Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?] l Kор. 1:18[485 — Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.]).

2. Как это опасно.

Презрение к истинам евангельским сопровождается следствиями:

а) что человек не принимает, наконец, очевиднейших доказательств откровенных истин Божиих (фарисеи — в тексте);

б) что он начинает богохульствовать над всем священнейшим;

в) что он подвергается временной и вечной погибели.

3. Как можно предостеречь себя от этого.

а) Подчиниться в всем слову Христа, ибо оно есть слово Божие;

б) повиноваться во всем Святой Церкви;

в) пользоваться с верностью приобретенной нами или другими духовной опытностью и познаниями.

II. Апостольское чтение. Зачало (116): к Римлянам 15:1–7

1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,

6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении настоящей недели святой Павел продолжает раскрывать наставления, высказанные им в предыдущей главе (14:17–24[486 — Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано.]), об отношении сильных в вере к немощным в вере.

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных,» заповедует Апостол (ст.1). Истинный христианин должен вести свою жизнь так, чтобы его поступки не только удовлетворяли его собственной совести, но и назидали или исправляли других; ибо он живет не один, а в обществе с другими, нередко немощными совестью братьями, о спасении которых он не может не заботиться, как член о членах одного и того же тела Христова.

1. В чем же должно состоять отношение сильных в вере к немощным?

а) Сильные должны иметь терпение, а не презрение к немощным (ст.1; ср. 1 Кор. 9:22;[487 — для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.] Гал. 6:1[488 — Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.]);

б) избегать всякого самоугождения или самолюбия, потому что самолюбивый, любя только себя, не может терпеть ничего, противного своему самоугодию: он не печется ни о ком, кроме самого себя;

в) с любовью и мудростью угождать ближнему, но угождать во благое, т. е. содействовать всеми средствами к назиданию и спасению своих немощных братий (ст.2; ср. l Kор. 10:33;[489 — так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.] 9:19;[490 — Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести.] Гал. 1:10[491 — У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.]).

2. Основанием такого снисхождения сильных к немощным служит для нас пример Иисуса Христа (ст.3), Который во всех своих делах не искал своего, но ради нас отверг всякую славу и переносил всякие поношения, преследования и самую смерть, как написано было о Нем еще пророками, ибо все, что передано нам в Священном Писании прежде, нежели совершилось, преднаписано для нашего научения и наставления, дабы, мы, видя в Священном Писании предсказанные пророками поношения, какие Христос претерпел из любви к нам, сами также переносили великодушно всякое поношение и скорбь из любви к Нему и ближнему, и будучи утешаемы словами Писания, возлагали бы всю свою надежду на Иисуса Христа, Спасителя мира (ст.4; ср. Толк. Никиф. in h. 1.).

Необходимость быть терпеливыми к немощным и служить им «во благо, к назиданию» открывается из того, что, только при такой братской взаимности, можно сохранить святое согласие о Христе Иисусе, соблюсти единение духа, иметь единое сердце и единую душу (ст.5), — а это дает нам возможность едиными устами славили Бога, Который есть Бог терпения и утешения, и Отца Господа нашего Иисуса Христа (ст.6). «Посему, заключает апостол, принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (ст.7) Господь Христос не праведников возлюбил нас, но оправдал нас, приняв грешниками. Так и вы должны сносить слабости ваших братий и все делать для их спасения.»[492 — Блаженный Феодорит. Толк. in h. lосо.]

Извлекаем отсюда следующие темы с планами для проповедей:

Сильные должны носить немощи немощных

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных»(ст. 1)

Как в добром семействе один член заботится о другом, старший помогает младшему и все живут друг для друга: так и в обществе христиан, составляющих единое семейство единого Отца небесного, каждый из членов должен заботиться не о себе только, но и о других (Фил. 2:4;[493 — Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.] Гал. 5:13;[494 — К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.] 6:2[495 — Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.]).

Сильные должны носить немощи немощных.

1. Что это значит?

а) Силен ли кто властью, пусть пользуется ей:

а. не для своих выгод и интересов;

b. но для блага вверенных его власти, помня слово Господа (Марк. 10:43;[496 — Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою.] Премуд. 6:6[497 — ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны.]). Кратко: пусть будет слугой Божиим во благое для своих подчиненных (Рим. 13:4[498 — ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.]).

б) Силен ли кто богатством, пусть употребляет его:

а. не для своих только нужд и не для удовлетворения своим прихотям;

b. но для призрения неимущих (1 Тим. 6:18;[499 — чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны.] Тов. 4:7–8[500 — Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу.]). Вообще: пусть будет смотрителем Божьим над сокровищами, а не их господином (Лук. 12:48[501 — а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.]).

в) Силен ли кто мудростью и познаниями, пусть:

а. служит с любовью своими советами и познаниями ближним;

b. помнит, что между его ближними есть много младенцев, которых нужно питать еще молоком, а не твердой пищей.

г) Силен ли кто верой и благочестием, пусть носит немощи немощных в вере:

а. не презирает и не чуждается их, но с любовью терпит (Кол. 3:13;[502 — снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.] Рим. 15:7[503 — Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.]) и со кротостью врачует их недостатки (Гал. 6:1[504 — Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.]);

b. наблюдает с мудрой осмотрительностью, чтобы не быть преткновением для немощных в вере, отказываясь иногда от позволительного по божескому и человеческому закону (1 Кор. 9:4;[505 — Или мы не имеем власти есть и пить?] 8:13[506 — И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.]). Одним словом, как мудрый отец поступает в отношении к малолетним детям, так и сильный в вере должен поступать в отношении к немощным в вере.

2. Почему это нужно?

а) Так научил нас Иисус Христос и словом и примером своим (ст.3; Марк. 10:45[507 — Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.]).

б) Только при таком отношении сильных к немощным возможно «вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (ст. 4, 5), — а как это необходимо:

а. для нашего земного странствования (1 Кор. 12:26;[508 — Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.] Притч. 17:19[509 — Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.]) и

b. для нашего вечного спасения (1 Иоан. 3:22;[510 — и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.] 4:20;[511 — Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?] Гал. 5:15[512 — Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.])? «Братство во Христе гораздо теснее братства кровного, ибо одно состоит часто только во внешнем, телесном сходстве, а другое доходит до единства души и сердца, как это было между первыми христианами (Деян. 4:32[513 — У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.]).»[514 — Святого Амвросия слов. 9.]

Как много выигрывает наша надежда, если мы основываем ее на научении и обетованиях Священного писания?

«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн