Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

г. 12.] нет ни любви к Богу и ближним, ни чистоты сердца, ни терпения, никакой, одним словом, заслуги перед Богом. «Потеряно смирение, потеряно все, хотя бы даже вы, по невинности вашей жизни, были близки к небу. Соедините вместе все достоинства молитвы, поста, милосердия, целомудрия: без смирения они немедленно исчезнут.»[263 — Святой Иоанн Златоуст бесед. 15 на Мат.]

Отверженные ангелы были целомудренны, но горды; за свою гордость они низвергнуты в ад, а ад не возвращает своей добычи. Не будем же забывать слов Господних (Мф. 18:3;[264 — и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;] 1 Петр. 5:5;[265 — Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.] Сир. 3:18[266 — Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа.]).

2. Смирение есть очень редкая добродетель.

«Многие люди носят тень смирения, но не самое смирение, облекаются личиною смирения, но не добродетелью.»[267 — Святой Амвросий dе соnst.]

Человек истинно смиренный никогда и никого не осуждает и не призирает, потому что он так сильно заботится об исправлении своих собственных недостатков, что ему некогда и думать о недостатках других. Если он по обязанности должен наблюдать за поведением ближнего, то он делает это без превозношения, не забывая, что и он сам также «подвластный человек» (ст.9), имеющий много слабостей; он порицает без гнева, исправляет с отеческой любовью и сердечной болью. Все плоды своих трудов и забот смиренный приписывает не себе, а Богу; на себя самого он никогда не полагается, будучи убежден, что он сам по себе мог бы впасть в величайшие грехи, если бы Божья благодать не поддерживала его (1 Кор. 15:10[268 — Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.]). «Не думайте никогда иметь какой-либо успех, если вы не считаете себя последними из всех людей.»[269 — Подражание Иисусу Христу. Книг. 2, 2.]

Но много ли таких смиренных между людьми?!

3. Вернейшее средство к приобретению смирения.

Самое верное средство к приобретению смирения состоит, по замечанию святых отцов, в частом размышлении об унижении Иисуса Христа. Спаситель Сам указывает на Себя, как на образец смирения: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29[270 — возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.]). Сын Божий принимает на Себя образ раба, терпит поношения, заплевание, гонения (Фил. 2:5–8[271 — Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.]); как же мы, земля и пепел, хотим, чтобы нас всегда почитали и превозносили? «Если взгляд на поношения, претерпетые Господом, не исцелит нас от гордости, то ваше зло неизлечимо.»[272 — Блаженный Августин dе аgоniа Сhrist. 11, 12.]

Вся жизнь Иисуса Христа, от яслей до Голгофы, преподает нам урок: забудь самого себя!

Надо во всем сообразоваться с Божьей волей

«Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (ст.9).

Так добрые слуги исполняют волю своего господина, хотя он такой же человек, как и они, и состоит под властью.

Не тем ли более мы, слуги Господа госпòд, должны исполнять Его волю и сообразоваться с ней во всех поступках и делах?

Надо во всем сообразоваться с Божьей волей.

Это значит:

1. Делать то, чего Бог хочет.

Так как воля Божия бесконечно свята, то она должна быть правилом и мерой всех наших поступков и деятельности. Все наше совершенство состоит в совершенном исполнении того, чего Бог хочет: не молитва, не пост, не труды и подвиги, сами по себе, делают нас совершенными, а исполнение воли Божией. Эти действия, как бы ни были хороши, но, если они не направлены по воле Божией, то они несовершенны. Самые великие подвиги оказываются суетными, коль скоро они совершаются не по воле Божией; самые безразличные дела становятся добродетелями, когда они исполняются сообразно с волей Божией. Врему свое время. Не всегда есть время оплакивать свои грехи, молиться, трудиться и проч.; но всегда есть время исполнять волю Божию; а исполняют ее всегда, если внимают заповедям Божиим, исполняют обязанности своего звания, повинуются приказаниям своих властей и начальников.

2. Делать так, как Бог хочет.

Не достаточно делать только то, чего Бог хочет, а надо еще делать так, как Он хочет. Делать то, чего Бог хочет, и не делать так, как Он хочет, значит плохо делать добро и следовательно вовсе не делать его. Делать добро так, как Бог хочет, значит делать его, соображаясь со всеми обстоятельствами, которые могут свидетельствовать о достоинстве наших поступков.

а) Делать все в то время, в которое Он хочет. Не делать так, как Бог хочет — значит молиться, когда нужно работать, работать когда нужно молиться, говорить когда нужно молчать, молчать когда нужно говорить.

б) Делать добро там, где Бог хочет. Если, например, эта женщина в церкви, когда она должна быть дома для устройства своей семьи и т. п., то она не делает добра, как Бог хочет.

в) Делать добро таким способом, какой угоден Богу, т. е. с обдуманностью и усердием. Кто делает добро неразумно и небрежно, тот не делает добра так, как Бог хочет, и, таким образом, не только не заслуживает награды, но и навлекает на себя гнев Божий: «проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10[273 — Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!]).

3. Делать потому, что Бог хочет.

Наконец, надобно делать добро потому, что Бог этого хочет. Его воля должна быть единственным и первым побуждением всех наших поступков и деятельности. Дела самые маловажные, будучи освящены этим побуждением, становятся великими, и самые великие делаются еще лучшими и совершеннейшими.

Если вы находите ваш интерес и удовольствие в исполнении того, чего хочет Бог, то вы отвращаете взоры от вашего собственного интереса и удовольствия и устремляете их к одной Божьей воле. Бог хочет, напр., чтобы муж и жена любили друг друга, заботились с нежностью об устройстве и воспитании своих детей, но надо, чтобы все это происходило не по одному естественному влечению, не по одному рассудку, и ещё менее — по рассчету и честолюбию, а по Божьей воле, поставившей их в эти условия жизни. Действовать по естественному влечению, значит действовать по-человечески; действовать по разуму, значит действовать по-философски; а действовать по воле Божьей, значит действовать по-христиански.

Но так ли поступаем мы?

Спаситель и Его помощь

«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (ст.7).

Сотник молил Господа об исцелении своего слуги, и ему тотчас обещана помощь. В то время в Капернауме, конечно, было много и других больных, однако же они не были исцелены.

Иисус Христос помогал там, где Он мог. Так и ныне.

1. Иисус Христос не может помочь.

Если препятствуют врачебным действиям, то врач не может вылечить даже легко излечимых болезней. Так и Иисус Христос не может оказать помощь многим людям. Каким?

а) Ленивым и беспечным в спасении своей души. Кто по беспечности и равнодушию не внимал учению Иисуса Христа, тот не получал от Него никакого научения, ободрения и утешения. Кто в телесных и духовных нуждах не обращался к Нему, тот не получал от Него исцеления. Он не мог помогать тем, которые не хотели Его помощи.

Если мы ленивы ходить в церковь, молиться, каяться, то Иисус Христос не может помочь также и нам.

б) Тем, которые привязываются только к внешности. Иисус Христос сказал о сотнике: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (ст.10–12). Почему так? Иудеи довольствовались только внешностью, плотским происхождением от Авраама; поэтому они остались вне царствия и не вошли в христианское святилище.

И для нас христиан крещение не должно быть одним только внешним омовением; миропомазание не должно быть одним только внешним знаком; при причащении недостаточно одного только коленопреклонения и согбения рук. Влагодать Божия должна проникать в душу и освящать нашу жизнь.

в) Тем, которые хотят сами себе помочь. Сотник не получил бы помощи, если бы искал ее в себе.

Так и мы не можем жить истинной жизнью без учения и благодатных средств Спасителя. Без Его помощи мы не в состоянии противиться искушениям. Только посредством деятельного усвоения искупительных заслуг Христовых мы освобождаемся от греха.

2. Иисус Христос может помочь, если мы обращаемся к Нему с молитвой, верой и смирением.

а) С молитвой. Сотник приступил к Иисусу Христу с мольбой. Где нет молитвы, там нет ни потребности, ни восприимчивости. С молитвой должно разверзаться и сердце для получения помощи. Как нужно молиться в телесных и духовных страданиях?

б) С верой. Как крепка была вера сотника! Тут помощь была возможна. Неверие служит виной тому, что в мире так много бедствий и недовольства.

Кто верует, что Бог посылает жатву, тот доволен всякой жатвой. Тот терпелив, кто верует, что страдания приходят от Бога.

Тот получает помощь во всех духовных нуждах, кто верует, что священник может властью Божией прощать грехи и что Христос присутствует в таинстве причащения.

в) Со смирением. Как велико было смирение сотника! Если мы хотим получить помощь в телесных нуждах, отпущение во грехах, укрепление в добре, то должны смиряться.

Христианин должен быть свободен от предрассудков

Что заключает в себе мысль: я подвластный человек (ст.9)?

1. Я имею жребий в общем наследии заблуждений, недостатков и греха.

2. Но также — в мудрости и силе, в высоте и превосходстве, до которых может достигнуть человек.

«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (ст.10)!

Здесь, обращая внимание на то, что Иисус Христос хвалит перед всеми веру сотника, хотя он был язычник, и желает помочь ему в нужде, хотя он не принадлежал к числу израильтян, — проповедник может говорить о том, что —

1. Что значит быть свободным от предрассудков?

а) Принимать истину, от кого бы она ни исходила.

б) Ценить добро, в чем бы оно ни проявлялось.

в) Быть готовым на помочь всякому, кто бы он ни был.

2. Почему это составляет

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн