не довольствовались одним устным исповеданием Иисуса Христа?
с. Честность. Каким именем называем мы тех, которые в своих частных занятиях, или в своей должности и т. д., боятся всякого труда и усилия, не приносят никакой жертвы?
б) Что может поколебать твердость нашей веры?
а. Новое учение в книге, или из уст учителя, быть может даровитого, но неправославномыслящего. В таких случаях легко колеблется наша вера, если мы забываем слова писания: «все испытывайте» и проч. (1 Фесс. 5:20–21[22 — Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь.]).
b. Корыстолюбие. Ради веры мы должны отказываться от земных благ и выгод. Но какое должно быть для нас высшее благо?
с. Ложное честолюбие. Ради веры могуть подвергаться насмешкам и издевательствам, ненависти и презрению. Но кто единственно заслуживает чести и уважения?
3. Вера должна быть живая и деятельная.
Мы обязаны исповедывать нашу веру и словами и делами. Здоровый корень производит ствол, ветви, плоды и т. д.
а) Κто требует этого?
а. Иисус Христос и Апостолы. «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное» (след., имеющий мертвую веру) и т. д. (Мф. 7:21). «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Вера» должна быть «действующая любовью(Гал. 5:6). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
b. Честь и совесть. Какое безчестное и для совести мучительное противоречие, когда поступают не так, как веруют? Кто хочет нераскаянно пребывать во грехе, тот должен публично отречься веры и выйти из общения с Церковью.
с. Любовь к ближним. Если кто-либо называет себя православным, а живет вовсе не по-православному, то его подчиненные, слуги, дети и проч. будут соблазняться. Греховной жизнью язычника никто не соблазняется. Но если выражают свою веру в благочестивых поступках и речах, то назидают и исправляют многих!
б) Приложение, примеры.
а. Ты веруешь во Святую Троицу; поступай так, как веруешь. Твори на себе крестное знамение, молись Отцу небесному, соблюдай свято праздники, установленные в честь Его Сына, следуй внушениям Святого Духа и т. д.
b. Ты веруешь в Святые Таинства: ходи охотно к богослужению, к Святому причащению, к исповеди; приготовляй себя целомудренной и честной жизнью к таинству брака; не отказывайся на смертном одре от елеосвящения и т. д.
с. Ты веруешь в богоучрежденность иерархии: почитай священника, не оскорбляй и не уничижай его и т. д.
в) Ты веруешь в достоинство человека: не унижай самого себя, не презирай низших, не соблазняй немощных и проч.
Заключение. Такова должна быть наша вера, если и мы подобно празднуемым ныне святым, желаем достигнуть спасения, творить правду, получить обетования и т. д.
Христианская вера вселяет в своих проповедников геройский дух благочестия
«Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» и т. д. (ст.37).
Изумительны были подвиги этих праведников. Как они терпели, страдали, умирали!
Но что заставляло их так терпеть, страдать, умирать? Какая это была сила, которая вселяла в них это неустрашимое мужество, этот истинно геройский дух! Этой силой была — «вера» (ст.33).
Христианская вера вселяет в своих проповедников геройский дух благочестия.
1. Непоколебимо-твердое убеждение.
Геройский дух благочестия основывается на непоколебимо-твердом убеждении в истинах веры.
Никто не сражается с самоотвержением за дело, в сущности и достоинстве которого не уверен или сомневается.
Истинно и непреложно должно быть то, за что хотят жертвовать жизнью.
Так истинна, несомненна, непреложна вера христиан.
а) Истины, учения и обетования христианства основаны «не на мудрости человеческой, но в силе Божией» (1 Кор. 2:4–5[23 — И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.]), происходят не от разума человеческого, а от Бога, и основываются на божественном авторитете. Иисус Христос, Начальник и Совершитель Христианской веры, поступал с божественным полномочием; это Он Сам говорит (Иоан. 5:19–20;[24 — На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.] 30–32;[25 — Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.] 7:16–17[26 — исус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.]) и Его апостолы (2 Кор. 5:19;[27 — потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.] 1 Иоан. 1:1–2;[28 — О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам.] Евр. 1:2;[29 — в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.] 2:4[30 — при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?]).
Кто, следовательно, принимает Христианскую религию, как божественную, того вера непоколебимо тверда, защищена от сомнений и колебаний.
Только на такой вере может основываться геройский дух благочестия.
б) Посему христианская вера во все времена одушевляла своих исповедников неустрашимым духом мужества и самоотвержения.
Проникнутые убеждением в божественности своей веры, одушевляемые мыслью о Боге и Иисусе Христе, они не щадили никаких трудов, не страшились никаких препятствий, переносили все с геройским самоотвержением (Деян. 5:41–42;[31 — Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.] 2 Кор. 4:8-10;[32 — Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.] 6:4[33 — но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах.]).
И не только дух их укреплялся и одушевлялся мужеством, но и сердце; потому что христианская вера вселяет в своих исповедников —
2. Непобедимую любовь.
Любовь к Богу, обязанностям и добродетели.
Надежда на земную славу и честь может также воодушевлять людей неустрашимым духом мужества. Но эти блага — земные и преходящие, и дух, возбуждаемый ими, не есть дух благочестия.
Этот последний может быть только там, где любовь к Богу крепче всякой другой любви, могущественнее всякого другого желания.
Такова именно и есть любовь, насаждаемая и освящаемая христианской верой в сердце человеческом.
а) Она дает воле крепость и силу, которой ничто не может противиться; она служит источником неустрашимого мужества, которое остается неизменным при всех обстоятельствах, возрастает в опасностях, препобеждает самые трудные препятствия.
б) Для христианина, пламенеющего любовью к Богу, истина и долг, добродетель и спасение дороже всего на свете. Ради их он жертвует жизнью.
Но одушевляя своих исповедников к такой борьбе за истину, христианская вера вселяет в них также —
3. Неослабное упование на Бога, потому что она обещает им в этой борьбе Божью помощь и защиту. Кто мужественно сражается за земные интересы, тот стоит одиноко в мире, полагаясь только на свои силы без упования на Бога. Если даже другие люди и помогают ему, то их помощь слаба и бессильна.
Но кто подвизается за истину и добродетель, тот знает, что он не один, что с ним — Бог, сила Которого в немощи совершается. «А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» и т. д. (Ис. 40:31).
а) «И не бойтесь убивающих тело» воодушевлял Иисус Христос своих исповедников (Мф. 10:28[34 — И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.]). «Не бойся, малое стадо» (Лук. 12:32[35 — Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.]). «Волос с головы вашей не пропадет» (Лук. 21:17–19[36 — и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши.]).
Апостолы точно также ободряли Христиан обещанием божественной защиты и помощи: «страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:14–19[37 — Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.]).
б) Это упование на Божью помощь воодушевляет христианина геройским духом благочестия. Он говорит: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). «Кто отлучит нас от любви Божией?… Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:35–37[38 — Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.]).
Геройский дух подвижников благочестия еще более укрепляется тем, что Христианская вера обещает им —
4. Славную награду в будущей жизни.
Возвещая Своим ученикам печальную участь страдания и преследования, Иисус Христос обещает им за это великую награду.
а) «Блаженны вы, когда будут поносить» (Мф. 5:11). «Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4:13; Иоан. 1:12;[39 — А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.] Апок. 2:10[40 — Знаю твои дела, и скорбь, и