Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

твои.])и Лука (5:18–20[376 — вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.]) передают это событие подробнее и говорят, что четыре носильщика принесли расслабленного и что они, будучи не в состоянии принести его прямо к Иисусу, опустили его через кровлю дома к ногам Спасителя. Особый род устройства восточных домов! Таким образом, мы видим в принесших расслабленного сострадательных людей.

а) Они имели сострадание. Больной заслуживает этого. Они думали: «о если бы ему Иисус, великий Чудотворец, оказал помощь

Черствы наши сердца, если мы можем смотреть на больного без всякого сострадания. Сколь несчастным делает человека тяжелая болезнь!?

б) Они поступали с полной любовью. Принесли больного от его дома к Спасителю.

Что можем делать для больных «мы?» Посещать, утешать, молиться, идти к врачу, к священнику и т. д.

в) Они имели труд и принесли жертву. Делают лишний круг к задней части дома! Взбираются на плоскую кровлю. Осторожно опускают!

И мы также можем принести жертву для больных, бодрствуя при них и т. д.

4. В книжниках мы видим — злобные сердца! Некоторые из книжников негодовали и были разгневанны.

а) Они осуждали то, что Иисус Христос был так милосерд к грешнику. Но Спаситель должен был принимать грешников милосердно; ибо Он поистине ради них и пришел на землю! Они порицали, что Христос прощал грехи. Но кто творил такие чудеса, тот должен быть Сын Божий, и, как таковой, мог прощать грехи!

б) Они сопротивлялись Господу из греховных страстей. Страсть, как, напримар, гнев, зависть и т. д., делает человека совершенно слепым. Предрассудки всегда противятся истинному и здравому взгляду на вещи.

в) Так должен был Христос жить между злыми людьми и врагами. Они вознесли Его, наконец, на крест.

Будем утешатъся примером Господа, если и нас также окружают злые люди. Они, впрочем, не пригвоздят нас к крестному древу.

Христос невинно подвергался ненависти своих врагов. Но так ли с «нами?» Пусть вокруг все будут будут злы, лишь бы только «мы» поступали честно и благочестиво!

Страдания влекут нас от мира и греха к Богу

«Принесли к Нему расслабленного, положенного на постели» (ст.2).

К Господу принесли расслабленного, или сам расслабленный дозволяет принести себя к Господу. Расслабление — болезнь тяжкая и трудная. Это страдание вело к Иисусу больного, влекло его к Спасителю. Он достиг отпущения грехов и здоровья телесного. Больной исцелился от зла.

1. Страдания влекут.

а) От мира. Не нравится более пища и питье. Как много в другое время дорожат этим и как много делают услаждения ими?

В болезни не спрашивают более о чести, ранге и почете. A как много заботятся о чести, в другое время?

Земные блага не имеют более никакой прелести, особенно если терпят тяжкую боль; а как крепко привязываются к материальным благам и комфорту в другое время?

Не хотят более ничего слышать о мирских удовольствиях — например, при испытанном уже сраме; а как сильно предаются и как неистово гоняются за этими удовольствиями в иное время?

Вообще страдания разрывают те цепи, которые привязывают душу к миру. Человек, таким образом, имеет нужду в страданиях, и благо ему, если он уже прежде смерти расстается с миром!

б) От греха. Примеры: худой в иное время сын не будет грешить, когда мать лежит на одре болезни, и особенно не будет ее оскорблять.

Если гром потрясет небо, вор, нецеломудренный, мстительный, сворачивает со своего злого пути.

Поражает ли несчастье деревню или общество, люди дружески встречаются между собой и забывают долговременные ссоры и вражду.

Больной оставляет свой грех. Стыд удерживает его от греха, который мог бы теперь сопровождаться для него еще большим срамом.

Если бы только действие это было всегда продолжительно!

2. К Богу. Отвлекая от мира и греха, страдания влекут к Богу.

а) В покаянии. Наступает раскаяние, сначала, быть может, только естественное, но оно может сделаться сверхъестественным, как у блудного сына.

И когда в другое время делают столько добрых намерений и обещаний, как в страданиях?

Болезнь и сокрушение ведут к искренней исповеди перед Богом и священником.

В страданиях могут принести самое лучшее удовлетворение правде Божьей. A покаяние ведет к Богу, примиряет с Богом.

б) В молитве. В молитве обращаются к Богу. К сожалению, истинно молятся только тогда, когда угрожает несчастье, или приближается, или уже постигло. В иное время молитва бывает часто только в устах.

Когда ты в первый раз истинно молился?

Кто ты, если ты ни однажды не молился в страданиях? Кто ты, если после страданий не молишься более?

Грех делает человека несчастным

«Сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (ст.2).

Расслабленный принадлежал к числу тех, которые делаются больными и несчастными вследствие греха. Иисус сначала простил ему грехи, потом исцелил его. Нужно было прежде удалить причину, затем можно было уже уничтожить и действие причины. Этим Иисус Христос, показал, что — грех делает человека несчастным.

1. Телесно. Первые люди были счастливы, пока были добрыми и невинными.

Если израильтяне крепко держались Всевышнего, они наслаждались счастьем; если они отпадали от Бога, то впадали в бедствия. Так же и теперь.

а) Грех часто ведет к гражданским наказаниям. Что другое, как не грех наполняет многочисленные тюрьмы? Какие грехи преимущественно ведут в эти учреждения? Как несчастен человек без свободы?

Впрочем, не все грехи бывают открыты мирским правосудием. Никто не величается публичным осуждением! Сколь многие заслужили лишения свободы и еще свободны!

б) Грех часто ведет к бедности. Праздность, расточительность, мотовство, судебная тяжба делают бедным. Но бедность по собственной вине — великое мучение. Быть зависимым, лишаться привычных удовольствий, переносить упреки от совести и людей — какое мучение!

в) Грех ведет к расслаблению тела и к болезни. Что происходит часто от тягостной греховной печали, скупости, гнева, зависти, плотских удовольствий, невоздержания?

Болезненная жизнь — несчастная жизнь. Невинные болезни переносятся легко, болезни по собственной вине — тяжело.

г) К телесному безобразию. У иного грех написан в глазах, y другого на лбу, y иного на щеках. Иной влачит его на ногах, другой носит его на петле.

Добродетель производит приятное впечатление, а грех — отталкивающее.

д) К отвращению и убийственной скуке. Злая похоть, пробудившись однажды, требует большего и большего. Неудовлетворение ее сопровождается недовольством, пресыщение ею причиняет, напротив, отвращение и скуку. Bечерний хмель — утренняя болезнь.

Изображение нескольких весьма тягостных состояний: в темнице, в нищенской хижине, в корчме!

2. Духовно. Грех похищает у духа высочайшие его блага, делает человека несчастным духовно. Он похищает:

а) У разума — веру. Когда согрешили первые люди, их познавательные способности омрачились, вера ослабела. Грешник посредством греха отвергается веры. Он впадает в сомнения. Потом он вовсе отвращается от веры, чтобы успокоить и оправдать себя.

Но что имеет еще человек, если он не имеет более ни Бога, ни Христа, ни неба?!

Ничего, решительно ничего.

б) У воли — свободу. Ниспускаются всегда глубже и глубже, часто так глубоко, что считают более невозможным подняться. Чувствуют несчастье и не могут выйти из него. Это — ужасное рабство, это — цепи диавола.

в) У сердца — всякую радость. Грех очерствляет сердце и делает его неспособным к благороднейшим радостям дружбы, семейной жизни, созерцания природы и т. д. Радости пьяницы, игрока, развратника и т. д.!

г) У совести — спокойствие. Великие грешники, воры, клятвопреступники, прелюбодеи, обманщики, убийцы не имеют нигде покоя: ни во сне, ни в самом веселом обществе, ни в уединении. Часто совесть молчит до времени, но, наконец, страшно пробуждается.

3. Вечно.

а) Есть ад. Конечно, нет ни одного человека без чего-либо доброго, без какой-либо доброй стороны: но это доброе бывает награждено уже на земле. Конечно, Бог есть добрый и милосердный Отец: но Божественное милосердие имеет пределы. Конечно, вечные наказания не находятся ни в каком сравнении с кратковременной жизнью греха: но жизнь, к счастью, достаточно долга для покаяния.

Иисус Христос сказал, что есть ад и что он будет вечно продолжаться. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный!» (Мат.25:41[377 — Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его]). Этого довольно!

б) И никто не должен думать: «Мне не придется идти туда

В ад идет каждый нераскаянный грешник, умерший без покаяния. A как часто случается, что не каются и не могут более каяться?

в) A в аде — великие мучения. Угрызения совести! Обращение с одними злыми!.. Продолжение страстей! Вечная мука!

Голос прошедшего, настоящего и будущего к грешнику

«Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (ст.2).

Расслабленный был грешником и из-за греха подвергся такому страшному состоянию.

И мы также все грешники, больные грехом, и наше состояние также ужасно, — ужасно именно вследствие зова, с каким обращается к нам прошедшее, настоящее и будущее.

1. Голос прошедшего: «Грешник, ты потерял великое и незаменимое благо!» Исав, по греховному легкомыслию, лишился отеческого благословения, права первородства, почти всего отцовского имущества и чести быть праотцом Спасителя мира по плоти. A что потерял ты?

а) Благодать и невинность крещения. В Святом Крещении ты очищен и оправдан для Неба. Ты искуплен дорогой ценой — ценой крови Христовой. В ней — эта благодать и невинность, и однако, ради презренного и пагубного греха, она продана тобой. Кто заменит это благо?

б) Право на небо. Исав отдал свое право из легкомыслия, и ты, быть может, ради нескольких клочков земли, ради блестящей монеты, ради кратковременной сладости греха продал свое право на небесное наследие.

в) Мир сердца. О, как счастлив человек в своей невинности, где цветет столько чистых радостей, где можно пламенно молиться, где не давит никакое раскаяние и печаль?

г) Заслуги прежних добродетелей. Не думай, что прежнее твое добро не уничтожается настоящими грехами. Тяжкий грех уничтожает все прежние заслуги. Если молния поразит дерево, то дерево уничтожается и, несмотря на прежние плоды, высекается.

д) Все время, прожитое во грехе. Каждая потерянная минута не возвратима!

е) Увещания Божьи, предостережения родителей, благословения Церкви. Сколько добра желали им родители? Как они их увещевали? Как много сделала для них Церковь?

Все потеряно!

2. Голос настоящего. Блудный сын, взглянув на прошедшее, почувствовал, что он потерял. Но настоящее также угнетало его, — его угнетали грех и вина. В этом угнетении он болезненно восклицал: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим!» (Лук.15:21). Что же такое грех, что он так сильно гнетет?

а) Непослушание Богу. Все сущее повинуются воле Божьей — звезды, ангелы, животные: только не греховный человек. Он позволяет себе хотеть иного, чем хочет Бог. Разумное дитя послушно своему отцу: грешник потому уже неразумен, что он не повинуется своему лучшему Отцу и верховнейшему Владыке.

б) Неблагодарность к Богу. Как много уже сделал для нас Бог? Есть ли благодеяния больше тех, какие Бог оказывает нам

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн