Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

— в творении, в искуплении, в своей Церкви и т. д.? За это Бог требует исполнения Его заповедей. Это была бы лучшая благодарность. Кто этого не делает, тот платит самой черной неблагодарностью.

в) Восстание против Бога. Кто грешит, тот вступает в противоречие с Богом. Он любит золото и суетную честь, пищу и питие, чувственные удовольствия и плотские наслаждения более Бога.

г) Рабство сатане. «Всякий, делающий грех, есть раб греха; (Иоан.8:34) Кто делает грех, тот от диавола. (1 Иоан.3:8[378 — Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.])» Кто тяжко грешит, тот связан властью сатаны.

3. Голос будущего. Когда наши прародители согрешили, их объял страх будущего, страх угрожающей смерти и Божьего суда. Их взор на будущее был полон тоски. Так же бывает и теперь с каждым грешником. Он трепещет.

а) Бури и непогоды. Его дом, т. е. его счастье построено на песке; одно дуновение может уничтожить все, к чему привязалось греховное сердце. Как иначе бывает это у человека добродетельного?

б) Смерти. Ее он не может избежать. Заупокойный звон провожает других в могилу и каждый знает, что и до него также дойдет очередь. Тогда все потеряно!

в) Осуждение людей. Уже сейчас совесть судит строго: люди не иначе будут судить и после смерти.

г) Суда Божьего частного и всеобщего. «Как человекам положено однажды умереть, а потом суд.» (Евр. 9:27)

«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.5:41).

Заключение. Прибегнем к покаянию! Оно уничтожит страх будущего, загладит прошедшее и искупит вину настоящего.

В болезнях телесных нужно прежде всего заботиться об уврачевании души от грехов, посредством искреннего покаяния

«И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (ст.2).

Здесь, как и из многих подобных случаев, мы замечаем, что Иисус Христос исцеляя тело, исцелял, прежде всего, душу, как потому, что душа важнее тела, так и потому, что общая причина болезней телесных есть грех. A этим Господь учит нас, что в болезнях телесных нужно прежде всего заботиться об уврачевании души от грехов, посредством искреннего покаяния.

Почему?

1. Во-первых, потому, что душа важнее тела (Марк. 8:37; Сир. 16:17).

а) Хотите ли знать цену вашей души? посмотрите на цену вашего искупления. «Не золото целого мира, ни даже весь мир со всем, что в нем находится, были ценой вашего выкупа, но сам Бог. Это вы знаете из слов Апостола: «вы куплены дорогой ценой.»[379 — Святого Иоанна Златоуста беседа на Псал. 48.]

«Для нея сотворено все видимое, для нея закон, совершены чудеса, установлены таинства: для нея наконец Бог не пощадил Единородного Сына Своего.»[380 — Ibidеm.]

б) Но как большая часть людей ценит свою душу? Кто в состоянии довольно оплакать безумное и странное поведение людей? Когда заболеет их тело, они зовут врачей, следуют самым жестоким их предписаниям, принимают самые отвратительные лекарства, подвергаются самым нестерпимым приемам врачевания. Точно так же они поступают, когда заболеет кто-либо из их слуг и, если слуга отказывается принять лекарства, они насильно принуждают его к тому.

«Но, когда больна их душа, они не думают даже и посоветываться с Врачом Душ, не прибегают к использованию одних из самых приятных лекарств, т. е. заповедей Божьих и Христовых Таинств. Свою бессмертную душу они лечат несравненно хуже, чем свое смертное тело, чем даже последнего из своих слуг.»[381 — Святого Иоанна Златоуста бесед. о душе.]

в) Приятно, без сомнения страждущему недугом телесным оставить мучительное ложе болезни; но несравненно приятнее чувствовать уврачевание души от грехов (Мф.10:28[382 — И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.]). Тело рано или поздно должно подвергнуться разрушению; а душа, как существо бессмертное, должна сохранить свое здоровье до исхода из этой жизни и перенести его с собой в другой мир.

Посему, какие бы ни постигали нас болезни тела, мы должны прежде всего думать об уврачевании души от грехов.

2. Во-вторых, потому, что самое выздоровление тела требует прежде уврачевания души от грехов. Ибо:

а) Откуда происходят болезни, страдания и самая смерть? От грехов (Сир. 33:14[383 — Как напротив зла — добро и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого.]).

«Нерадя о душе, мы приготовляем также разрушение и для тела, ибо не душа создана для тела, а тело для души. Кто пренебрегает частью самого ценной для того, чтобы возвысить менее ценную, тот наносит вред как той, так и другой части. Напротив, кто заботится надлежащим образом о душе, тот, сохраняя душу, сохранит и все тело.»[384 — Святого Иоанна Златоуста lib. dе rесuр. lарs.]

Опыт также убеждает нас в справедливости этой истины. Не говорим о тех болезнях, которые происходят от пьянства, распутства и прочего, где расстройство здоровья есть непосредственное следствие греха, как очевидно для всякого. Припомним греховные наклонности, вредные, по-видимому, для одной души: какое вредное действие на здоровье человека производит корыстолюбие, гнев, зависть и т. д.!

б) Какие бы ни были ближайшие причины постигающих нас болезней, все они напоминают нам о грехах и призывают к покаянию.

Мы должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы Господь сказал нам: «отпускаются тебе грехи Твои,» а потом, если Ему угодно, Он может сказать нам: «встань и ходи.»

3. В-третьих, потому, что всякая болезнь напоминает нам о смерти, а иная болезнь есть непосредственная предвестница смерти.

а) Опыт постоянно свидетельствует, что от ничтожных болезней происходит смерть. Посему «помни истление и смерть и соблюдай заповеди» (Сир. 28:6).

Кто серьезно помышляет о своей вечной участи, тот живо ощущает потребность врачевания своей души, не отлагая покаяния до крайнего расслабления, когда болезнь напоминает человеку о предстоящей кончине.

б) Между тем, многие из ложной заботливости о здоровье своих родных и знакомых, стараются не тревожить их напоминанием о необходимости покаяния. От этого нередко бывает, что больные умирают или без всякого покаяния или в совершенном беспамятстве, — так что приглашенный священнослужитель исполняет один наружный обряд покаяния.

Не велика еще беда, если мы не соблюдем некоторых условий, предписанных врачом. Но какая страшная потеря, когда мы оставляем душу без всякого врачевания!

О чувствительности

«Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (ст.2).

Расслабленный искал только исцеления телесного. Но Спаситель признал, что его болезнь была следствием греха, и уничтожил сначала грех, как причину болезни. Это объявил Он больному, объявил громко перед всеми присутствовавшими. Но мы не видим из евангелия, чтобы расслабленный принял с обидой или чувствительно такой глубокопотрясающий приговор. Он конечно сознавал, что Господь знал его душу и произнес правильный приговор.

Многих других такой приговор Иисуса Христа оскорбил 6ы. Многие при этом условии и этих обстоятельствах, быть может, вовсе не получили бы исцеления. Почему? Из-за излишней чувствительности.

1. Надо быть в известном смысле чувствительным.

Нечувствительность — весьма важный недостаток и порок. Кто равнодушно принимает все, что ему, или о нем другие ни говорили бы, того сердце черство, тот стоит на низкой ступени нравственности, на того нельзя действовать, того нельзя ни воспитывать, ни исправлять. Поэтому, говорим, надобно быть в известной степени чувствительным.

а) Что следует делать самим из чувствительности?

а. Нужно вообще очень дорожить своей честью. «Не клади пятна на честь твою» (Сир. 33:23). «Лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1 Кор. 9:15). Следовательно, надобно заботиться, чтобы не заслуживать порицаний и осуждений. Надобно избегать зла и делать добро — какое именно? И если тогда ложно поносят наше доброе имя, то следует опровергать хулу, чтобы поставить лжецов в затруднение и привести их через стыд к исправлению. Не следует всего сносить. Иисус Христос и Апостолы также защищались. Только на такие клеветы не следует отвечать, которые ничего не значат и которых никто не слышит.

b. Нужно довольствоваться одним дружественным словом напоминания, относительно тех или других наших обязанностей. О весах говорят, что они чувствительны, если они определяют малейший вес и проч. Член тела чувствителен, если он чувствует малейшую сырость или холод и проч. Так и человек не должен допускать себя до выговоров или наказания: одного слова должно быть достаточно для него, чтобы удержать от того или другого заблуждения и т. д. «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов» (Причт. 17:10)

с. Сделанное по необходимости порицание или наказание должно принимать к предостережению. Наказание умудряет. Погрешив однажды и получив за это наказание, не следуеть более допускать себя до вторичного наказания. Погрешивших, которые псправляются, почитают часто более, чем тех, которые никогда не погрешали.

б) Но что можно из чувствительности требовать также и от других?

а. Чтобы они делали свои напоминания, увещания, предостережения в надлежащем виде. В них не должна проглядывать вражда, ненависть, страсть к порицанию и проч. Слишком много не должен позволять себе другой в отношении к нам. «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев» (1 Тим. 5:1). «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3:21)

b. Чтобы напоминания, предостережения и проч. исходили от надлежащих людей. Наставляющий должен быть сам чужд порока, против которого делает наставление. «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Псал. 140:5[385 — Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.]). Напротив, в отношении к погрешающим начальникам имеют значение слова Спасителя: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3[386 — итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают])

с. Чтобы напоминания и проч. делались в надлежащее время. Это — двойное наказание, если обличают в присутствии людей завистливых, или боязливых и т. д.

Первое увещание должно происходить всегда глаз на глаз.

«На пиру за вином не упрекай ближнего» (Сир. 31:36[387 — На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья.]).

2. Не надобно быть слишком чувствительным.

Эта истина имеет особенную силу для всего современного человечества.

Часто бывает необходимо обращать внимание здесь и там на недостатки, но этого не смеют делать, из опасения толков и дурного приема. Кто хочет сказать или обличить что-либо, тот должен, к сожалению, часто тысячу раз передумать, как ему сделать это. Редко кто желает слышать недостатки свои и своих. Чувствительность есть болезнь и главный недостаток нашего времени. И так как она происходит от гордости или изнеженности, то она — весьма опасный недостаток. Откуда же может и должен слышать тогда человек о своих погрешностях.

а) От людей беспристрастных. Если

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн