Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

чувств перед великим Чудотворцем, но с просьбой, «чтобы Он отошел от пределов их.»

1. Как объяснить поступок Гергесян?

а) Святой Лука, повествуя об этом чуде, замечает, что они потому молили Господа удалиться от них, «потому что они объяты были великим страхом» (8:37[306 — И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.]). Действительно, где являются Божьи величие и сила, там человек не может не ощущать страха в сердце. Но этот страх бывает двух родов: один приятен и угоден Богу (Притч. 1:7[307 — Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.]); другой неприятен и недостоин Бога (Псал. 13:5[308 — Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.]); первый происходит в сердце человека от глубокого сознания его недостоинства перед Богом и есть плод веры; второй — происходит от малодушия (Причт. 28:1[309 — Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.]) и есть следствие неверия; пример первого представляет Апостол Петр. (Лук. 5:8[310 — Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.]), пример второго — жители Гергесинской страны.

б) Что же устрашило Гергесян.

Не страх веры, в котором выражается любовь к устрашающему нас силой и величием Божьим, но страх неверия и невежества, вследствие которого они стараются, как можно скорее, удалить от себя устрашивший предмет. Гергесяне, как видно, так предались обыкновенным своим заботам, что вовсе не думали о своем духовном просвещении и спасении.

Чудо, соединенное с вещественной для них потерей, возбуждало в них опасение, что в присутствии такого лица никто не мог считать себя безопасным. Не имея в себе желания и потребностей истинной веры, они не заботились узнать — Кто этот Чудотворец и с какой целью посетил их? и потому «просили, чтобы Он отошел от пределов их.»

2. Как поступок Гергесян, хотя не так явно, повторяется между нами?

а) Мы так иногда привыкаем к жизни плотской и чувственной, что делаемся совершенно равнодушными ко всему, не касающемуся наших вещественных нужд. В этом состоянии мы думаем только о том: «что нам есть? или что пить?» (Мф. 6:31[311 — Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?]), а не о том, «что … делать, чтобы наследовать жизнь вечную» (Мар. 10:17[312 — Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?]).

б) Для пробуждения нашей души от такого усыпления Господь сам посещает нас и совершает над нами, или перед нами чудеса своего всемогущества.

в) Во всех этих случаях мы нередко встречаем посещение Господа также, как и Гергесяне. Трепет объемлет наши сердца, но в этом трепете нет истинного страха Божьего. Нам тяжело в присутствии Господа, потому что это или мешает нашей обычной беспечности, или заставляет нас изменить заведенный порядок греховной жизни. Посему мы не желаем, чтобы посещение Господа продолжалось и, не испытав цели Его пришествия, молим, «чтобы Он отошел от пределов их.»

г) Следствием такого нашего отношения к Иисусу Христу бывает то же самое, что и с Гергесинскими жителями. Спаситель, по замечанию Евангелиста, услышав просьбу Гергесян об удалении, «переправился обратно и прибыл в Свой город» (гл. 9:1). Он оставляет нас и идет к своим, которые приемлют Его.

Мрак духовного невежества

«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.»

Такую встречу оказывают Иисусу Христу жители гергесинского града! Встреча, по-видимому, торжественная («весь город»), но на самом деле печальная («чтобы Он отошел…») Видно, что Гергесяне не уразумели спасительного для них Божьего посещения: над ними тяготел мрак. Мрак духовного невежества.

1. В чем это невежество обнаруживается?

а) В непонимании духовных нужд, выходящих из круга обыденных житейских потребностей. В пределах Гергесян воссиял великий свет, явился Христос и своим чудом показал: кто Он и как нужно Его встретить; им возвещают об этом другие (ст.33[313 — Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.]); сами, наконец, увидели исцеленного бесноватого (ср. Лук. 8:39[314 — возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.]) и могли убедиться в истине, но они не поняли всей важности этого события.

б) В нежелании знать ничего другого, кроме того, что относится к обыденному образу жизни.

Чудо Спасителя должно было вывести гергесинских жителей из этой мертвой тишины и греховной беспечности; но их духовное невежество не желает этого, не смотря даже на чудеса; оно страшится света и старается скорее закрыть глаза от его благодетельных лучей.

Так поступил некогда Феликс (Деян. 24:25[315 — И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.]). Так поступают и теперь многие из христиан, которые не хотят знать здравого Евангельского учения, не могут сносить живого и действенного Божьего слова, и если, против воли, бывают тронуты им, то стараются скорее изгладить всякий след этого впечатления.

Но не так поступают истинные христиане, жаждущие духовного просвещения (Лук. 24:29;[316 — Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.] Иоан. 4:40[317 — И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.]).

2. От чего происходит?

а) Ο т излишнего и безумного пристрастия к земному вообще и

б) От корыстолюбия в особенности. Потеря имущества (стада свиней), хотя и чудесная, не вразумила, а ожесточила и как бы раздвоила сердца жителей Гергеса: с одной стороны, они не могли не видеть здесь явной, сверхъестественной силы, но с другой, — жалость о понесенной потере закрывает их духовные очи от надлежащего уразумения истины.

Не корыстолюбие ли и ныне служит корнем и пищей духовного невежества о единственно необходимом? Не оно ли отвращает наш слух и очи, чтобы, видя, не видеть и, слыша, не слышать глаголов вечной истины? Если для кого это и так, то именно для корыстолюбцев Евангельская истина — жестокое слово. «Иуда всякий день находился при Том, Кто не имел где главы подклонити; и всякий день слышал от Него, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни богатых одежд: однако ж не предохранил себя от корыстолюбия,»[318 — Святой Иоанн Златоуст, бесед. XI на Евангелие от Матфея.] и потому отвергся Иисуса Христа.

3. Чем оно сопровождается?

а) Удалением света, просвещающего всякого человека: «переправился обратно и прибыл в Свой город.» Мы не видим из Евангелия, чтобы Иисус Христос посетил в другой раз страну Гергесинскую.

б) Еще более глубоким мраком (Мф. 23:37–38;[319 — Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.] Лук. 18:41[320 — чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.]).

Действие дьявола в чадах неверия

«Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые.»

Многие не веруют в бытие злых духов, но нынешнее Евангелие неопровержимо доказывает эту истину; а в другом месте прямо говорится, что дьявол и ныне еще действует в чадах неверия (Ефес. 2:2[321 — в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.]).

1. Как далеко простирается это действие?

а) Не только тайно — в сердце людей неверующих:

а. в их высокомерии,

b. в постыдных мыслях (Иоан. 13:2[322 — И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его.]),

с. в ожесточении сердца (2 Кор. 4:4[323 — для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.]).

6) Но и явно:

а. в срамных словах и речах (Ефес. 5:4[324 — Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение.]);

b. в богомерзких делах и поступках (Гал. 5:19[325 — Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство.]).

2. Как оно может быть разрушено? (Ис. 49:24–25[326 — Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу.]).

а) Это зависит по преимуществу от Бога (Евр. 2:14[327 — А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.]);

а. для этого не нужно чудес, какие совершались прежде над бесноватыми (Марк. 1:25–26[328 — Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.]);

b. тут требуется крещение, слово Божие (Ефес. 6:11[329 — Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских.]).

б) Впрочем, и человек должен в этом случае делать свое дело:

а. не противиться действию силы Божией (Деян. 26:18[330 — открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными.]);

b. взяться за оружие для сопротивления диаволу (Иак. 4:7[331 — Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.]).

с. Это происходит вследствие истинного и чистосердечного обращения к Богу. Молиться от сердца (Мф. 17:21[332 — сей же род изгоняется только молитвою и постом.]). Отложить дела тьмы (Рим. 13:12[333 — Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.]).

Несчастное ослепление многих людей при очевидной истине

«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город

Гергесяне в своем отношении к Иисусу Христу — истинному Свету, просвещающему всякого человека, представляют нам замечательный пример нравственной слепоты при очевидной истине.

Мы живем во времена Евангельского света, и однако ж еще многие ходят во мраке (Ефес. 4:18;[334 — будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.] 1 Кор. 2:14;[335 — Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн