Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

в отношении веры стоит неизмеримо выше этого низменного взгляда и своим добрым сердцем проникает в самую тайну Божьего домостроительства. Очевидно, это славный начаток, приносимый от языческого мира к вратам новоосновываемого Царства Божьего на земле, и этому начатку предстоит великая будущность. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.8:11).

До сих пор иудеи считали Царство Небесное своим исключительным достоянием, принадлежавшим им, так сказать, по праву самого родства — в качестве избраннейших и возлюбленных чад Божьих. Их раввины любили предаваться на этот счет самым фантастическим мечтаниям, обнаруживающим все самодовольство и национальную гордыню этого народа. В своих проповедях в синагогах и школах они самодовольно разглагольствовали о том, как «Бог в будущем мире устроит для иудеев торжественный пир, который только издали увидят язычники и будут сгорать и терзаться от стыда своей отверженности.» Чтобы рассеять это нелепое самомнение национальной исключительности оказалось недостаточным даже проповеди Иоанна Крестителя, который некогда, изобличая эту тщету плотского упования на родство с Авраамом, как на непременное условие наследования царства небесного, с пророческой образностью говорил, что Бог может и из камней пустыни создать новых чад Аврааму. И вот теперь действительно Господь создавал этих чад из камней пустыни языческого мира, и первый начаток этого нового творения и стоял перед лицом самого Мессии — Христа в лице римского сотника. Не подвергая смирение благочестивого язычника дальнейшему испытанию, Христос подтвердил его веру чудесным проявлением Своего всемогущества. Не переступая порога его дома, Он сказал ему, как бы повторяя его собственное рассуждение о силе слова: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел, как прибавляет евангелист, слуга его в тот час.»

Два важных урока заключаются в евангельском повествовании об обстоятельствах этого чудесного события. Первый из них касается самой сущности и основы духовной жизни человека. Мы ясно видим здесь, что собственно в римском сотнике возбудило восторг удивления со стороны Христа-Спасителя. Сотник отличался редкой гуманностью, нежным сочувствием к страданиям своих ближних, в число которых он вводил и презираемых древностью рабов, наконец, необычайным смирением, побуждавшим его уже у самого порога своего дома встречать божественного своего Посетителя заявлениями о своем недостоинстве, хотя даже иудейские старейшины говорили о нем, что он «достоин» посещения и помощи. Писатель нашего времени, кичащийся своим гуманизмом, конечно, прежде всего, обратил бы внимание на эту сторону дела и стал бы прославлять римского сотника за его редкую гуманность и связанные с ней свойства. Но Христос показал, что не в этом сущность и основа духовной жизни человека. Гуманность, любовь к ближним, смирение — все это лишь плоды духовной жизни, а сущность ее заключается в вере, которая и есть источник всех добродетелей.

Только на почве искренней и глубокой веры могут процветать истинные христианские добродетели, и напрасны все усилия философствующих моралистов нашего времени доказать, что человек может быть нравственно совершенным и добродетельным и помимо веры. Все добродетели невера — лишь обманчивый пустоцвет на бесплодном дереве, и рано или поздно они обнаруживают свою призрачность, как это неоднократно уже и доказывалось историей и постоянно доказывает окружающая жизнь.

Только истинная и глубокая вера, постоянно имеющая перед своим сознанием недремлющий Божий Промысел, премудро устраивающий все отношения в жизни и по достоинству оценивающий не только все дела, но даже и все движения человеческого сердца, и способна оплодотворять в душе человека лежащие в ней семена добра и правды, которые, напротив, под влиянием холодного неверия глохнут и засыхают, или дают только обманчивый пустоцвет и вялый, бесвкусный плод.

Вера есть именно тот светоч, который приводит человека к вратам Царства Божьего, за пределами которого тьма, плач и скрежет зубов. Она же и открывает перед нами эти врата, именно врата Церкви, в которую мы входим через крещение. Но вместе с тем связывается и другой, не менее важный урок. Войдя в Царство Божье или в недра Святой Церкви, мы не должны держаться того чисто иудейского воззрения, что этим уже сделано все, мы навсегда очишены от грехов и нам обеспечено лоно Авраамово в загробном мире. Нет, если мы не будем поддерживать в себе светильника веры и не будем оправдывать предоставленной нам через искупительние заслуги Христа Спасителя высокой чести быть сынами Царства Его, то и над нами сбудется пророчество Господа нашего Иисуса Христа, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном,» а мы » сыны Царства» — извержены будем во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов, безнадежное отчаяние и заслуженное терзание при сознании того, что нам дано было так много духовных преимуществ и даров благодати, и мы не только не воспользовались ими, но даже оказались недостойными их.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 4-ю Неделю по Троице

Филарета, митр. Московского. Сочинения, т. I.Слова и речи М. 1873 г. т. 1, стр. 9.

Филарета, арх. Черниговского. Слова и беседы, частъ IV, стр. 82.

Леонтия, митр. Московского. Слова и речи. 1888 т. I.

Димитрия, архиеп. Херсонского. Полное собрание соч. М. 1890 г. т. III, стр. 159, 167.

Николая, еп. Тамбовского и Шацкого. Слова и речи. 1872.

Сергиева, Иоанна прот. Полное собрание соч. т. II 346, 350, 353, 358.

Смирнова, П. прот. Слова и речи. 1887 г. т. II.

Белоцветова, Алексея, прот. Круг поучений на все воскресные и праздничные дни. Владимир. 1880 г. стр. 50.

Шумов, Петр, свящ. Сборник общепонятных поучений на все воскресные и праздничые дни. М. 1888 г. стр. 120.

5-я Неделя по Троице

I. Евангельское Чтение. Зачало (28): от Матфея 8:28–34; 9:1

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении пятой недели, передающем историю о чудесном исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской,[297 — В сказаниях Евангелистов (Марк. 5:1-20. Лук. 8:26–39) об этом чуде встречаются некоторые разности. Святой Матфей говорит об исцелении двух бесноватых, между тем как другие называют только одного, потому без сомнения, что этот один был в особенно сильной степени подвержен мучению злых духов. Кроме того, Евангелист Матфей называет место события страной Гергесинской, а Марк и Лука — Гадаринской. Но это не противоречие: Гадара и Гергесса (I. Нав. 24:11; Втор. 7:1) были два сопредельные между собой города, в следствие чего страна эта называлась, то гергесинской, то гадаринской. Жители, населявшие этот край, состояли большей частью из язычников, — этим объясняется, почему у гергесинских иудеев могли быть животные (свиньи), запрещенные законом Моисеевым.] изображается величие человеческих бедствий.

1. Оно открывается:

а) в мучительном чувстве временных страданий, испытываемых грешником (ст.28);

б) в тягостном беспокойстве его о грядущем дне Божьего суда (ст.29).

2. Оно уничтожается только Иисусом Христом, Который благодатью своей искупляет от всякого зла (ст.30–32):

а) телесного и

б) духовного.

3. Несмотря на это, многие, однако, не хотят пользоваться искупительными заслугами Спасителя:

а) они слышат о возвещаемой им власти и благости Иисуса Христа (ст.34); Но

б) не хотят пользоваться возвещаемым им спасением (ст.33);

в) следствием этого бывает то, что Спаситель оставляет их и идет к своим, которые приемлют Его («в Свой город» 9:1).

Частные темы, предлагаемые этим зачалом для гомилетической разработки, весьма немногочисленны. Некоторые из проповедников, сравнивая бесноватых с пьяными, говорят о пьянстве. Гораздо с большей назидательностью и богатыми нравственными применениями можно рассматривать отношение гергесинских жителей к Иисусу Христу. Здесь ст. 34 дает повод говорить проповеднику о том, что невежество есть источник неверия; что корыстолюбие ослепляет духовные очи и ожесточает сердце; что Господь всегда близ, но мы не всегда принимаем Его посещение, или о том, как несчастные люди, неразумеющие времени Божьего посещения и т. п. Со своей стороны предлагаем следующие темы с планами для проповедей:

О существовании злых духов

«Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов» (ст.28).

а) Вольнодумцы не верят в бытие злых духов и в их влияние на человека. Они говорят: «ни мы, ни наши знакомые никогда не видали дьявола и не испытывали его влияния.»

Но он есть дух и действует невидимо, духовно и проч.

б) «Бог есть всеблагий Отец. Он конечно не допустит, чтобы злые духи мучили нас и вредили нам.» Действительно, Бог — всеблагий Отец. Но злые люди всякого рода, как и падшие ангелы, имеют свободную волю и могут делать всевозможные злодеяния. A свободный человек может или противиться или уступать внушениям и нападениям злых духов.

в) «Иисус Христос разрушил власть диавола; христианам вредить он не можетПравда, истинным христианам, диавол, при всем своем влиянии, вредить не может; даже христианское дитя, с помощью христианских средств может прогонять от себя злого духа, но власть его еще не уничтожена окончательно, а только ослаблена (Ефес. 2:2[298 — в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.]).

О существовании злых духов.

В этом мы убеждаемся.

1. Из Божественного Откровения. Много доказательств о существовании и действии злых духов мы могли бы привести из Божественного Откровения, из Священного писания и предания: но ограничимся только главными.

а) Свидетельства ветхого завета. Грехопадение наших прародителей совершилось по влиянию злого духа, при их согласии и по Божьему допущению, и из-за этого весь род человеческий подвергся всевозможным бедствиям. Искуситель был одним из многих падших ангелов. Каждая почти книга Ветхого Завета говорит о диаволе, о злых духах. Как весь языческий, так и весь иудейский мир до Иисуса Христа веровал во влияние диавола.

б) Свидетельства Нового Завета. Иисус Христос пришел для разрушения дел диавола. История искушения Спасителя в пустыне. Бесноватые в нынешнем евангелии. Иуда предатель.

Апостол Петр сказал Анании: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать?» (Деян. 5:3[299 — Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн