Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца.])! «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:22).

в) Слепота телесная происходит, большей частью, от причин, не зависящих от нас; но слепота духовная совершенно зависит от нашего произвола.

Никто не рождается без духовных очей: ума и совести, и ни для кого не закрыт источник духовного просвещения (Иоан. 1:9;[416 — Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.] Иоил. 2:28[417 — И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.]). Ум и совесть мы повреждаем и как бы теряем сами:

а. когда самовольно уклоняемся от света истины Божией во мрак плотского мудрования и, таким образом, «отчуждены от жизни Божией» (Ефес. 4:18[418 — будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.]);

b. когда нами овладевает какая-либо страсть, под влиянием которой мы, имея очи, ничего не видим и ничего не понимаем (Ис. 6:10[419 — Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.]);

с. когда вообще ведем порочную жизнь, которая делает для нас нестерпимым духовный свет (Иоан. 3:20[420 — ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.]).

2. Слепота духовная несравненно пагубнее слепоты телесной.

а) Слепота телесная заменяется отчасти остротой других чувств; но слепота духовная не только не заменяется, но и распространяется на прочие способности (Мф. 6:22–23[421 — Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?]).

б) Слепой по телу сознает свое несчастье, — но кто убедит незрячий ум в духовной слепоте?

в) Слепые телесно не спорят с видящими о том, чего не могут ощущать зрением и охотно вверяются руководству других: но незрячие духом, хотя у них «пути кривы, и … блуждают на стезях своих» (Притч. 2:15), никогда не сознают, что они слепы, напротив, в слепоте своей говорят: «ни в чем не имею нужды» (Апок. 3:17[422 — Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.]).

г) Страждущий телесной слепотой никогда не берётся быть руководителем других и потому никого не вводит в заблуждение: но так ли поступают пораженные слепотой духовной?

д) Все несчастье для слепых телесно ограничивается только временем настоящей жизни; но для духовно слепых ни в жизни нет отрады, ни после смерти (Иоан. 3:36;[423 — Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.] Мф. 10:33;[424 — а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.] Иоан. 11:9[425 — Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего.]).

Об освящении наших главнейших чувственных органов

«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых» (ст.27).

Евангельское чтение представляет нам двух несчастных слепцов и одного немого (ст.32).

Бог попускает некоторым людям быть слепыми и глухонемыми для того, чтобы, большей части остальных людей выразительно напомнить, какое великое благо составляет для нас зрение, слух и язык. Существованием слепых и глухонемых Бог увещевает нас к доброму употреблению этих трех благороднейших чувств, к посвящению их на служение добродетели, — Богу.

Об освящении наших главнейших чувственных органов.

1. Очей.

Мы освящаем око, если:

а) Заключаем его для зла, могущего повредить нашей душе. «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов. 31:1). «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую» (Сир. 9:8–9). «Закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, … убежище его — неприступные скалы…» (Ис. 33:15–16[426 — Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.]). «Смотрет не грешно, но остерегайся, чтобы это не послужило случаем ко греху. В глазах — зрение, в сердцегрех.»[427 — Святого Амвросия dе dignit. sасеrd.]

«Хочешь ли сохранить свое сердце, остерегайся взират на то, чего непозволительно желать.»[428 — Блаженного Иеронима аd Ruff.]

б) При взгляде на зло отвращаемся зла. Рассмотри хорошо мерзость зла и отвращайся от него. Посмотри, как пьяница шатается во все стороны; как разгневанный отравляет самого себя и теряет человеческое достоинство; как бледен и страшен завистливый и т. д.

в) Останавливаем глаза на добрых впечалетниях. Посмотри на прекрасное творение, на согласие частей с целым и старайся привести сердце в согласие с Богом. Взгляд на солнце, цветы, пусть настроит тебя к невинной радости. Посмотри на трудолюбие пчел и позавидуй их трудолюбию. Взгляд на солнце, цветы, пусть настроит тебя к невинной радости. Взгляд на чествых людей да одушевляет тебя к добру.

г) Сами глаза блестят невинностью и любовью. «Светлый взгляд радует сердце» (Притч. 15:30). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал. 5:22). Храни любовь и невинность в сердце и твое око будет отражаться той и другой. Доброта сердечная выражается в глазах и взгляде. «Глаза — окна души.»[429 — Блаженного Августина sеrm. 83 dе tеmр.]

