Скачать:TXTPDF
Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн

терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду » (ст.4).

При мраке, в котором скрывается от нас будущее, мы всегда однако стремимся разгадать и узнать его.

Но в этом познании нам отказано. Вместо знания Бог дал нам способность надеяться на то, чего мы не знаем.

Надеждадорога для человека; без нее его состояние было бы безотрадно. Но часто он обманывается в своей надежде, потому что надеется без основания, неразумно, без веры и упования на Бога, — надеется только на земное.

Наша надежда только тогда может успокаивать, укреплять и оживлять нас, если она основывается на научении и обетованиях писаний (ст.4).

Она выигрывает:

1. В чистоте. Надежда очищается от суеверий и от земных только и чувственных ожиданий.

а) От суеверий. Чем мрачнее и неизвестнее будущее, тем более человек употребляет усилий постигнуть его, тем беспокойнее он старается предугадать свою судьбу.

Это особенно бывает в несчастьях или если предстоит ему тяжелая участь.

Чего не может он узнать естественным путем, то он старается узнать через чудеса.

Он верит гаданьям, ворожбе; через это обманывается, унижает свой разум, оскверняет сердце и делается еще безнадежнее и несчастнее.

Но, если вы основываете вашу надежду на Священном писании, то она очищается от предрассудков, потому что слово Божье запрещает такие безумные предугадывания будущего (Лев. 19:31;[515 — Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.] 20:6;[516 — И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее.] Мих. 5:12[517 — исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя.]).

Такое предугадывание противоречит тому благоговению и упованию, какими мы обязаны Богу.

Суеверный хочет уничтожить Божий порядок, по которому будущее должно оставаться скрытым для людей, и поступает против Божьей воли. Он не верит в мудрость и благость Божью, устраивающую всё, а также будущее, к благу людей.

Кто следует научениям Священых Писаний, тот ожидает с терпением, смирением и упованием, пока угодно будет вечной мудрости открыть будущее и исполнить нашу надежду.

б) От земных, чувственных желаний. Надежда мудрого христианина никогда не направляется исключительно к земным благам. Он знает природу и свойство таких благ, — знает, как они непостоянны и как мало доставляют истинного удовлетворения.

Он ищет обладания ими, как средства к осчастливанию себя и других. Но он желает и ожидает их с умеренностью и сознанием, что он в состоянии обойтись без них, не чувствуя себя несчастным. Он знает высшие благороднейшие блага, к которым направлены его желания. Так надежда его становится чистой от неумеренных земных желаний!

Такую чистоту будет иметь наша надежда, если мы основываем ее на Священных Писаниях.

Они учат нас знать свойство земных вещей и направляют наше стремление к благам нетленным. Они указывают всем людям на высшее призвание и обещают тем, которые живут сообразно с этим призванием, исполнение их земных желаний, в той мере, в какой они согласуются с мудрыми Божьими целями.

2. В уверенности. Как сомнительны и неверны бывают обыкновенные человеческие надежды! Как многие жалуются на суетность их, на обольщение, испытанное ими! Как иной предается совершенно безнадежности, погружается в самое мрачное состояние, какое только может быть! Отчего происходит это?

Это было бы гораздо реже, если бы люди основывали свою надежду на изучении и обетованиях писаний. Тогда она приобретала бы уверенность и твердость.

Уже через то, что она очищается от суеверий и земных желаний, она реже подвержена обольщению и суетности. Но кроме того, она приносит с собой в сердце уроки мудрости и житейского благоразумия, которые предохраняют нас от легкомыслия, непостоянства, необдуманности, робости и уныния.

Она просвещает разум, учит нас различать добро и зло, предохраняет от обмана, заблуждения и чувственности, от гордой самонадеянности, от излишнего упования на людей и на земные сокровища.

Она направляет нашу душу к Богу, от мудрости, всемогущества и благости Которого мы можем ожидать всякого блага, Его помощи, защиты и благословения.

Примеры благочестивых мужей, которых надежда непосрамлена: Авраам, Иов, Давид, Павел.

3. Во влиянии на наше успокоение и осчастливливание:

Надежда дана смертным для успокоения и осчастливливания. Она должна несколько озарять мрак будущего и представлять его нам в тихом свете; — уменьшать страх будущего. Она должна оживлять и укреплять дух, подавленный тяжелой судьбой; — успокаивать в лишении дорогих благ жизни; — одушевлять к деятельности, к мужественному освобождению от опасностей.

Так действует она на наше осчастливливание.

Но она не может иметь этого влияния, если не основывается на писаниях, если через них не становится твердым благочестивым упованием на Бога.

Легкомысленный, нечестивый, порочный также надеется, но его надежда становится неумеренным пожеланием, которое мучит; о ней говорится (Притч. 10:28;[518 — Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.] 11:7[519 — Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.]).

Он в своей надежде сомневается, тоскует, боится, потому что то, на что он надеется, зависит от случайных обстоятельств, непостоянно или ищется им неправильным путем.

Кто основывает свою надежду на слове Божьем, тот находит в ней источник успокоения и довольства.

Как бы ни было для него мрачно будущее, радостный луч надежды озаряет его будущее, представляет ему его судьбу в лучшем виде и в случае несчастий и опасностей, не допускает его до отчаяния в помощи и спасении в надлежащее время.

Он знает, что «любящим Бога вся споспешествуют во благое,» что скорби и страдания приносят ему великую пользу (2 Кор. 4:17–18[520 — Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.]). Бог его Избавитель, свет и спасение, чего же ему страшиться?

Упование благочестивых не посрамит (Рим. 5:3–5[521 — И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.]).

Высокая цель христианского общества — прославлять Бога своими делами и жизнью

«Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (ст.6).

1. Как эта цель достигается?

а) Через неослабное стремление к истинному познанию и достойному прославлению Бога.

Цель, которой хочет достигнуть христианское общество, — не земная и тленная.

Оно есть христианское общество, потому что исповедует учение Христа, верует по этому исповеданию в единого истинного Бога и Его же Он послал.

Если общество желает, чтобы люди истинно познавали и почитали Бога, оно само должно неослабно стремиться к такому Богопознанию и Богопочитанию.

Для этого имеет оно средства и благодатные учреждения: Библию, общественное богослужение и таинства.

Если христианское общество пользуется верно и благоговейно этими средствами, то уменьшаются невежество, суеверие, заблуждения, предрассудки: оно будет возрастать в познании Бога и Иисуса Христа.

Тогда будет распространяться сокровище спасительных познаний, а с ними уважение к вере, надлежащая оценка ее высокого достоинства и превосходства.

Не будет ли через это прославляться Бог?

Истинное Богопознание ведет также к достойному Богопочитанию. Оно состоит не в одном только участии в общественном Богослужении, не в соблюдении только внешних религиозных обрядов и постановлений; но и во внутреннем, глубоком благоговении перед Богом, в сердечном, постоянном послушании Его закону, в споспешествовании Его святым целям, в обнаружении пламеннейшей любви и благодарности к Нему.

Такое почитание есть вместе и прославление Бога. Оно есть громкое и публичное признание Его высочайшего величия и нашей зависимости от Него, сознание Его бесконечного совершенства и нашего смиренного стремления благоугождать Ему.

б) Через единство в вере и любви. К этому увещевает Апостол христианское общество (ст.5, 7)

а. Единая вера соединяет всех членов христианского общества. Поэтому не должно быть между христианами единой Церкви никаких споров и разногласий в вере, никакой ненависти и вражды. Через это Бог не прославляется.

Мы имеем одну веру в Бога в Иисуса Христа; исповедуем одну матерьЦерковь (Ефес. 4:2–6[522 — со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.]). Но в этой вере мы должны стоять твердо и непоколебимо, исповедывать ее сердцем и устами, отстаивать ее против насмешек и нападений неверующих. Через такое исповедание христианское общество прославляет Бога.

b. Единство в вере производит также единство любви — «принимайте друг друга, как и Христос принял вас» (ст.7), с такой же сердечной любовью и благожеланием, как Иисус Христос.

Он не делал никакого различия между иудеями и язычниками, но всех принимал в свое царство (Иоан. 11:52[523 — и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.]).

В христианском обществе должно господствовать единение в любви, которое не должно быть нарушаемо, а оно уничтожается различием звания и состояния, происхождения и образа жизни.

Единым сердцем, полным любви, скромности и услужливости должны обладать те, которые разрознены гражданскими отношениями; — знатный и богатый должен относиться с почтением и человеколюбием к бедному и незнатному; — этот в свою очередь отплачивать тому доверием, чтобы сердца всех были едины в любви, чувства всех были едины в любви, чувства всех выражались в радости об общем благе, и стремления всех направлялись к тому, чтобы осчастливить друг друга.

Вот достойнейший образ прославления Бога!

Где господствует такое единство веры и любви, там все христиане будут «единодушно едиными устами прославлять Бога» за то, что Он соединил их во Христе.

2. К чему приводит эта цель?

а) К истинному благочестию и добродетели. Благочестие есть плод истинного Богопознания.

В нем, т. е. в благочестии, выражается самым достойным образом прославление Бога (Мф. 7:16,[524 — По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?] 21[525 — Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.]).

В обществе, члены которого всегда стремятся к истинному познанию и почитанию Бога, всякое добро находит славную и плодоносную почву; там лежит зародыш ко всякой добродетели; там развиваются мало по малу все великие преимущества и прекрасные качества духа и сердца, которыми отличается истинный христианин. Чистота сердца и поступков, верное исполнение обязанностей, деятельная ревность ко всякому добру, бескорыстное братолюбие, смирение, упование на Бога и т. д.

Плевелы неверия и порока туда не вторгаются, не находят никакого питания и должны мало по малу сами собой погибнуть.

Члены такого общества дают друг другу поощряющий пример и образец каждой добродетели.

В нежном детстве и юности насаждается, питается и образуется благочестивое чувство, чтобы оно созревало до совершенства.

б) К миру и радости. Такое общество всеблагий

Скачать:TXTPDF

Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели по Троице 1-17. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн