нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.]).
б) Награда будущей жизни одушевляла всех ветхозаветных праведников, о которых говорится в дневном апостоле (ст.35), — всех христианских мучеников!
Как эти примеры посрамляют нас! Ради веры мы не подвергаемся ныне гонениям и смерти. Нам предстоит теперь брань с другими врагами: неверием, легкомыслием, чувственными удовольствиями и проч. Тут мы должны проявить геройский дух благочестия: но проявляем ли мы его?
Примеры святых — сильнейшее для нас побуждение быть твердыми в вере благочестии и уповании христианском
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, …с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (ст.1)
Апостол Павел, побуждая современных ему христиан к неослабному дерзновению в вере и добродетели, указывает им на пример ветхозаветных праведников.
С такой же целью и Святая Церковь совершает ныне память всех святых, не новозаветных только, но и ветхозаветных, и их примером побуждает нас к подвигам веры и благочестия.
1. В вере.
Недуг нашего времени — вольномыслие. Люди, так называемые, образованные считают себя великими мудрецами и хотят сами все испытать и постигнуть. Богооткровенные истины они подвергают своему суду и исследованию — все, что в них есть таинственного и чудесного, ими отвергается или перетолковывается по их узким понятиям.
Вследствие этого происходит охлаждение и сомнение в вере, или совершенная потеря всякой веры.
Чем Святые Отцы утверждают нас в вере?
а) Тем, что они всем сердцем и душей принимали то, чему учит слово Божье и Святая Церковь.
б) Тем, что многие из них даже мирской мудростью превосходили нынешних мудрецов, напр., Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.
в) Тем, что запечатлели истину Христианской веры своей жизнью и кровью, каковы мученики, исповедники и проч.
Поэтому «имея вокруг себя такое облако свидетелей,» отложим «, свергнем с себя всякое бремя,» которая не хочет видеть истины; и «и запинающий нас грех,» который препятствует видеть истину.
2. В благочестии или любви.
Христианин должен не только веровать, но и вести жизнь свою «по вере, споспешествуемой любовию» (Гал. 5:6). Но здесь, как и в вере, есть для Христиан камень преткновения: одни охотно веруют в Евангелие, но неохотно поступают по Евангелию; другие говорят, что Евангелие требует невозможного, и потому беззаботно пребывают в грехе.
От чего это происходит? От той же «гордости и удобообстоятельного греха,» от которых страдает и вера. Ηо как сонм святых утверждает нас в благочестии?
а) Святые были подобные нам люди, с той же плотью и немощами.
б) Они испытывали такие же соблазны и препятствия, если еще не большие. (Рим. 7:23[41 — но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.]).
в) Мир, как теперь, так и тогда, одинаково — «во зле лежит.»
г) Между святыми, ублажаемыми ныне Святой Церковью, были не одни отшельники, но и миряне: мужи и жены, старцы и юноши, богатые и бедные, господа и слуги, воины и мирные поселяне.
Посему никто, ни в каком звании и состоянии, не может уклоняться от дел благочестия под каким бы то ни было предлогом: всесильная благодать и теперь не оскудела.
3. В уповании и терпении.
Труден путь подвижников веры и благочестия (Деян. 16:22;[42 — Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками.] 2 Тим. 3:12[43 — Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.]), но этим путем шел:
а) Сам Начальник веры и Совершитель нашего спасения Иисус (ст.2; ср. Фил. 2:6–8[44 — Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.]).
б) Все ветхозаветные праведники (ст.33–38) и все ублажаемые ныне святые (Апок. 7:13–14[45 — И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.]).
в) Их пример должен утверждать и нас в уповании и терпении.
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, …с терпением будем проходить предлежащее нам поприще…»
Обязанность быть святыми.[46 — Следующие три плана составлены на свободно-избранные тексты, применительно к празднику «Всех Святых.»]
«Будьте святы»
(1 Петр. 1:16).
Кому это сказано? Всем нам, без различия пола, званий и состояний (1 Петр. 1:15;[47 — но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.] Ефес. 2:10;[48 — Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.] Мф. 5: 48[49 — Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.]).
Чтобы сделаться святым, для сего требуется:
1. Пламенное желание святости (Прем. 2:17–20[50 — Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет».]).
а) Тот опасно заблуждается, кто довольствуется своим духовным состоянием и не желает вящшего преуспевания в благочестии. «Если ты не идешь вперед, то непременно подвигаешься назад.»[51 — Блаженный Августин. Eрist. 143.] Невозможно, чтобы человек оставался в том же нравственном состоянии (Иов. 14:2[52 — как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.]). Для достижения истинного венца нужно бежать, пока не достигнем того, к чему стремились: «бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9:24[53 — Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.])! Кто перестает бежать, тот теряет свой труд и венец.
б) «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6); только души, «алчущие» святости, Бог «исполнил благ» (Лук. 1:53[54 — алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;]). Заметим эти выражения: «алчущие и жаждущие:» для достижения святости требуется не простое, но сильное и пламенное желание, как бы голод и жажда. Кто чувствует в себе этот спасительный голод и эту святую жажду, тот не идет, а бежит по пути добродетели с быстротой пламени, охватившего сухой тростник (Премуд. 3:7[55 — Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.]). Итак, кто делается святым? Тот, кто хочет быть святым (Мф. 19:21[56 — Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.]).
в) Нетрудно, при помощи всесильной благодати, сделаться святым тому, кто пламенно желает святости (Премудр. 2:12–13;[57 — Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа;] Мф. 7:7-11[58 — Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.]). «Если я хочу быть другом Божиим, то довольно мне только захотеть теперь — и я делаюсь им.»[59 — Блаженный Августин lib. 8 соnf. с. 7.]
2. Делать все из любви к Богу и для угождения Богу (1 Кор 10:31[60 — Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.]).
а) Наши слова, мысли, желания и действия должны быть постоянным выражением любви к Богу. Невеста Христова, по изображению Песни Песней, занималась ли охотой, была ли на войне, собирала ли виноград, — во всех этих различных состояниях была всегда любима, потому что она все делала из любви к своему Жениху. Так и каждый Христианин, в каком бы звании ни находился, какими бы делами ни занимался, должен все делать из любви к Богу и для угождения Ему. «Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мат 6:22[61 — Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;]). Под оком некоторые из Святых Отцов разумеют намерения. «Добрые дела ценятся по намерению.»[62 — Святой Амвросий Lib. Idе vitа bеаt. Tо же самое говорит и блаженный Августин: bоnum орus intеntiо fасit.] Наше намерение чисто, когда оно имеет своим предметом или славу Божью, или назидание ближних, или собственное высшее благо. «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7[63 — Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.]). «Дела без доброго намерения то же, что жертва без тука или тело без души; Бог их отвергает.»[64 — Блаженный Августин толк. на Псал. 65:15.]
б) Но как редко мы делаем добро единственно из любви к Богу и для угождения Богу? Не большая ли часть из нас, если и делают добро, то или из личной славы, или для достижения земных целей?
Многие из христиан скажут в день суда: «Господи! не от Твоего ли имени… многие чудеса творили» (Мф. 7:22[65 — Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?])? И однако же Господь скажет им: «Я никогда не знал вас» (ст.23), потому что вы делали не для Меня, а для вашей славы и ваших интересов. «Что может быть безумнее, как искать своими делами похвалы от подкупных и бессильных людей, и презирать похвалою Того, Кто силен воздать за дела, угодные Ему» (Мф. 6:3[66 — тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.]).[67 — Святой Иоанн Златоуст бес. 12