2. Ушей.

Наше ухо мы освящаем, если:

а) Заключаем его для неправды. «Мерзость пред Господом — уста лживые» (Притч. 12:22[430 — Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.]). Заграждай слух от всего, чем ослабляется вера в христианскую истину, уничтожается любовь к ближнему и т. д.

б) Отвлекаем его от всякого соблазна. Соблазнительные речи звучат сладко; сердце так легко ими воспламеняется и оскверняется.

в) Преклоняем его для истины. Мы должны охотнее всего бывать там, где раздаются речи веры, любви и надежды. Новые научения, наставления и укрепления в вере мы должны принимать с восторгом.

3. Языка.

Язык, дар слова, освящается, если мы:

а) Владеем в речах самими собой. Кто при огорчениях и неприятностях никогда не извергает гневных речей; кто при клевете удерживается от клеветы; кто всегда говорит непритворную правду и никогда не прикрывает своих погрешностей ложью — тот силен и показывает, что он владеет собой. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3:2[431 — ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.]). «Свяжи серебро твое и золото, и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор» (Сир. 28:28–29). «Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить.»[432 — Святого Амвросия кн. 1 о долж.]

б) Назидаем речами других. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Ефес. 4:25). «Доброе слово развеселяет» человека (Притч. 12:25[433 — Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.]). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефес. 4:29). «От греховных бесед мы должны всячески воздерживаться; а тем, которые ведут подобные речи, мы обязаны заграждать уста.»[434 — Святого Кирилла Александрийского аdvеr. Nеst.]

в) Хвалим велегласно и благодарим Бога. Бог оказал нам неисчислимые благодеяния. Он предал ради нас на искупительные страдания Единородного Сына. Его путьмилость и истина. Не должны ли мы прославлять Его в семье, в Церкви? Дерзнем ли мы заключать нашу благодарность только в сердце?

Язык человеческий имеет великую силу

«Привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (ст.32).

Как только немой был исцелен Иисусом Христом, язык его тотчас обнаружил благодетельную силу на его уши, и через это на его сердце и душу. Он мог теперь сам посредством речи действовать на ближних: «проглагола немый, и дивишася народи.»

Язык человеческий есть сила. Хорошо употребляемый, он приводит других к добру; худо употребляемый, он причиняет много вреда другим.

Язык человеческий имеет великую силу.

1. Во зле.

При сильной наклонности человеческой природы ко злу, человек охотно слушает худое; легко дозволяет злу входить в душу, пускать корни и приносить злые плоды.

а) Гневные речи крайне опасны. И тот, кто их слушает, и тот, кто их произносит, бывает большей частью в высшей степени возбужден и расстроен. Такие речи уважают, как Ева речи диавола, и находят грех всегда более привлекательным. Сказанные перед молодыми людьми, они надолго дают юному воображению кость, которую они грызут и отравляются.

В этом отношении грех имеет силу, вредящую не только душе, но и телу. Через подобные речи предают душу на несчастье и погибель.

б) Речи, сеющие подозрительность к добрым людям доставляют великий вред. Лица правительственные, духовные, начальники всех родов должны жить доверием и могут действовать только через доверие. Если их начинают подозревать, то их доверие и круг их деятельности сокращается или суживается.

Таким подозрениям верят охотно, потому что многих радует, если они слышат, что те, которые выше их, нисколько не лучше их самих.

в) Речи, приводящие к возмущению людей могут принести неисчислимо много зла. В беспокойные времена верят самой крайней нелепости, напр., что мир уже близок к разрушению, что враждебный народ уже желает воевать с вами, что правительство занято планами к подавлению гражданской свободы и т. д. Верят этому и часто крайне безумно действует в этой вере.

г) Речи против сильных мира сего находят отклик отзываются большей частью у бессильных. Как несправедливо обвиняют иногда правительственное лицо; следствие не открыло ничего, а подчиненные должны страдать?!

Не затевали ли часто заговоров и революций вследствие слова и проч.? Как рабочие люди, подстрекаемые ложью, восставали против своих домовладельцев и проч.?

д) Речи против Бога и религии легко воспламеняют умы — это едва ли нужно доказывать. Союз веры и справедливости налагает благодетельные оковы на

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн