святая воля!

г) Лежат на одре болезни, чувствуют страшные мучения, не могут ничем помочь. Если тут человек не имеет никакого обширнейшего, просветленного христианством взора, то он легко падает духом и отчаивается. Но человек, проникнутый упованием на Бога, смотрит на дело с высшей точки зрения и говорит: «теперь я могу дать людям добрый пример терпения и быть им полезным. Я готов все перенести, лишь бы заслужить небо. Бог все устраивает к моему благу.»

д) Обходят ли люди и несправедливо преследуют. С низшей точки зрения человек говорит тогда: «чем я это заслужил?» Но кто стоит на высшей точке зрения, тот спокойно взирает на лай людей и говорит: «человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?» (Иов. 4:17) «Если я не заслужил этого так, то заслужил иначе.» «Что сделал Иисус Христос, что Его преследовали и распяли?»

2. Смотрит снизу вверх.

Упование есть взор, обращенный снизу вверх — к Богу, есть молитва, особенная молитва. В заботах, печали, страданиях и притеснениях, христианин обращает свой взор, полный упования, горе и возносит молящияся руки и сердце к небу. Бывает, что помощь или приходит, или не приходит.

а) Помощь может прийти и несомненно прийдет, если просимое полезно для нас и согласно с высшими целями премудрого и всеблагого Промысла.

а. Моисей молился и был услышан. Илия умолил Бога, — и дождь пошел, земля опять дала плод свой. Многие больные и страждущие разными недугами обращались к Иисусу Христу с мольбой — и получали исцеления. По молитве иерусалимских христиан апостол Петр изведен из темницы. «Богу же всё возможно» (Мф. 19:26[232 — А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.]). Он может сделать более, чем мы просим или помышляем (Ефес. 3:20[233 — А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем.]). «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31; Псал. 90:1–2.[234 — Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»] 4[235 — перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждениеистина Его.]).

b. Если ты таким образом болен или беден; если твоя лучшая защита оставляет тебя или умирает; если несчастье постигло твою хижину или поле; если ты предпринимаешь какое-либо дело, исход которого очень сомнителен, или если ты хочешь вступить в новое состояние; если тебя преследуют или ложно обвиняют и т. д. — то смотри вверх, воссылай сердечную мольбу к Богу, — быть может, ты получишь помощь.

б) Помощь может также и не последовать. Но тогда в уповании, обращенном к небу, в молитве, находят всегда чудесное утешение. Кто при гробе своих возлюбленных, в болезни и нужде, при угнетении, преследовании и нападении людей умеет истинно молиться, тот несомненно получает успокаивающее и укрепляющее утешение. Без воли Божьей не падает ни один воробей на землю (Мф. 10:29[236 — Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;]). «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету» (Апок. 2:9). «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). В этих и подобных мыслях находят утешение, когда отказано в помощи. И кто не должен получить утешения, если возводит молящиеся взоры горе к Божьему всемогуществу, премудрости и благости!

3. Смотрит вокруг себя.

Упование ищет вокруг себя средства к исправлению трудных обстоятельств, заботится об изменении ситуации, старается само себе помочь. Бог, конечно, посылает помощь или утешение, но мы со своей стороны не должны оставаться в бездействии. «Уповай на Господа и делай добро»

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн