Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

дивного и великого Чудотворца-Пророка, даже если бы у них не оказалось достаточно религиозного смысла, чтобы признать в этом пришельце Мессию — Христа. К несчастью, гадаринцы были народ совсем иного настроения. Житейская суета как ржавчина изъела все их внутреннее существо, и они, всецело служа своему излюбленному господину — мамоне, уже не могли служить Христу, и поэтому не только не признали в Нем Сына Божьего, хотя даже сами бесы, властвовавшие в их стране, неистово исповедывали в Нем именно Сына Божьего, но с поразительным бездушием, хотя и с грубой настойчивостью, «просили, чтобы Он отошел от пределов их.» Им, очевидно, не было никакого дела до того, что к ним прибыл великий Избавитель, Который, освободив двоих из их соотечественников от рабства бесам, тем самым давал возможность и им надеяться на освобождение от одержавшего их рабства темным силам ада, воплотившимся в мамоне, они любили цепи своего рабства и потеряли самую способность ценить блага духовной свободы, так что во всяком случае свиньи были им дороже этих благ, потому что по крайней мере приносили им доход — своей щетиной и салом. До такой-то степени духовного огрубения может доходить человек, когда он, забывая свое истинное назначение, всецело отдает себя на служение мамоне!

И Христос, который Сам некогда учил — «не метать бисера перед свиньями,» не медлил более в этой негостеприимной и невосприимчивой к духовным благам стране. Не смотря на крайнее утомление, от которого Он собственно и искал отдохновения по восточную сторону озера, — утомление, усиленное еще только что выдержанной бурей, Он немедленно возвратился к Своей лодке, чтобы «переправиться обратно,» к берегам «Своего города» — Капернаума. Рассуждая по-человечески, не трудно представить, какой грустью должно было наполниться сердце Христа при виде такой страшной духовной бесчувственности и грубости гадаринцев. Но Христос был бесконечно милосерден и снисходителен к немощам человеческим, и смотря на них как на духовных слепцов, не ведавших, что творят, не лишил их окончательно благ Своего царства. Уже когда Он вошел в лодку, чтобы отправиться в обратный путь, к Нему подошел один из исцеленных Им бесноватых «и просил Его, чтобы быть с Ним,»[370 — Этот рассказ передают только святые Марк и Лука, которые вообще говорят только об одном бесноватом. Так как евангелист Матфей, рассказывающий об исцелении двух бесноватых, ничего не говорит об этой последней симпатичной черте, то не имеем ли мы здесь одного из тех чудовищных, но, тем не менее, не невероятных фактов, что действительно только один из исцеленных бесноватых и оценил всю силу дарованного ему блага духовной свободы от обуявшего его адского рабства? Если из десяти прокаженных только один возвратился возблагодарить своего Избавителя от ужасной телесной болезни, то нет ничего невероятного и в том предположении, что один только из двух бесноватых гадаринцев возблагодарил Его за свое исцеление от ужасного духовного недуга, а другой, быть может, присоединился к остальным своим соотечественникам и вместе с ними просил Христа, чтобы Он поскорее удалился от их прецелов… Увы, сердце человеческое способно к такой черной неблагодарности, что возможно даже и это предположение.] т. е, постоянно следовать за Ним и в качестве живого предмета великого чуда быть постоянным свидетелем о благости и всемогуществе Сына Божия. Но Христос не позволил ему этого.

С благовестием в другие страны будут посланы другие свидетели знамений и и чудес Мессии; а он пусть останется в своей собственной стране и будет постоянным живым носителем свидетельства о совершившемся над ним великом чуде среди своих грубых соотечественников, которые настолько духовно ослепли, что потеряли возможность видеть даже и такие знамения, которые своим осязательным величием поражали глаза. Только таким наглядным настоятельным свидетельством и можно пробудить чувствительность в огрубелой религиозной совести гадаринцев. «Иди домой, к своим, повелел ему Христос, и расскажи им, что сотворил с тобой Господь, и как помиловал тебя.» И исполненный глубокой благодарности, исцеленный гадаринец, по свидетельству святого Марка, «пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус» (Мар. 5:20).

«И все дивились,» — многозначительно прибавляет тот же евангелист. Хорошо еще, что у них достало восприимчивости хотя бы на простое удивление к великому чуду, если уже не на веру в него. Последующая история не сохранила никаких подробностей о том, насколько утвердилась там проповедь Евангелия. Но по всем признакам, семя благовестия пало там на каменистую почву и, если и взошло отчасти,[371 — Позже в Гадаре была даже епископская кафедра, о судьбе которой однако не имеется достаточных сведений.] то скоро же и засохло, и вся страна правратилась в пустыню, по которой завывает лишь ветер, напоминая о завываниях бесноватых, да среди развалин рыщут хищные шакалы или не менее их дикие и хищные бедуины. Пусть же судьба этой страны служит навсегда грозным предостережением о том, какая участь ожидает те народы, которые, отдавая себя всецело на служение мамоне, отталкивают от себя Христа, потому что им, как и древним гадаринцам, свиньи — в буквальном или переносном смысле — дороже всего на свете…

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 5-ю Неделю по Троице

Никанора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского сочинения. Спб. 1857. т. I, стр. 306.

Леонтия, митрополита Московского. Слова и речи.

Димитрия, архиепископа Херсонского. Полное собрание проповедей, т. III, стр. 171, 177.

Евсевия, арх. Могилевского. Проповеди, т. I, 1870 г.

Иоанна Сергиева (Кронштадтского) прот. Полное собрание поучений, т. II, 363, 367.

Белоцветова,Сборник поучений, стр. 55.

Шумова, свящ. Сборник общепонятных поучений. М. 1888 г. стр. 123.

Дьяченко.Ежеднев. поучения в Слове Божием, стр. 133.

Кременецкого, свящ. Глас пастыря.

6-я Неделя по Троице

I. Евангельское чтение. Зачало (29): от Матфея, 9:1–8

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении этой недели, Недели о Расслабленном предлагается утешительная истина об отпущении грехов. Здесь мы видим:

а) что Иисус Христос отпускает грехи всем тем, y которых Он находит истинную веру и искреннее раскаяние, соединенное с печалью о грехах (ст.2);

б) что такое отпущение грехов дарует Иисус Христос своей божественной властью (ст.3–5) и дарует всеобъемлюще, уничтожая все горестные следствия греха (ст.6–7);

в) что, удостоившись прощения грехов, надобно оставить прежний, расслабленный грехом, образ жизни (ст.7), и прославлять Отца небесного за Его благодать (ст.8), принося Ему плоды, достойные Его милости, и ежедневно возрастая в вере, любви и надежде (ср. Гал. 5:22;[372 — Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.] Иак. 2:17[373 — Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.]).

Всматриваясь, в частности, в каждый стих дневного Евангелия, проповедник может извлечь для себя темы:

Ст. 2. «О христианском попечении о больных.» «Чему духовно-больные могут поучиться от телесно-больных?» «Не должно злоупотреблять своим телом.»

Или (сравнивая болезнь расслабления с праздностью, говорят) «о праздности.»

Ст. 3–4. «У неверующего и слова худые, и мысли лукавые.» «Господь взирает на сердце.» «О подозрительности к ближнему, как тяжком грехе.» «О недоброжелательстве.»

Ст. 6. «Об условиях покаяния.»

Ст. 8: «О власти, данной Богом людям.» «О прославлении Бога за благодеяния, оказанные другим» и т. п.

Чему научают нас лица, упоминаемые в дневном Евангелии?

«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели» (ст.2).

После путешествия в Капернаум Иисус Христос возвратился во свой город — Назарет. Народ толпой следовал за Ним, чтобы послушать Его учения и видеть Его чудеса. Многие из книжников и фарисеев также пришли, чтобы подстеречь и найти случай обвинить Его перед народом. Тут принесен был к Нему расслабленный и взоры всех обратились теперь на него и на Иисуса. Что случилось, мы знаем. Посмотрим теперь на различных лиц, действующих в этой истории.

1. В расслабленном мы видим увещевателя и предостерегателя.

а) К чему увещевает нас расслабленный? Он увещевает нас высоко ценить здоровье и заботиться об его сохранении. Какое драгоценное благоздоровье? Как несчастным делает человека болезнь? Какие грехи преимущественно вредят здоровью? Почему оно расстраивается страстями?

Ах, юность этому не верит; но убеждается в этом тогда, когда становится уже слишком поздно! Наш расслабленный был одним из многих, которые теряют здоровье вследствие греха.[374 — Расслабленный (παραίλυτικός) разбитый параличем, след., болезнью, происходящей от «неодобрительного» поведения.]

б) От чего предостерегает он нас? От греха. С полным раскаянием лежал несчастный перед Господом. Он знал, что Иисус насквозь видел его, и ожидал от Него приговора. Народ слышал и узнал, что он был грешник «(«прощаются тебе грехи твои»).

Так, грех подрывает не одно только здоровье: он возбуждает угрызение совести, мучительное раскаяние, стыд и срам. Каждый грех — многосложное безумие, потому что он уже сам по себе пагубен и приводит ко многим пагубам.

2. В Иисусе Христе мы видим Избавителя и Утешителя.

а) Иисус Христос — приветлив и милосерд. Он не делает никакого упрека грешнику. Он встречает его даже словами чадо!

Не должны ли мы также дружелюбно обходиться с несчастными? Дружелюбие благодетельствует и возвышает достоинство благодеяния, поистине дает благодеянию его цену.

б) Иисус Христос оказывает великое благодеяние. Он делает больного здоровым. «И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой

Если мы имеем истинную веру в Спасителя и прибегаем к Нему с полным упованием, то Он помогает также и нам.

в) Иисус Христос прощает. Оскорбленный человек часто не хочет прощать. Как он сильно поэтому вредит самому себе?

Богочеловек прощает. Он отпустил грехи и установил таинство покаяния. Какое утешение!

г) Иисус Христос все знает. «Видя помышления их.» Не великое ли утешение для всех страждующих, что Иисус Христос — всеведущ, следовательно, знает также их страдания и имеет к ним сострадание!

3. В принесших расслабленного мы видим сострадательные души.

Святой Матфей кратко рассказывает историю о расслабленном. Он говорит только: «принесли к Нему расслабленного, положенного на постели.» Но Марк (2:3–5[375 — И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн