Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

и надменный, презирая обстоятельства, часто не достигает своих намерений или делает зло вместо добра.

Кто желает достигнуть чего-либо полезного и доброго, тот должен усматривать случай и пользоваться им.

Желает ли кто утешить страждущего, пусть выбирает для этого надлежащую минуту.

Хочет ли кто содействовать временному благу своей семьи, заработать насущный хлеб, пусть не только усердно трудится, но и соображается со временем, обстоятельствами и т. д.

При исполнении наших обязанностей очень многое зависит от благоразумия, предусмотрительности и обдуманности. Впрочем, тут не должно быть никаких корыстолюбивых и самолюбивых расчетов.

5. Он руководствуется при этом чистыми намерениями.

Христианин, во всех частях исполняющий свои обязанности, поступает по чистым намерениям, из любви к Богу и людям. Почему?

а) Этого требует Евангелие. «Раздаватель ли, говорит Апостол, раздавай в простоте,» т. е. по чистому и доброжелательному намерению (ст.8). «Благотворитель ли, благотвори с радушием,» из любви, и эта «любовь да будет непритворна,» сердечна, (ст.9).

Все наставления Апостола основываются на заповеди любви (ст.10, 11, 13, 16).

б) Пример Иисуса Христа. Спаситель исполнял свои обязанности не из земных выгод, но из любви к Богу и людям. Он называет наемниками тех, которые исполняют свои обязанности из самолюбия и корыстолюбия (Иоан. 10:12–13[400 — А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.]). Страшась потери или опасяости, такие люди пятятся назад, пренебрегают своим долгом, оставляют добро, делают неправду и грех.

Важные наставления для тех, которые должны терпеть скорби и страдания

«Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (ст.12)

Достоинство христианства и его божественная сила обнаруживается весьма благотворно в скорбях и бедствиях.

Никто из людей не бывает совершенно свободен от скорбей.

Поэтому утешение, успокоение, укрепление — всеобщая потребность людей.

Мы также не исключены от общего жребия человеческого.

Поэтому запечатлеем в сердце важные наставления, предлагаемые апостолом людям скорбящим (ст.12).

1. Утешайтесь надеждою!

а) У христиан, к которым обращается Апостол с таким словом, настоящее было мрачно. Они должны были, ради веры, претерпевать гонения, ненависть и вражду, жертвовать честью и имуществом, нести незаслуженное уничтожение и бедность.

Поэтому Апостол утешает их надеждой лучших дней, которой они должны радоваться уже теперь, — и каждый страждущий принимал к сердцу это утешение. Гнетут ли нас заботы и огорчения, бедность и нищета; страдаем ли мы от ненависти, зависти, коварства и злобы людей; терпим ли мучительную болезнь: при всех таких страданиях наше настоящее мрачно и безотрадно и мы устремляем наши желания и надежды к будушему, от которого ожидаем лучших дней.

б) Но надежда на будущее сомнительна и неизвестно еще, что оно нам принесет.

Не поступаем ли мы следовательно безумно? Не умножаем ли мы наших страданий обманчивой мечтой, если надеемся на будущее, которое не оправдывало уже столь многих наших желаний?

Нет, мы не можем поступать благоразумнее, если, при мрачном настоящем, утешаемся надеждой.

Потому что, как бы ни было неизвестно будущее нам, но оно известно Богу, распоряжающемуся нашей участью. Он всем управляет; по Его премудрой и благой воле все происходит. A что Он определяет, то не может не быть благодетельно для нас и наших близких.

Плод созревает не вдруг, а со временем.

Только будущее может доставить благословление нашим трудам и страданиям. «Земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7[401 — Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.]).

Посему утешайтесь надеждой! Но, чтобы надежда действительно нас радовала и укрепляла, для этого:

2. Терпите скорби!

а) Всякие скорби неприятны нам, потому что они омрачают нашу жизнь.

Мы жалуемся, если вынуждены бываем терпеть продолжительные болезни и страдания, бороться с нуждами и горем, испытывать лишения.

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью» (Евр. 12:11[402 — Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.]). Мы недовольны своим положением, нетерпеливы, если не проходят скоро скорби; — не думаем, что нетерпением увеличиваем только наше несчастье, теряем присутствие духа, поступаем необдуманно, становимся неспособными к облегчению настоящего зла и к извлечению выгод для улучшения нашего положения.

Поэтому весьма спасителен совет: «в скорби будьте терпеливы»!

б) Терпение преодолевает все, даже, самое трудное и мучительное.

Оно сообщает духу необходимую силу для сопротивления опастностям; смягчает жестокость болезни; делает нас способными к спокойному обсуждению нашего положения и к употреблению надлежащих мер для его исправления.

Кто терпелив и уповает на Бога, тот умеет извлечь нравственную пользу из своих страданий.

«Блажен человек, который переносит искушение» (Иак. 1:12[403 — Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.]).

«Аще и постраждет кто, не венчается, аще незаконно будет подвизатися» (2 Тим. 2:5[404 — Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.]).

Сколько для нас ободрений в примере Иисуса Христа и апостолов! Благо, если мы им следуем! Тогда мы «хвалимся и скорбями» (Рим. 5:3[405 — И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение.]).

3. Будьте … в молитве постоянны!

Надежда и терпениеэтот якорь человеческой жизни — разрушаются и гибнут, если благочестивая вера в Бога не укрепляет их и не утверждает.

Посему увещевает апостол христиан: «будьте … в молитве постоянны!»

а) Молитва направляет душу к Богу, Всеведущему, Всемогущему и Добрейшему Отцу, от Которого исходит всякая помощь.

Молитва изгоняет всякую беспокойную заботу и страх из сердца, удаляет всякое сомнение и укрепляет веру.

Тогда водворяются в нас тишина и спокойствие.

Тогда мы обращаем взоры назад и припоминаем, как чудесно Господь благодетельствовал нам в прежние дни, помогал и защищал в нужде и опастности.

Недоверие, малодушие и ропот исчезают, упование и дух возвращаются и дают новую крепость душе.

б) Чем долее и пламеннее мы молимся, тем более убеждаемся в уповании на отеческую Божью любовь, тем лучше познаем самих себя, наши погрешности и глупости, в которых так часто скрывается причина наших страданий и скорбей. Так молитва служит вернейшей помощью в нужде и скорбях! Сам Бог говорит: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:15).

в) Если мы желаем найти помощь в молитве, то должны молиться неослабно, — не тогда только, когда постигают нас скорби, иначе наша душа далека от Бога и мы не найдем Его, если только нужда побуждает нас искать Его. Мы должны молиться всегда, хотя бы все у нас было благополучпо, хотя бы наша жизнь текла мирно, спокойно и счастливо.

Тогда Бог и Его помощь будут всегда близ нас в случае нужд и скорбей.

Предостережение от лености и беспечности

«В усердии не ослабевайте » (ст.11).

Апостол заповедует избегать ленности и беспечности во всех занятиях и трудах.

Человек создан на труд.

Для этого получил он силы и способности. Труд требует напряжения этих сил. Тщание в труде состоит не в том только, чтобы что-нибудь делать, но чтобы делать усердно и в порядке.

Ни один порок так скоро не получает своей заслуженной награды, как порок ленности и беспечности. Однако везде есть люди, преданные этому пороку. Как исходя из этого необходимо предостережение от него?

Ленность:

1. Препятствует нашему временному благосостоянию.

Каждый человек ищет счастья и довольства. Это предполагает, чтобы мы обладали здоровьем, необходимым для приобретения и использования временных благ, и пользовались авторитетом и уваженим между нашими ближними.

Кто лишен хотя одного из этих благ, тот не может жить в счастьи и довольстве.

а) Ленивый и беспечный находится в опасности потерять здоровье.

Здоровье вернее всего сохраняется и поддерживается деятельной жизнью.

В труде укрепляются и развиваются телесные силы.

Но ленность и беспечность ослабляет их и доводит до тяжких и продолжительных болезней; потому что ленивый не обращает внимания даже на то, что имеет непосредственное влияние на его здоровье, — на опрятность, умеренность и т. д.

б) Ленивый не защищен от нужды и нищеты.

Только людей трудолюбивых благословляет Бог временными благами. Деятельный человек сохраняет и умножает свое благо и защищен от бедности, нужды и недостатков. Даже если он, вследствие несчастного случая, и терпит убыток своего имущества, он скоро опять помогает себе бережливостью и деятельностью, и находит помощь у других. «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом» (Притч, 12:11;[406 — Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]] 10:4[407 — Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.]). Напротив, «богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его» (Притч. 13:11).

Как много состоятельных, вследствие порока ленности, сделались нищими и напрасно искали помощи у людей! Потому что ленность сопровождается позором и презрением.

2. Препятствует духовному и нравственному образованию.

Духовные силы у человека ленивого остаются без развития и упражнения.

Как он страшится напряжения сил телесных, так еще более напряжения сил духовных.

а) Все навыки к образованию и развитию рассудка и ума, к размышлению и исследованию, которые человек деятельный находит при исполнении занятий своего звания, для ленивого потеряны. Он не чувствует никакой потребности к приобретению познаний и опыта и остается невеждой, суеверным и совершенно неспособным к размышлению.

Или образование его духа скудное и одностороннее, как это бывает у иного богатого и знатного, который избирает только такие занятия, которые его забавляют, а не образовывают, — занимают воображение, а не рассудок (Мф. 7:16[408 — По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?]).

б) Как пагубна ленность для побуждения сердца к благочестию и добродетели! Тут нет никакого сопротивления порочным наклонностям и пожеланиям; никакой борьбы против искушений ко злу; никакого стремления к благородным влечениям и расположениям, никакой внимательности и бдительности.

И, хотя ленивый свободен от сильных страстей и пожеланий, от грубых преступлений и злодеяний, однако у него нет ни одной добродетели истинного христианина: усердия, добросовестности к исполнению своих обязанностей, самообладания, услужливости и благотворительности, участливости и любви к людям. Напротив, он подвергается многим грехам (Сир. 33:28[409 — употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому]).

3. Пагубна для общественного блага.

а) На каждом христианине лежит обязанность содействовать общественному благу. «Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.» и т. д. (ст.7, 8); — потому что все мы составляем члены одного тела, где каждый должен привнести свое ко благу других. Но для этого нужна деятельность, неутомимое и бескорыстное усердие ко всякому добру, добросовестное употребление наших познаний, сил, способностей и

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн