Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

они «разгласили о Нем по всей земле той» (ст.31). Тут же Он чудесно исцеляет немого беснуемого, — и «народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (ст.33). Одни только фарисеи остаются постоянны и неизменны в своей злобе, никакие знамения и чудеса не пробуждают их от греховного ослепления; они упорно остаются при том мнении, какое составили себе об Иисусе; они ненавидят Его и выражают это везде и во всем. Вот — единое, в чем мир всегда постоянен!

1. Единое, в чем мир всегда постоянен, это ненависть к Богу.

а) Под миром, о котором мы здесь говорим, разумеются люди, всецело преданные миру, для которых земля и все, что на земле и в земле, составляет высочайшее благо и единственный предмет их стремлений.

б) Мир всегда ненавидит Бога, ибо он всегда против Бога в своем сердце и делает противное Богу в своей жизни, а это есть ненависть (Рим. 8:7[454 — потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.]). Ненавидя Бога, мир ненавидит также:

а. Слово Божье; нападает на него, спорит, порицает или отвергает его, особенно если он не находит в нем опоры для своей беспечности и ложного успокоения (Амос. 5:10[455 — А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.]);

b. служителей Божьих, возглашающих: «примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20[456 — Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.]);

с. последователей Христовых «за правду» их (Мф. 5:10–11[457 — Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.]).

в) Мир не может не питать ненависти к Богу, ибо он весь лежит во зле (1 Иоан. 5:19[458 — Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.]), холоден, мертв и слеп, так что он не знает ни Бога, ни Кого Он послал.

а. Он находится в том положении, как бы Христос и не приходил в мир, даже в более несчастном положении, ибо свет пришел в мир, а он возлюбил тьму (Иоан. 3:19[459 — Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.]).

b. Злые дела мира бывают обличаемы, когда они представляются во свете, поэтому он ненавидит свет и Отца света (Иоан. 3:20[460 — ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.]).

с. Лучшие между чадами мира ненавидят Бога из слепой ревности к своим собственным мнениям, которые они выдают за непреложную истину.

Некоторые имеют ревность к закону, как фарисеи, вооружившиеся против Христа.

Другие возносят Евангелие до ложной благодати и свободы, и отвергают закон, не понимая истинного смысла, когда говорится, что Христос освободил нас от закона (Мф. 5:17–18[461 — Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.]).

г) Чем выше благо, предлагаемое миру, тем больше его неблагодарность, тем неизвинительнее его ослепление и ненависть.

Бог послал Сына Своего, Его распяли. Христос послал апостолов и с ними Евангелие: апостолов преследовали, Евангелие отвергли.

д) Так было всегда со словом Божьим и с теми, которые возвещали это слово в его духе и силе. И в этом мир всегда и везде постоянен.

В любое время и в каждом месте, куда проникает свет Божьего слова и пробуждает людей от греховного сна, там упорный и жестокий мир всегда старается погасить этот свет или, по крайней мере, стать к нему спиной.

Это явление достаточно показывает, что весь род человеческий, происшедший от одной крови, причастен одной и той же естественной порче (Рим. 3:23[462 — потому что все согрешили и лишены славы Божией.]).

2. Вот то единое, в чем мир всегда постоянен!

а) Во всем прочем он удивительно как изменчив и непостоянен.

б) Чада мира ненавидят или любят друг друга, смотря потому, какую выгоду они могут извлечь себе, но в этом одном они делают общее дело.

в) Мера и степень их ненависти к Богу не у всех их одинакова, но однако они все ненавидят Его.

г) Пока они не веруют во свет и не озаряются светом, ненависть дремлет в их сердце; их слепота не прекращается и не прекратится до тех пор, пока они сами не сознают своей болезни и не обратятся, подобно слепцам, к Иисусу Христу, дабы отверзлись «глаза их» (ст.30).

3. Если ты хочешь быть истинным последователем Христовым, то будь готов к ненависти мира (Иоан. 15:18–20;[463 — Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.] Мф. 10:25[464 — довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?]).

а) Стань на страже своей души и охраняй ее от нападений злого мира.

б) Если подвергаешься гонениям, переноси их терпением.

в) Иисус Христос победил мир! «Дерзай» (Мф. 9:22[465 — Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.]).

Нужно делать добро не для своей славы, а для Божьей

«Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (ст.30).

Для чего Иисус Христос запрещает слепым рассказывать о Его чуде, хотя самая видимость чуда не могла остаться в тайне? Этим Господь, по замечанию Златоустого, научает нас избегать славы человеческой, коль скоро она касается нашего личного прославления, а не прославления Бога, действующего через нас (Иоан. 5:41[466 — Не принимаю славы от человеков.]).

Христианин! научись отсюда, что — нужно делать добро не для своей славы, а для Божьей.

1. Если мы желаем стяжать себе истинную, неувядаемую славу, то должны снискивать — ее добродетелями от одного Бога, а не от людей (Мф. 6:1;[467 — Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.] 9:30[468 — И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.] и др.).

а) Что делается для Бога и для славы Божией, за то от Бога и честь (Иоан. 12:26[469 — Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.]).

б) Что делается для славы человеческой, за то и похвала человеческая (Мф. 6:2[470 — Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.]), — и какая похвала? (Ис. 40:6;[471 — Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плотьтрава, и вся красота ее — как цвет полевой.] Сир. 34:2[472 — Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям.]).

в) Истинный христианин делает добро единственно из любви к Богу и ближним, а не из выгод суетной славы, и предназначает его для Бога, чтобы люди, видя его добрые дела, прославили не его, а Отца небесного (Мф. 5:16[473 — Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.]).

2. Если мы стараемся своими добрыми делами приобрести славу от людей, а не ищем славы от Бога; то этим мы показываем, что мир для нас выше Бога, и слава человеческая — лучше славы Божьей (Иоан. 12:43[474 — ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.]).

а) Поступая так, мы не можем назваться истинно-верующими христианами (Иоан. 5:44[475 — Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?]); мы нарушаем обет крещения, которым обещались служить одному Богу; не удостоимся славы Божьей (1 Царст. 2:30[476 — Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.]).

б) Поэтому и заповедано христианам не сообразоваться с духом мира сего (Рим. 12:2[477 — и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.]).

3. Кто своими добрыми делами домогается единственно славы от людей, тот не может быть истинно добрым человеком и становится лицемером.

а) Предназначая свое дело не для Бога, а для людей, такой человек делает добро более всего там, где могут о нем узнать, и менее всего или даже вовсе не делает его там, где оно может остаться втайне.

б) Не имея истинной любви к добру, человек, живущий напоказ, приучается, незаметно для самого себя, к лицемерию и обману. A какой приговор изрекает Господь лицемерам?! (Мф. 23:27; 5:20).

Как опасно ожесточаться против евангельских истин (ст.34)

Мы рассматриваем:

1. Как это бывает.

Человек ожесточается против истин евангелия:

а) посредством упорного коснения в грехе, когда он не ищет и не принимает сердцем и душей возвещаемого ему спасения (Мф. 23:27;[478 — Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.] Деян. 28:27;[479 — Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.] Прит. 23:35;[480 — [И скажешь: ] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».] Прит. 18:3[481 — С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.]);

б) посредством открытой вражды, когда он становится явным или тайным врагом евангелия (ст.34;[482 — А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.] ср. Исх. 5:2;[483 — Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.] Иоан. 6:60;[484 — Многие из учеников Его, слыша

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн