земных благ для общественной пользы.
б) Но ленивый и беспечный менее всего способен к этому. Он не заботится о приобретении познаний, искусства, развитию способностей, употреблением которых мог бы быть полезен людям.
И те, которыми он обладает, он не употребляет для достижения добра.
Можно ли ожидать чего-либо хорошого от его служения, если он имеет его?
Будет ли он участлив, услуждив, ревностен?
Сколько пренебрежено обязанностями, от исполнения которых зависит благо людей, из-за ленности и беспечности!
Сколько упущено случаев к деланию добра!
Какия извинения и отговорки выдумывает ленивый, если поручают ему сделать к благу других что-либо такое, что требует труда и усилия! и т. п.
4. Делает нас недостойными и лишенными Божьего благоволения.
а) Бог призвал нас всех к деятельной общественной жизни, и для этого дал силы и средства.
Он поставил даже самое здоровье и земное счастье в зависимость от надлежащей деятельности в нашем звании; тут Он указал нам часть нашего назначения.
Поэтому послушание и благоговение к Богу должно обязывать нас споспешествовать трудолюбием и общеполезной деятельностью Его благим и мудрым намерениям, как в отношении к нам, так и к другим.
б) Бог с неблаговолением взирает на ленивца, который не подчиняется Его святому и мудрому порядку, не покоряется Его воле и не хочет содействовать Его благим целям. Ленивец бесчувственно принимает ежедневные Божьи благодеяния для своего насыщения и удовлетворения своих потребностей.
Но он не думает о том, чтобы заслужить эти благодеяния трудолюбием и прилежанием, общеполезной деятельностью для блага других. Он — бесполезный член человеческого общества: как он может ожидать Божьего благоволения?
Он не делает ничего для своего образования, исправления, усовершенствования; не собирает себе никаких сокровищ добрых дел: как он может утешать себя мздовоздоятельной Божьей любовью в той жизни?
Если Судья потребует некогда отчета, не будет ли тогда сказано о нем: «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю!» (Матф.25:30).
Ο многопопечительности, как недостатке многих наших современников
«Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении» (ст.7, 8).
Апостол мудро заповедует, чтобы каждый трудился только в пределах своего собственного звания. Но так ли это бывает у нас.
Ο многопопечительности, как недостатке многих наших современников
1. В чем это обнаруживается!
а) В том, что они вмешиваются в дела, лежащие вне границ их звания;
б) в том, что они усложняют предметы своей деятельности до такой степени, что у них не достает более на это ни времени, ни сил;
в) в том, что они делают многое недостойно или, по меньшей мере, не с постоянным усердием.
2. Какой источник этого недостатка?
а) Tо воспитание, которое хочет учиться, более играя и забавляясь, чем усиленно трудясь;
б) неразумное тщеславие, которое, не расчитав меры своих сил и познаний, желало бы везде блистать;
в) ослепленное корыстолюбие, которое беспрестанно умножает предметы своей деятельности, если только надеется от этого приобрести большую выгоду.
3. Вредные следствия этого недостатка.
а) Негодность для такого круга занятий, где требуется усилие и постоянное прилежание;
б) болезненное чувство о посредственном исполнении своих трудов;
в) часто унылое и дурное расположение духа.
Ο любезности в обращении с нашими близкими
«Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (ст.10).
Сердечное, взаимное благожелание, соединенное с почтительностью и приятными внешними нравами, вменяет здесь апостол в обязанность христианам.
Ο любезности в обращении с нашими близкими:
1. В чем она обнаруживается?
а) В том, чтобы мы никогда, без нужды, не показывали недоверия и подозрительности к другим;
б) В том, чтобы наше внешнее дружеское обращение было далеко от всякого затаенного лукавства;
в) В том, чтобы мы и словом и делом показывали внутреннее участие к судьбе тех, с которыми мы находимся в сношениях.
2. Как благодетельно она действует?
а) Она способствует много к облагораживанию общественной жизни вообще;
б) Она приобретает нам любовь и уважение добрых людей;
в) Она незаметно имеет важное влияние на наше нравственное самоусовершенствование.
При каких условиях наша вежливость имеет высшее нравственно-религиозное достоинство?
«В почтительности друг друга предупреждайте» (ст.10).
1) Если она служит выражением того чистого благожелания, какое мы, как христиане, обязаны питать друг к другу.
2) Если мы смотрим на нее, как на мудрую связь в общепринятом гражданском порядке.
3) Если мы пользуемся ею, как позволительным средством к приобретению благоволения других, но никогда не скрывая под ней затаенного лукавства и фальши.
Ο злобе, скрывающейся под видом вежливости
Она прикрывается:
1) суетным человекоугодничеством;
2) низкой лестью;
3) затаенным лукавством.
Как все мы можем воодушевляться в делах нашего призвания?
«В усердии не ослабевайте; духом пламенейте» (ст.11).
1. Если мы смотрим на наше призвание, как на высокое Божье поручение.
2. Если мы твердо держимся убеждения, что во всяком звании жизни можно обнаруживать благородные и общеполезные силы.
3. Если мы не забываем важного отчета, который некогда мы должны дать о делах нашего звания.
4. Если мы всегда помним обетование Евангелия, что верность и добросовестность в малом делает нас способными к принятию в вечности многого.
О притворной любви
«Любовь да будет непритворна» (ст.9).
1. Она бывает там:
а) где любят только словами, но не делом и истиной;
б) где оказывают дела любви только из тщеславия и своекорыстия;
в) где притворяются дружелюбными и любящими для того, чтобы прельстить или погубить других.
2. Она преступна и достойна великого наказания.
Потому что она:
а) осмеивает и позорит самое прекраснейшее чувство человеческого сердца;
б) есть опасное самообольщение;
в) свидетельствует о злом сердце.
7-я Неделя по Троице
I. Евангельское чтение. Зачало (33): от Матфея 9:27–35
27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Практический очерк содержания рядового чтения
В евангельском чтении седьмой недели говорится о чудесном исцелении двух слепых и одного немого-бесноватого.
А. Из подробного рассмотрения всех обстоятельств, сопровождавших возвращение зрения слепым, мы извлекаем урок о постоянстве в вере. Постоянство в вере:
1. Приобретается:
а) часто вследствие постигающих нас нужд и скорбей, которые невольно влекут нас к Богу (ст.27, 28);
б) нередко вследствие неоднократных свидетельств Божьей доброты, явленной над нами или над другими (ст.27)
в) а иногда вследствие взаимного поощрения к вере в общих нуждах (ст.27).
2. Проявляется:
а) в смиренных, молитвенных воплях в нужде (ст.27);
б) в полном уповании на Бога и в приближении к Нему (ст.28);
в) в открытом исповедании своей веры (ст.28).
3. Сопровождается исполнением просимого:
а) мы испытываем над собой благодатную Божью помощь (ст.28, 30);
б) наше сердце тогда исполняется благодарности, которая неудержимо влечет нас к прославлению Божьей доброты перед всем миром, несмотря ни на какие запрещения и угрозы (ст.30, 31).
Б. Из чуда, совершенного над бесноватым немым, мы усматриваем, что помощь Иисуса Христа:
а) ищется с верой (ст.32);
б) получается от Его любви (ст.33);
в) торжественно прославляется многими (ст.33);
г) хулится другими по злобе и ожесточению сердца (ст.34).
Кроме этих двух главных истин, нынешнее Евангелие заключает в себе не мало частных тем, которые могут быть извлечены или по аналогии или через анализ текста.
Так, например, проповедник может беседовать:
(Ст. 27); О духовной слепоте или, вообще, о несчастьях человеческих.
(Ст. 28); Об испытании веры, как необходимом условии для получения помощи от Бога.
(Ст. 31); За благодеяния должно воздавать славу Богу или благодарности Богу.
(Ст. 32); О духовной немоте. Но особенно богатым предметом для гомилетической разработки может служить отношение фарисеев к Иисусу Христу.
(Ст. 35); Тут мы видим, что для неверующего нет чудес; что злонамеренный человек всегда называет доброе худым; что клевета и злословие есть самый страшный грех; что зависть ненавидит добро в других.
(Ст. 35) Что клевета не должна раздражать и удерживать нас от добра и т. п.
Слепота нравственная или духовная
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов» (ст.27)!
Слепота телесная составляет, поистине, одно из величайших несчастий для человека и мы вполне понимаем вопль этих двух слепцов, взывающих о помиловании.
Но есть слепота другого рода, от которой люди страдают гораздо более, чем от телесной, но которую мало замечают и в себе и в других, и о врачевании которой не думают и не заботятся, это —
Слепота нравственная или духовная
1. В чем она состоит?
а) Слепота телесная происходит от потери или повреждения зрения телесного; слепота духовная от повреждения и как бы потери зрения духовного: ума и совести.
Без глаз, но со здравым умом и доброй совестью, человек остается человеком.
С глазами, но без ума и совести, человек только по имени человек.
б) Для слепоты телесной как бы не существует солнца; для слепоты духовной не светит и как бы не существует «солнце правды» — Христос (Мал. 4:2[410 — для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные.]).
а. Пораженные духовной слепотой не наслаждаются животворными лучами благодати, «не принимают того, что от Духа Божия, … и не может разуметь» (1 Кор. 2:14[411 — Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.]), не веруют в «свет истинный» (Иоан. 1:9[412 — Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.]), и потому во тьме ходят (Иоан. 12:35[413 — Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.]).
b. Не освещаемые светом Евангелия, они могут знать до подробностей все, что есть на небе и на земле, на высотах гор и в глубине морей: но что значат все их обширные познания?
Без мысли о Творце нельзя понять начало и конец сотворенного.
с. Не озаряемые Тем, в свете Которого можно узреть свет непреложной истины, они много пишут и говорят о различных предметах: но доставляют ли они тем отраду себе и другим?
Что для них закон и совесть? — Слова без значения.
Что для них человек с беспрестанной в нем борьбой закона плоти с законом ума (Рим. 7:23[414 — но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.])? — Загадка неразрешимая.
Какое истинное назначение человека и что ожидает его после смерти? — До этого нет им и нужды.
Жизнь для жизни — вот их любимое положение (Премуд. 2:6-10[415 — Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни;