Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.]); любовь эта должна быть доброжелательна, с нежностью, какую питают родители к детям, дети к родителям, добрые братья и сестры к друг другу, и какая изображается в 1 Кор. 13:4–8.[396 — Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится] Такая любовь легко переходит в почтение и основывается на взаимном уважении, так что каждый воздает другому бóльшую честь или предупреждает почтительностью ради Господа.

3. Благочестие христианина должно проявляться также в его деятельности. Истинный христианин не ленив в своих трудах, но горит духом с пользой использует время (ст.11). Многие занимаются своим ремеслом с неохотой, недовольны своим званием, каждое другое звание и занятие кажется им лучше того, какое Бог назначил им самим. Отсюда происходит у них медленность в занятиях, ленность и небрежность. Но не так поступает истинный христианин; он с усердием и любовью исполняет свое ремесло, не нуждаясь в каких-либо внешних побуждениях или понуждениях, ибо дух его горит в нем святой ревностью. С мудрым расчетом он умеет предусматривать и пользоваться каждым благоприятным случаем среди неблагоприятных обстоятельств времени, чтобы делать добро, работать Господу и содействовать распространению Его царства между людьми. Таков был апостол Павел в своей деятельности; любовь Христова пылала в его сердце и наполняла все его существо, поэтому он был неутомимо ревностен в своих трудах. Стремление всякого благочестивого христианина направляются главным образом к тому, чтобы быть тем, чем он должен быть по мере дарованных ему сил, он неизменно старается приобретать и достигать самого лучшего и совершеннейшего во всех отношениях.

4. Благочестие христианина должно обнаруживаться далее в его страданиях: «в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (ст.12). Христианин, как последователь Распятого, как член Его воинствующего царства на земле, кроме обыкновенных бедствий, неизбежных для всех людей вследствие греха, имеет еще особенные скорби и страдания, которым он подвергается ради своей веры и благочестия. Во всех этих тяжких обстоятельствах жизни христианин, однако, утешается надеждой. Чада мира также радуются, когда дела их идут удачно, счастье им улыбается, нужд не терпят; но меняется их участь, посещает их Господь скорбями, — и они не знают, где искать утешения, они готовы предаться отчаянию. Но христианин даже среди бурь жизни утешается надеждой, — не потому, чтобы страдания доставляли ему какое-либо удовольствие, но потому, что он знает, в Кого он верует, от Кого исходит Крест и для чего он должен нести его. Поэтому он с радостью простирает свои взоры через мрачное настоящее к светлому будущему; он радуется в надежде на лучшие времена, и его радость исполнится, когда настанет новое небо и новая земля. Такое утешение он почерпает из верного и всякого приятия достойного слова Божьего. Надеждой побеждает Он страдание, но, пока еще страдание продолжается, он пребывает в терпении скорбей — этому учит его пример Господа, незлобивого и безгласного Агнца Божьего; он не ропщет, не жалуется; он совершенно предается неисповедимой, но благой Божьей воле. Но для того, чтобы его радость в надежде не прекращалась и его терпение в скорбях не ослабевало, он твердо держится в постоянной молитве, как хананейская жена (Мф. 15:22–28[397 — И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час]), как скорбная вдова (Лук. 18:1 и проч.). С молитвой он сражается всю жизнь до самого смертного часагроба, пока Господь не избавит его от всякого зла и не переселит его в небесное царство.

5. Благочестие христианина должно проявляться, наконец, в его сострадании и милосердии.

Как между членами одного и того же тела, между гражданами одного и того же царства, между детьми одной и той же семьи господствует взаимное сострадание и участливость, так точно должно быть и между христианами, которые поистине составляют одно тело во Христе, суть граждане одного и того же вечного царства, и чада одного небесного Отца. Истинные христиане во всем и везде оказывают друг другу взаимную сострадательность, «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (ст.13). Где есть нужда, там готова и их помощь; в бедных они узнают Господа и охотно Ему служат (Мф. 25:35–36[398 — ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.]); всякое добро они оказывают с усердием и от чистого сердца (2 Кор. 9:7[399 — Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.]), потому что благотворительность составляет для них дело сердца. Случается и им часто встречать неблагодарность от облагодетельствованных, ненависть за их любовь, но это не раздражает их и не останавливает их благодеяний; они поступают, как заповедал Апостол: «благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (ст.14). Их любвеобильная сострадательность выражается не только в вещественной благотворительности, но и в духовной, в сердечном участии к радостям и скорбям ближних: они «радуются с радующимися, плачут с плачущими» (ст.15). Бесчувственная холодность и равнодушие совершенно чужды им; они обладают нежным и открытым сердцем по примеру Иисуса Христа, который также проливал слезы из сердечнейшего участия к нуждам человеческим.

Частные истины, предлагаемые проповеднику дневным зачалом, могут быть следующие:

Образец христианина, в совершенстве исполняющего обязанности своего звания

«Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.» (ст.7. 8).

Апостол Павел требует от тех, которым вверена какая-либо должность или служение, совершенного и добросовестного исполнения обязанностей своего звания.

Каждый человек имеет какую-либо должность и обязанности, которые он должен исполнять не так, как он хочет, но вполне, без исключения, во всякое время и во всех частях. Никто не должен спрашивать: имею ли я теперь охоту, удобно ли мне это, принесет ли мне это выгоду или ущерб?

Ты должен делать, не спрашивая. Так заповедует Бог.

Образец христианина, в совершенстве исполняющего обязанности своего звания:

1. Он знакомится со всем объемом своих обязанностей.

Христианин, старающийся во всех частях исполнить свою должность, знакомится с полным кругом своих обязанностей, т. е. старается изучить не только все свои обязанности вообще, но и каждую в особенности, чтобы знать, как много та или другая обязанность в себе заключает, чего она от него требует, какие необходимы познания, силы и действия для совершенного исполнения, и как важно исполнение ее для него и для других (ст.7, 8).

а) Многие люди не исполняют, как должно, своих обязанностей часто по недостатку надлежащего о них познания.

Если вам не достает этого познания, то вы опускаете вашу обязанность, или по заблуждению и неведению, или по невниманию и легкомыслию; вы находитесь тогда в опасности учинить неправду, преступить ваш долг и т. д.

Но этого не было бы, если бы вы вполне ознакомились с объемом вашего служения.

Вы начальник, заведующий той или другой должностью; ознакомьтесь с ней, как можно полнее.

Вы отец и мать, на которых Бог возложил известные обязанности; изучите их, убедитесь в их важности.

На вас возложена та или другая общественная должность: велики и разнообразны ваши занятия; испытайте себя, знаете ли вы их; не будьте легкомысленны в исполнении их.

б) Для приобретения необходимых познаний о ваших обязанностях пользуйтесь предписаниями Евангелия и думайте о надлежащем приложении этих предписаний к вашему служению.

Не пренебрегайте ни одним случаем, ни одним полезным опытом, который может ознакомить вас с вашими обязанностями.

2. Он прилагает при исполнении их неутомимое усердие и ревность. Кто желает в совершенстве исполнить свою обязанность, тот прилагает для этого неутомимую ревность и усердие. «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте,» взывает Апостол (ст.11)

а) Так поступал Апостол в своем звании. Каких трудов стоило ему распространение Евангелия, сколько препятствий предстояло ему на этом пути, какие опасности угрожали ему от врагов! Однако он всегда был ревностен, неутомим, бесстрашен в исполнении обязанностей своего служения, и готов принести в жертву их свою жизнь.

б) Так поступает и каждый истинный христианин. Он знает, что есть тяжелые обязанности, исполнение которых требует труда, усилия, самоотвержения.

Но он не наемник, который страшится опасностей и избегает труда.

Он не делает никакого исключения между своими обязанностями, исполняет не только легкие из них, но и трудные.

Его ревность не ослабляется, а напротив, становится тем крепче и упорнее, чем более встречается препятствий, чем труднее бывают занятия и т. д.

в) Но так ли поступают многие из христиан, ревность которых тотчас утомляется, коль скоро оказывается малейшая трудность?

Они делают все только в половину; кто им доверяет, тот часто жестоко обманывается.

Мы должны быть верны, как в великом, так и в малом, не изыскивая никаких отговорок, если возложены на нас Богом трудные обязанности.

3. Он мудро соизмеряет свое положение с внешними обстоятельствами.

Христианин, совершенно исполняющий свою должность, обращает всегда мудрое внимание на свое положение и на внешние обстоятельства. Это не значит, что он ставит себя в зависимость от внешних обстоятельств и поступает в соответствии с ними, — нужно или не нужно исполнить обязанность. Нет! На решимость, на волю при исполнении долга, обстоятельства не должны иметь никакого влияния, а только на вид и способ деятельности, как нужно исполнить свой долг, чтобы лучше и вернее достигнуть цели.

а) Так заповедует Апостол словами: «используйте время!» Он сам служит в этом образцом для всех.

Он постоянно поступал с мудрой осмотрительностью к временам и обстоятельствам. «Все мне позволительно,» говорил Он, «но не все полезно» (1 Кор. 6:12).

Благовествуя иудеям, он поступал иначе, чем когда благовествовал язычникам.

б) Так обязан поступать и каждый христианин, если желает с полным успехом исполнять свою должность.

Гордый

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн