Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?])? Он же пишет: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

в) Свидетельства Священного Предания. Все отцы и учителя Церкви, вероучение всех христиан единогласно говорят: «есть царство сатаны, есть падшие ангелы. Они не только люты сами по себе, но и исполнены ненависти к Богу и людям. Они стараются вредить душе и телу человека, но истинный христианин может им противиться и проч.»

г) Свидетельства из церковной практики. Различные молитвы и заклинания, напр., при освящении воды, при крещении и т. д.

Только люди, отвергающие личного Бога, отвергают и бытие диавола. Кто верует в Бога и в Божественное откровение, тот верует также и в существование злых духов.

2. Из человеческого опыта.

Бывают у иных людей такие душевные настроения, которые могут быть объяснены только действием злой силы. Вот опытные доказательства.

а) Бывали уже люди, которые совершали убийства, учиняли клятвопреступление, с невозмутимым хладнокровием, как бы делали что-либо совершенно безразличное. Они не думали о последствиях, но, по совершении преступления, чувствовали тотчас полное отвращение к нему. Кто ослепил их душу, как не диавол?!

Многие из таких злодеев сознавались перед судом и говорили правду, что какая-то тайная сила влекла их руку, внушала им: «сделай это! соверши то!»

Кто впал во грех и не сопротивляется известным страстям, тот действительно подпадает под власть злого духа и теряет господство над самим собой.

б) Встречались уже мужья, которые, имея прекрасных благовоспитанных, достойных уважения и любви жен, предпочитали им других бесчестных и безобразных женщин. Это было уже не человеческое влечение, а диавольское. Точно также бывает с сребролюбием, мстительностью и т. д.

в) Самые лучшие из людей чувствовали уже влияние злого духа. Они хотели усердно молиться, но их развлекала мысль о хозяйстве, о занятиях, радостях и удовольствиях, или им представлялись отвратительные, греховные образы.

Откуда у многих возникают богохульные мысли перед Святым причащением?!

Заключение. Мы должны верить в существование злых духов! Будем сопротивляться им и с Божьей помощью побеждать их!

Ο чудесах Иисуса Христа

Чудо, о котором говорится в дневном Евангелии, дает нам повод говорить о чудесах Иисуса Христа.

1. Их возможность.

В наш век неверия возможность чудес сильно оспаривается. Чудо, говорят, было бы нарушением или уничтожением законов природы. Но эти законы даны Самим Богом, следовательно, Он не может разрушать их и т. д. Что скажем мы на это?

а) Бог есть Бог живой и свободный. Разве Он может оставаться в бездействии, когда живет природа и действует человек?

б) Он есть Бог любвеобильный и благой. Так мы представляем Его себе, и молим Его об удалении бедствий и т. д. Если это совершается, то происходит чудо.

в) В природе ежедневно совершаются Богом тысячи чудес. Земная влага обращается в виноградной лозе в вино, хлеб на нивах умножается и т. д. Собственно, так называемые чудеса отличаются от этих только тем, что совершаются на короткое время и на известном пространстве. Если возможны чудеса продолжительные или постоянные, то возможны также и мгновенные.

г) Иисус Христос не уничтожал естественных законов, а только изменял время их осуществления. Волны, воздвигнутые бурей улегались мгновеннее. Смоковница засохла скорее и т. д. Только внешность вещей чудесно изменялась, но божественный порядок оставался нерушимым.

д) Иисус Христос часто восстанавливал первоначальный, предуказанный Богом порядок. Бог сотворил человека без болезни и смерти; диавол и грехи внесли их в мир. Иисус Христос, удаляя болезнь и смерть, только восстанавливал таким образом изначальный порядок.

2. Их действительность.

Чудеса Иисуса Христа были действительно.

а) Иудеи видели их. Они совершались публично перед всем народом. Исцеление слепорожденного было тщательно исследовано. Воскресение Лазаря обратило тысячи людей к вере и ускорило предание Спасителя на смерть. Самые ожесточенные враги — фарисеи не могли ничего сказать, как только то, что Он «изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мат.9:34)и проч.

б) Язычники римского царства не отвергали чудес. Они умерщвляли христиан, но не опровергали их. Они хотели унизить уважение к Иисусу Христу тем, что приписывали подобные же чудеса Аполлонию Тианскому, жившему за 200 лет до того, чудесам которого, впрочем, никто не верил.

в) Христиане веровали чудесам. Учение Иисуса Христа требовало тяжких жертв для веры и нравственности. Если бы божественность этого учения не была засвидетельствована, то исповедники его не положили бы своей жизни за него. Без Христовых чудес мученичество, возрастание и распространение Церкви было бы величайшим и непостижимейшим чудом.

3. Их доказательность.

Непоколебимейшие доказательства истинности и божественности Христова учения заключаются, конечно, в нем самом, в его спасительном влиянии на жизнь людей и народов. Но и чудеса также служат несомненным доказательством истины Евангелия.

а) Кто творит чудеса, с тем — Бог. Бог по выражению слепорожденного, грешников не послушает. Что говорит Чудотворец, то истинно. Если пророк, апостол совершает чудеса; если чудо происходит от мощей святых угодников — то мы имеем перед собой истинного пророка, апостола и мощи святого. Иисус Христос совершал чудеса и говорил, что Он сын Божий, следовательно, Он действительно был им.

б) Чудеса Христа суть дела божественные. Бог правосуден, — и Христос проклял бесплодную смоковницу. Бог милосерд, — и Спаситель прощал грехи и затем чудесно исцелял. Бог в высшей степени благ, поэтому Спаситель врачевал больных и т. д.

Таким образом, в чудесах открывались действия Божьей десницы.

в) Чудеса Иисуса Христа совершенно соответствовали Его учению и были необходимым его дополнением. Христос учил, что Он пришел разрушить власть диавола, — и изгонял бесов. Он учил, что Он свет мира, — и отверзал зрение слепым. Он проповедовал, что Он есть жизнь, — и воскрешал мертвых. Так было со всеми чудесами Спасителя.

О человеческих страданиях

«Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые» (ст.28).

Невыразимо несчастны были эти бесноватые: «вышедшие из гробов,» следовательно, не имели общения с людьми, «весьма свирепые,» терзаемые своими злыми мучителями (ср. Лук. 8:26–29;[300 — И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.] Мар. 5:3–5[301 — он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;]). Мир и доныне еще полон страданиями. Мало теперь, слава Богу, бесноватых: но довольно и ныне всякого рода страждущих и недугующих.

1. От кого происходят страдания и к чему они служат.

а) Страдания посылаются от Бога, или допускаются Богом, или не отвращаются Им. Исследуем подробнее это троякое различие. Тогда мы будем иметь ответ на первую часть вопроса: от кого происходят страдания?

а. Многие страдания прямо посылаются Богом. Бог посылает болезни, опустошения градом и молнией, смерть и разлуку, или недопускает нам избежать многих бед. «Все от Бога.»

b. Многие страдания допускаются Богом. Примеры этого — честолюбец, или корыстолюбец испытывает неудачу; человек расточительный становится бедным; празднолюбец и пьяница презирается; преступник открыт и наказан: то Бог попускает такие страдания.

с. Многие страдания не отвращаются Богом. Бог неоднократно уже предотвращал многие страдания, которые люди хотели причинить другим; удалял препятствия, удерживал удар, даже творил чудеса. Но Он также не отвращал и ныне еще не отвращает многих клевет, лжи, оскорблений, потери собственности, клятвопреступления, прелюбодеяния, смертоубийства и проч., потому что человек имеет свободную волю.

б) Страдания служат: к наказанию, или исправлению, или назиданию ближнего.

а. К наказанию. Мы бываем беспечны в деле нашего спасения и спрашиваем часто с легкомыслием: «Чем я заслужил то или другое несчастье?» Все мы — грешники, часто оскорбляем Бога грехами, а каждый грех должен быть наказан.

b. К исправлению и усовершенствованию. Люди добрые большей частью подвергаются поношениям, оскорблениям и преследованиям. В их жилищах нередко живет несчастье и плач, многое им не удается. Почему? Бог хочет, чтобы они были еще лучше, хочет вести их путем креста, терпения, смирения, упования, чтобы они достигали высшего совершенства.

с. К назиданию ближнего. При взгляде на слепого, глухонемого, изувеченного, гонимого, несчастного — в нас возбуждается сострадание; мы заботимся о подании помощи, живее сознаем наше собственное счастье и усерднее благодарим за него Бога.

2. Как мы должны переносить их, чем смягчать их и уменьшать?

а) Страдания всякого рода мы должны переносить со смирением и терпением.

а. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6[302 — Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.]). Иов: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). Подумай, христианин, об этих словах, если терпишь потерю!

b. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10:13[303 — Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.]). Размысли об этом, христианин, если скорби, несчастья, болезни отягчают тебя!

с. «Раб не больше господина своего» (Иоан. 15:20[304 — Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.]). Помни это, христианин, если ты подвергаешься оскорблениям, преследованиям, клевете!

d. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12[305 — Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.]). «Аще со Христом страждем, с Ним и прославимся» (Рим. 8:17). Незабывай этого, христианин! После терпеливо перенесенных страданий следуют небесные радости!

б) Мы смягчаем и уменьшаем меру страданий, если внимательно обдумаем, взвесим и верим:

а. Что страдания служат для нас праведным наказанием или спасительным исправлением.

b. Что Иисус Христос предшествует нам в страданиях.

с. Что Иисус Христос имеет к нам сострадание. Всякое сострадание утешает и облегчает, в особенности сострадание Спасителя.

d. Что страдания, перенесенные с терпением, ведут к небу.

Явление странное, но оно нередко повторяется и между нами

«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (ст.34).

Иисус Христос исцеляет двух бесноватых, весьма свирепых, изгнав из них бесов. И вот «весь город вышел навстречу Иисусу» — не для благодарности, что Он исцелил бесноватых, не давших покою всей стране (ср. выше Лук. 8:26–29), не для выражения благоговейных

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн